Методическая разработка урока "Великая Отечественная война — итоги"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  1. Обобщить знания учащихся по теме, раскрыть причины победы советского народа в Великой Отечественной войне, оценить вклад СССР в победу над фашистской Германией и милитаристской Японией, сравнить свои выводы с выводами западных историографов.
  2. Развивать навык работы с документами, дополнительной литературой, умение оценивать, анализировать изучаемый материал, умение общаться, отстаивать собственную позицию.
  3. На примере событий Великой Отечественной войны показать мужество, стойкость солдат советской армии, тружеников тыла, воспитывать патриотизм, умение сопереживать, активную гражданскую позицию.

Оборудование: видеофильм «Воронеж», карта «Вторая мировая война», сборники с документами (Задания для самостоятельных работ по истории СССР, авт. Гевуркова Е. А.), цитата «Не было в мире такой силы, которая могла сломить и сокрушить германскую армию и нанести ей такие колоссальные потери, как это сделали русские, Советская армия» – У. Черчилль, премьер-министр Англии.

План урока.

  1. Актуализация знаний (проверка домашнего задания).
  2. Работа с документами
  3. Выводы
  4. Домашнее задание.

Ход урока

1. Орг момент. Проверка готовности к уроку.

Боец, товарищ! На тебя
Устремлены глаза Отчизны.
Безмерно Родину любя,
Ты не щади ни сил, ни жизни.
Чтоб сбросить ворога за Дон
И разгромить его за Доном,
Твой натиск должен быть силен,
Твое упорство – разъяренным.
Оружью верный своему,
Ты наше Знамя не уронишь!
Грозна опасность, потому
Ты должен отстоять Воронеж!

Ученик читает выдержку из книги А. Гринько «В боях за Воронеж»: У убитого обер-ефрейтора Алоиза Луринга было найдено неотправленное письмо. Рассказывая приятелю о боях за Воронеж, Луринг писал: «Я не могу тебе передать, что здесь происходит. Поверь, что ничего подобного я еще не видел и не переживал за все время войны. Каждый день стоит нам жизней. Наш батальон расформирован – в нем почти ничего не осталось. Я попал в 5-ю роту. Уже сейчас в ней меньше людей, чем должно быть в одном взводе... Русские очень отчаянные люди. Они упорно сопротивляются и не боятся смерти. Да, Россия – это загадка для всех нас. Иногда мне кажется, мы втянуты в очень опасную авантюру». 

Просмотр видеофрагмента.

  • Что вы знаете о событиях, показанных в фильме?
  • Каких военачальников, принимавших участие в боях за Воронеж, вы знаете?
  • Как вы думаете, какое значение в ходе Великой Отечественной войны имела битва за Воронеж?
  • Что означают следующие события, понятия: Мюнхенский сговор, политика умиротворения, Перл-Харбор, аншлюс Австрии.
  • Расположите в хронологической последовательности: начало Второй мировой войны, Антикоминтерновский пакт, принятие Атлантической хартии, битва за Москву, Ялтинская конференция, снятие блокады Ленинграда, освобождение Воронежа, Потсдамская конференция.

2. Основная часть урока.

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с рядом документов, касающихся событий Вов, проанализировать их и сделать выводы об итогах и уроках войны.

Итак, первая группа документов.

Вот несколько высказываний западных историков о роли второго фронта.

Английский историк Лиддел Герт: высадка союзных войск в июне 1944 г. в Нормандии была «наиболее драматичным и решающим событием войны».

Английский историк Б. Кольер, оценивая военные действия в 1944 р., утверждал: «Широко распространенное мнение о том, что главное бремя войны с Германией несет Россия, не имеет под собой никаких оснований».

Во второй половине 1944 г., указывается в американской «Энциклопедии военной истории», на Запад «поспешно перебрасывались подкрепления из Германии и с Востока».

По словам историка Э. Зимке, основные усилия Германии в 1944 г. «были сосредоточены на Западе»,

Как вы оцениваете эти высказывания? Правомерны ли они? Свою точку зрения аргументируйте. Помогут разобраться в этом следующие данные.

Состав сил в наиболее крупных операциях в Северной Африке и Италии

Операция Личный состав (тыс. человек) Орудия и минометы (тыс. шт.) Танки (тыс. шт.) Боевые самолеты (тыс. шт.)
англо-амер. войска фаш. войска англо-амер. войска фаш. войска англо-амер. войска фаш. войска англо-амер. войска фаш. войска
Сражение под Эль-Аламейном (1942) 230 80 2,31 1,22 1,44 0,54 1,50 0,35
Сицилийская операция (1943) 478 255 1,8 0,6 Около 0,2 Свыше 4,0 Около 0,6

Состав сил в важнейших наступательных операциях на советско-германском фронте 

Операция Личный состав (тыс. человек) Орудия и минометы (тыс. шт.) Танки и САУ (тыс. шт.) Боевые самолеты (тыс. шт.)
СССР фаш. блок СССР фаш. блок СССР фаш. блок СССР фаш. блок
Контрнаступление под Москвой (1941—1942) 1100 1708 7,65 13,5 0,77 1,17 1.0 0,61
Контрнаступление под Сталинградом (1942— 1943) 1106 1011 15,5 10,29 1,46 0,67 1,35 1,21
Контрнаступление под Курском (1943) 2266 900 33,0 10,0 4,8 1,8 4,3 2,1

Вывод: СССР внес решающий вклад в избавление мира от угрозы фашистского порабощения. По своим масштабам советско-германский фронт в течение всей войны являлся главным.

Что же помогло выстоять советскому народу? Вторая группа документов.

«Магнитогорск победил Рур» – такое лаконичное и образное выражение нередко встречается в работах западных историков, освещающих события второй мировой войны.

Какой смысл вкладывается в это выражение? Свой ответ аргументируйте конкретными фактами.

Во второй половине 1941 г. на производство пришли 360 тыс. учащихся 8-10 классов.

В 1944 г. среди рабочего класса насчитывалось 2,5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тыс. подростков.

В одном из колхозов Казахской ССР 14-летний Алеша Бойченко ежедневно перевыполнял установленный для подростков минимум трудодней в 6-7 раз. В 1947 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

 Из воспоминаний К.К. Рокоссовского:

«Война наложила тяжелый отпечаток на экономическую жизнь страны. Заготовительным органам было трудно справиться с необычайно возросшим объемом работы. И войскам пришлось взять на себя часть их функций. Центр возложил на нас задачу помочь местным органам в заготовке продовольствия и фуража. Мы сами понимали, что без этого не обойтись. Почти все мужчины, способные носить оружие, ушли сражаться с врагом. В колхозах и совхозах остались женщины, старики, подростки. Трудились они героически, но все-таки недостаток рабочих рук не всегда удавалось восполнить. В конце лета (1943 г.) мы выделили 27 тысяч солдат под командованием 250 офицеров для работы на колхозных и совхозных полях в Орловской, Сумской, Черниговской, а позже и Гомельской областях. Они помогали в уборке. 2000 машин, выделенных фронтом, возили обмолоченный хлеб на мельницы, а оттуда на фронтовые склады».

Проанализируйте приведенные в таблице данные и сделайте выводы.

Объем производства в важнейших отраслях военной промышленности в процентах к 1940 г.

Промышленность 1941 г. 1942 г. 1943 г.
Авиационная 126 178 223
Танковая 112 184 234
Вооружения 145 191 200
Боеприпасов 152 218 261

В 1941 г., обращаясь к рабочим Ижорского завода Ленинграда, поэт писал:

Они трудились здесь и жили,
Не расставались никогда
И на войну не уходили –
Война сама пришла сюда.

После прорыва блокады Ленинграда в городе развернулся, как тогда говорили, «заплаточный ремонт». Самым срочным и массовым видом ремонтных работ был ремонт кровли. Кровельщиками в то время в основном были женщины. А на одном из объектов даже работала бригада 14—15-летних кровельщиков. Ее бригадиром был мальчик 15 лет.

В докладной записке, которую он называл «накладной», мальчик жаловался на одну из своих работниц: «...она плохо работала, потому что принесла с собой куклу и играла на крыше с куклой. Когда я сделал ей замечание, то она после обеда принесла кроме куклы еще и куклину кровать. Прошу принять меры».

О чем свидетельствуют приведенные выше факты? Как вы их можете оценить?

Вывод: Экономическая победа над фашистской Германией и ее сателлитами в решающей степени была заслугой напряженно трудившихся рабочих, крестьян, служащих.

Обратимся к нашему учебнику, авторы которого приводят ряд цифр, позволяющих по иному взглянуть на потери советского народа. С. 259.

Вторая мировая война унесла более 50 млн. человеческих жизней, из них около 27 млн. сынов и дочерей Советского Союза.

На полях сражений сложили головы сотни тысяч советских воинов. За освобождение Польши пали 600 тыс. наших солдат и офицеров, Чехословакии – 140 тыс., Венгрии – 140 тыс., Румынии – около 69 тыс., Югославии – 8 тыс., Австрии – 26 тыс., Норвегии – более 2 тыс., Финляндии – около 2 тыс., Китая – 8 тыс., Кореи – 1,5 тыс. Свыше 100 тыс. советских воинов полегло на земле Германии.

Какие выводы можно сделать на основе этих данных?

В Сталинграде было разрушено почти 42 тыс. домов, 126 предприятий. Только в 1945 г. в городе закончили работу саперы, обезвредив около полутора миллионов мин, бомб и снарядов.

В годы Великой Отечественной войны в среднем ежедневно погибало 15 тыс. советских людей. Если бы мы решили почтить минутой молчания каждого погибшего в эту войну, нам бы пришлось молчать целых 38 лет.

Оцените эти факты и сделайте выводы.

Вторая мировая война не могла не затронуть международных отношений.

Принимая решение о ядерной бомбардировке японских городов Хиросима и Нагасаки, американские политические и военные лидеры были хорошо осведомлены о намерениях Токио капитулировать и понимали, что в применении нового оружия нет никакой военной необходимости. Документы, подтверждающие этот факт, были найдены в архивах США американским историком Гаром Элперовицем, автором книги «Атомная дипломатия: Хиросима и Потсдам». В числе обнаруженных им документов есть секретный доклад отдела по проведению операций армии США, из которого явствует, что исход войны с Японией решило вступление в нее СССР и наступление советских войск в Маньчжурии. Этот вывод, отмечает автор, опровергает до сих пор существующую в США официальную точку зрения, согласно которой именно атомная бомба сыграла главную роль в победе над японским милитаризмом, а ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки были необходимы для спасения жизней сотен тысяч американских солдат.

Еще за два месяца до бомбардировки Хиросимы, указывает Элперовиц, начальник штаба армии США генерал Дж. Маршалл, основываясь на донесениях разведки, заявил президенту Г. Трумэну, что вступление Советского Союза в войну с Японией скорее всего заставит ее капитулировать. После того как на Потсдамской конференции была достигнута окончательная договоренность о вступлении СССР в войну с Японией, президент США записал в своем дневнике: «Когда это случится — японцам конец». Как явствует из того же дневника, Трумэну к тому времени уже было известно о попытках японского императора Хирохито через дипломатические каналы добиться прекращения войны. Япония, без всякого сомнения, была готова к капитуляции.

Чем можно объяснить решение США подвергнуть ядерной бомбардировке Хиросиму и Нагасаки? Какие цели преследовал Вашингтон? Какую оценку действиям администрации Трумэна можно дать?

Вывод: Одним из главных итогов войны стала новая геополитическая ситуация. Она характеризовалась нарастающим противостоянием капиталистических и социалистических стран мира. Исключительный драматизм противостоянию придавало то, что он развивался в ядерную эпоху, в которую вступило человечество в августе 1945 г.

Заключение.

В черном пласту петергофской земли
Матросскую флягу как-то нашли.
Была в ней записка в несколько строк:
«Бились…погибли…» А поперек
Слова, что огнем обжигают сейчас:
«Живые, пойте о нас!»
Я этих слов позабыть не могу.
Всегда мы у них в неоплатном долгу.
«Живые, пойте о нас!»
Это не просьба, это приказ!

Они исполнили свой долг солдатский,
Плечом к плечу стояли под огнем.
Теперь они лежат в могиле братской
Плечом к плечу в бессмертии своем
Вечная вам память, вечная слава!