Урок по предмету "Окружающий мир" в 4-м классе на тему "Лес и человек"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.
  • Сформировать знания о нормах и правилах поведения в природе.
  • Развивать познавательный интерес, внимание, мышление, воспитывать уважение и любовь к природе.

Оборудование:

Карта природных зон, глобус, рисунки животных, растений леса, в том числе редких, запись голосов птиц, музыка (Музыка счастья для детей и родителей).

Ход урока

1. Организационный момент.

Звучит запись “Голоса птиц”.

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!

С. Погореловский

2. Проверка знаний и умений.

– По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем уроке?

– Покажите на карте лесную зону и расскажите, что вы о ней узнали.

– Какие части можно выделить в лесной зоне?

Конкурс рисунков: “Как я представляю себе тайгу, смешанный и широколиственный лес”. (Рассказы о каждой части леса).

– Блиц– турнир “Я узнаю лес” (Игра “Да– нет”).

а) лесная зона расположена к северу от зоны тундры;

б) природная зона лесов состоит из трех частей;

в) тайга– это хвойные леса;

г) самую большую территорию занимают широколиственные леса;

д) дуб является символом России;

е) растительный мир лесов богат и разнообразен;

ж) лесным исполином называют лося;

з) лиственница круглый год с иголками.

3. Сообщение темы и цели урока.

– Вы не замечали такую характерную особенность нашего времени: многие сейчас разбираются в музыке, в живописи, знают имена художников эпохи Возрождения и ... не знают названий птиц, порхающих возле дома, не могут отличить клен от каштана, кедр от пихты?

Смотрю на глобус– шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой.
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги.
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус– шар земной.
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
“Я сберегу вас, сберегу!”

Почему шар земной, природа взывает о помощи?

А кто должен оберегать лес?

Сегодня речь пойдет о значении леса в жизни людей и о том, как сохранить удивительный мир растений и животных.

4. Работа над новой темой.

- Дети, как вы понимаете слова поэта П. Гвездослава?

“Я сорвал цветок, и он увял.

Я поймал мотылька, и
Он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем”.

  • Давайте подумаем, чем является лес для человека?
  • Что нас радует в природе? (ответы учащихся)
  • Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо научиться обращаться с природой.

Отрывок из рассказа Ю. Дмитриева “Один художник решил нарисовать лес” (на фоне фонограммы).

- Что такое лес?– размышлял он. – Конечно, деревья! Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено нарисовал старичка– лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы. – Это не лес!– послышался голос старичка– лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

Насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.

Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья. Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды – не унимался старичок– лесовичок. Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

Нарисуй жабу и ящерицу!

Нет, – сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и еще дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник хотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

Вот это лес!– сказал старичок и исчез.

Ведь прячутся в нем тысячи жителей. И все они и есть лес.

Что делают в лесу растения? Чем для них является лес? Для кого еще лес является домом?

Наша природа– настоящее сокровище. Ценнейшими свойствами обладают растения. Просто мы не всегда знаем о “чудодейственных” свойствах самых обыкновенных трав и веточек. Из одних можно приготовить салаты, гарниры, из других изготавливают стойкие красители, а есть и такие, которые лечат нас от различных недугов.

Много трав растет полезных
На земле страны родной,
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвем не на потеху,
Отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.

Кто знает, что такое Красная книга природы?

А какие растения можно использовать для заживления ран? (подорожник, чистотел, тысячелистник).

А какие растения могут помочь при простуде? (малина, медуница, ромашка лекарственная, мать-и-мачеха).

– Лес– это аптека, (открывается еще одна карточка)

Знаете, что собирать можно только те растения, которых в нашей местности много?

Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (пол, окно, парта, стол и т.д.)

А что у вас на столах изготовлено из дерева? (карандаш, линейка, тетрадь, книга) Значит лес– это источник древесины.

Как много значений у леса.

А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе?

5. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем-
Крылья сложили назад.

Чтобы река и ручьи не мутнели, Рыбы резвились, и птицы бы пели, Зелень от солнца в жару бы спасала, Каждому правила знать не мешало.

Знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать более 2-х лет, консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовые пакеты– 20 лет, стекло– 1000 лет.

Да, ребята, природа наша терпелива, она многое прощает, но и взывает о нашей помощи: Защити!

(Прокомментировать запрещающие знаки).

  1. Не ломай ветки деревьев и кустарников.
  2. Не повреждай кору деревьев.
  3. Не рви в лесу, на лугу цветов. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в нашей местности много.
  4. Не сбивай грибы, даже несъедобные.
  5. Не разоряй муравейники.
  6. Не лови диких животных и не уноси их домой.
  7. Не разоряй птичьи гнезда.

Какие знаки вы бы нарисовали сами. (Под музыку дети рисуют).

Ребята сделайте вывод о взаимосвязи леса и человека.

Презентация

Приложение