Урок математики в 3-м классе по теме "Закрепление внетабличного умножения"

Разделы: Начальная школа


Виды деятельности: коллективная работа, самостоятельная работа, работа над задачей, геометрические вычисления.

Цели урока: закрепить умение умножать двузначное число на однозначное, умение решать задачи, закрепить умение находить периметр прямоугольника, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: учебник «Математика» 3 класс, авторы/М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова., С.И. Волкова, С. В. Степанова, индивидуальные доски, карточки с дифференцированными заданиями, плакаты, показывающие взаимосвязь в природе.

Ход урока

Психологическая установка на урок.

– Улыбнемся друг другу. Сядьте в позу «кучера», закройте глаза. (Под музыку дети повторяют за учителем)

– Я в школе на уроке.
– Сейчас я начну учиться.
– Я радуюсь этому.
– Внимание мое растет.
– Память моя крепка.
– Голова мыслит ясно.
– Я хочу учиться.
– Я очень хочу учиться.
– Я готов к работе.
– Работаю.

1. Организационный момент.

– Ребята, какое сегодня число?

– 8 февраля.

– Что вы можете сказать о числе восемь?

– Оно однозначное.

– Почему?

– Для его записи нужен один знак.

–В нем восемь единиц.

– Февраль-какой месяц по счету?

– Второй.

– Чему равно произведение 8 и 2?

– 16.

– При умножении каких еще чисел произведение будет равно 16?

– 16 и 1; 4 и 4.

– Запишем в тетради сегодняшнее число, классная работа.

– Ребята, сегодня на уроке мы будем закреплять наши знания, полученные на предыдущих уроках, вспомним и узнаем много интересного.

2. Устный счет.

– Ребята, отгадайте загадку:

В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись…

– Дятел (Учитель показывает картинку с изображением дятла.)

– Что вы знаете о дятле?

Ответы детей. Учитель делает обобщение:

– Дятел – лесной доктор. Он избавляет деревья от насекомых-короедов. Добывая корм, он делает в деревьях выемки. Их охотно используют для своих гнезд маленькие птички.

Получается взаимосвязь: дерево – дятел – птицы. (Учитель наглядно показывает эту взаимосвязь с помощью схемы.)

– Эта схема отражает, как связаны растения и птицы между собой. А кто из вас знает, как называется наука о взаимосвязи в природе?

– Это мы узнаем, когда расшифруем слово. (Дети в тетрадях записывают букву, которая соответствует ответу).

1*7= э           82:1=л          1*1=и
98*1= к   0*92=о   9*3=я
73:0= о   1*65=г    

– Какое слово у вас получилось?

– Экология.

– Что такое экология?

Ответы детей: – Наука о доме, но не о том доме, который построил строитель из кирпича, а том природном доме, который есть у каждого растения, животного. Все то, что нас окружает в природе – это наш дом.

– Экология – наука, которая исследует, как живые существа связаны между со всем тем, что их окружает. Она изучает, например, как растения связаны с воздухом, водой, другими растениями.

3. Решение задачи (стр. 9 №1)

– Отгадайте еще одну загадку:

Лежит Егор под межой,
Накрыт зеленой фатой.

– Огурец.

(Сообщение заранее подготовленных учеников.)

– Родиной огурца считают Индию. Название «огурец» а Индии связано с именем индийского князя. В Древнем Египте изображение огурцов встречается в храмах. Древние римляне круглый год выращивали огурцы в парниках. Одним из распространенных блюд в России в 15 веке был суп, где мясо варилось в огуречном рассоле. Огурцы выращивают и солят и сейчас. Давайте решим задачу про огурцы. (Чтение задачи самостоятельно)

– О чем эта задача?

– Что надо узнать в задаче?

– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

– Почему?

– Что надо узнать сначала?

– Как это узнать?

1) 8:4=2 (кг) – в одной банке.

– Можем ли теперь ответить на главный вопрос задачи?

2) 40:2=20 (б.) – потребуется.

Ответ:20 банок.

4. Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Встрепенулся, повернулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

5. Работа над пройденным материалом.

– Отгадайте загадку:

– Какой колокольчик не звенит?

– Цветок.

– Для чего нам нужны цветы?

Ответы детей. Учитель делает обобщение:

– Цветы нужны не только для украшения, но и для питания бабочек и пчел. Они питаются нектаром. Но и цветам плохо без пчел, потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не будет плодов и семян. Пчелы из нектара вырабатывают мед, который мы с вами употребляем в пищу.

– Получается взаимосвязь: цветок – пчела – человек (Учитель наглядно показывает эту взаимосвязь с помощью схемы.)

А) Давайте устно решим задачу.

– Школьники пошли гулять на поляну. Ученики первого класса сорвали 15 цветов, а ученики 3 класса сорвали 20 цветов. Сколько бабочек останется без обеда, если одна бабочка в среднем, чтобы быть сытой должна попробовать нектар с 7 цветов?

– Сколько цветов сорвали ученики? (Решение задачи записывается на индивидуальных досках, ответ показывается учителю)

1 кл. – 15 цв.
3 кл. – 20 цв.
1 б. – 7 цв.
(15+20):7=5 (б.)

Б) Индивидуальная самостоятельная работа.

– Цветы украшают нашу жизнь. Их дарят на праздники, торжества. Для этого их выращивают а оранжереях.

– Я для вас приготовила бумажные цветы, на которых записаны примеры для самостоятельной работы.

В) Взаимопроверка.

6. Физминутка.

Мы – туристы,
Мы в пути.
Веселей шагайте ноги.
Легче выдох,
Глубже вдох.
Впереди течет ручей,
Перепрыгнем поскорей.

7. Геометрический материал.

– Жил один садовод. Он развел огород в виде прямоугольника . Найдите периметр и площадь клумбы, стороны которой равны 5 м и 8 м .

АВСД – прямоуг.
А=5 м
B=8м
S=?
P=?

S=5*8=40 (м)
P=(5+8)*2=26 (м)
Ответ: 40 м, 26 м.

8. Упражнение для глаз?

– Отгадайте загадку:

Рос ребенок, не знал пеленок.
Стал стариком – сто пеленок на нем.

– Капуста.

– Археологические раскопки свидетельствуют о том, что человек начал возделывать капусту со времен каменного века. Еще в Древней Греции ей приписывали способность исцелять от болезней, а соком смазывали раны.

– Какое животное любит лакомиться капустой?

– Заяц.

– Какой из зайцев доберется до капусты первым? (Ученикам показывается рисунок-путаница, на которой изображены два зайца, бегущие к кочану капусты. Дети должны определить, какой из них добежит первым).

– Чем питаются зимой зайцы?

Ответы учеников.

– В коре осины содержится до 10 % жира. (Учитель наглядно показывает эту взаимосвязь с помощью схемы.) (Цепочка: капуста – заяц – лиса)

9. Самостоятельная работа – математическая цепочка.

– Вы все поняли, какое большое значение имеет наука экология. Но если вы заметили, она тесно связана с математикой, ведь во всем нужны точные числовые подсчеты. Поэтому, чтобы стать экологом, мы сначала должны научиться правильно выполнять вычисления.

Решим математическую цепочку. Врачи утверждают, что если человек съест 600 граммов этой ягоды, то он запасется витаминами на всю зиму. О какой ягоде идет речь?

4+5*12-40*0+16:4-48:24=66

– Это земляника.

*10. Физминутка «Сбор ягод».

11. Устное решение задачи.

– Вы все знаете, какое важное значение в природе имеет вода. Но, к сожалению, не все люди расходуют ее экономно.

В квартире подтекает водопроводный кран. За 1 час набегает 12 полных стаканов воды. Сколько воды вытечет из водопроводного крана за 8 часов?

1 ч. – 12 ст.
8 ч. – ?

– Как удобно решить эту задачу?

– 12 надо представить в виде суммы разрядных слагаемых.

12*8=(10+2)*8=96 (ст.)

96 стаканов – это почти 24 литра.

Ученик читает подготовленное стихотворение.

Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!

12. Итог урока, домашнее задание.

– Что вам особенно понравилось на уроке?

– Какой вывод вы сделали для себя из нашего урока?

13. Пальминг (упражнения для снятия глазного напряжения)

– Всем спасибо! Мне было приятно с вами работать.