Урок литературного чтения во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема:

  • «О чем ты думаешь, снегирь?» И.Беляков
  • «Узоры на снегу» И.Соколов-Микитов

Цели:

  1. Работать над формированием навыков чтения и развитием речи;
  2. Уделить внимание нравственному воспитанию учащихся;
  3. Способствовать формированию основ здорового образа жизни.

Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, картина с изображением зимнего леса, таблицы для речевой разминки,слова и следы зверей на слайдах, мультимедийная установка, магнитофон, аудиозапись.

Ход урока.

1. Организация класса

- Прозвенел уже звонок.
Ну, а ты проверь, дружок,
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Должен помнить каждый:
Урок сегодня очень важный.

2. Актуализация знаний.

Учитель: -Вы попробуете сами определить тему, над которой мы будем работать.

3. Речевая разминка (на доске карточки со следующими фразами)

  • Саночки-самокаточки,
  • Садись, да катись.
  • Летом не попотеешь-зимой не согреешься.
  • Зимой в саду видали вы,
  • На ветках зрели яблоки?

-Есть ли здесь хоть одна пословица? (дети читают)

-Какие еще произведения здесь есть?

Дети упражняются в выразительном чтении скороговорки, загадки.

-О ком загадка? Как догадались?

(учитель показывает картину снегиря)

-Кто же догадался, чему мы посвятим сегодня урок? (дети высказывают свои предположения)

Учитель: вы правы, мы познакомимся с стихотворением И.Белякова, из которого узнаем, как зимует эта птица.

4. Работа над стихотворением: «О чем ты думаешь, снегирь?»

- На стр.147 вы прочитаете это стихотворение и ответите на вопрос.

(дети самостоятельно читают)

Ах, до чего мороз сердит!
Кругом снежок, снежок..
Снегирь на веточке сидит,
Снегирь пылает и горит,
Как маленький флажок.
И сад,
И роща, и пустырь…
Все в тихом зимнем сне.
- О чем ты думаешь, снегирь?
–Конечно, о весне!

-Почему вы так думаете? (ответы детей)

- Вы правы. Зима приносит много бед и птицам и животным. Снегирь, хоть и зимующая птица, но и ему приходится и холодно, и голодно. Вы уже знаете, как помочь нужно птицам.(Учащиеся высказывают свои варианты, как можно помочь).

-Ребята, вы правильно думаете, я вижу, что вы не равнодушны к мерзнувшим птицам. Но если вы еще будете и делать то, о чем сказали, это будет очень ценно и для вас, и для птиц.

5. Первичное закрепление текста.

-А сейчас вернемся к первым строкам .

-Какие чувства передает автор? ( Если ученики затрудняются, учитель подводит их к выводу: автор восхищается зимней природой).

- Какие чувства испытываете вы?

- Читаем следующую часть и учимся голосом передать наши чувства.

-Почему он его так описывает? -Что его окружает?

Учащиеся упражняются в выразительном чтении.

6. Физ. пауза (звучит легкая музыка: учащиеся отдыхают, закрыв глаза, наклонив голову назад)

7. Вторичное закрепление.

Работа в тетрадях на печатной основе

Стр.72 з.1

-Сколько здесь предложений? Вспомните, какие знаки были в тексте у автора и выполните задание.

(работы проверяются учителем у отдельных детей)

8. Физминутка.

Мы читали, читали и немножечко устали.
Встали, пошли, в лес пришли.
Гуляли, гуляли, никого не видали!

9. Работа над текстом «Узоры на снегу» И. Соколов-Микитов.

(учащимся показывается слайд зимнего леса)

-Кто из вас захотел оказаться там? Но ведь в лесу много снега, идти трудно, холодно.

(предположительные ответы: можно встать на лыжи)

-Именно это я хотела от вас услышать: свежий зимний воздух, прогулка на лыжах доставит вам много радости и взбодрит ваш организм.

-Скажите, а много зверей вы встретите в это время в лесу? Почему мы думаем, что они спят?

-Послушайте,как описал жизнь зверей зимой в лесу И.Соколов-Микитов

(учитель читает рассказ «Узоры на снегу» с.145-146)

-О каких узорах вы услышали?

- Какие звери встретились нам? Всех зверей вы представили? Какой зверь не обитает в наших лесах?

Владимирцева Л.И. 218-378-490

На доске слово: горностай и картина с его изображением.

-Ребята, посмотрите на меня и моргните, кто хочет читать, кто не боится новых слов.

Повторное чтение проходит «цепочкой».

-Как вы думаете: все следы у зверей одинаковые? А нужно ли знать их? Зачем?

Если вы считаете, что только охотникам, тогда я предлагаю вам сыграть в игру «Охотники»

(детям показывают слайд со следами зверей и карточки на доске с названием этих животных : мышь, лось, сорока, заяц, белка)

-Ваша задача, догадаться, чей где след?

(дети доказывают свои догадки и соединяют их стрелками)

10. Закрепление: выборочное чтение.

-Как описал автор поведение зайчика, хитрость лисы, грациозность лося, сноровку горностая.

11. Физминутка.

Встать на лыжи нам пора.
Не устала, детвора?
Лыжи весело скользят
Хотят друг друга догонять.

12. Работа в тетради на печатной основе с.71

-Я вам предлагаю отгадать кроссворд, только работать вы будете вдвоем, чтобы и быстрее, и правильнее, и помочь друг другу.

Проверка проходит фронтально.

13. Рефлексия:

- Кому запомнилось стихотворение?

-Что интересного узнали из рассказа «Узоры на снегу»?

-Послушайте одну историю вам расскажет ученик, как знания помогают в жизни.

(подготовленный ученик кратко пересказывает рассказ Е.Пермяка «Знакомые следы»)

- Кто остался доволен своей работой на уроке? Кто считает, что ему дома надо еще поупражняться в чтении?

14. Д.з.

Чтение текста с.145-146, с.147 выразительное чтение, р.т.с71 (1з.)

15. Оценки.

- Урок закончен. Я рада, что мы успели выполнить все, благодаря вашей активности, взаимопомощи, желанию выполнять задания. И не забывайте в жизни делать то, о чем мы сегодня говорили

Приложение.