Нравственное воспитание на уроках литературы

Разделы: Литература


Меня, как учителя и классного руководителя, волнует падение нравственности среди молодого поколения. Поэтому проблема нравственного воспитания остается одной из центральных проблем в развитии общества. Долг, честь, совесть, доброта, любовь, милосердие – черты, которые мы должны воспитать в человеке. В воспитании детей я придерживаюсь правила: ищи в ребенке положительные черты, развивай их; отрицательные черты стремись искоренить. Над этими чертами чаще всего работаю индивидуально. Но очень многое, на мой взгляд, то, что заложено в генах, трудно перевоспитать. Я не терплю подлых доносчиков, подхалимов, и все силы прикладываю, чтобы искоренить эти черты.

Литература – это неиссякаемый источник в воспитании нравственных начал человека. Я очень люблю читать, и у меня выработана своеобразная система в распределении литературы по проблемам, волнующим общество. Уроки по современной литературе стараюсь связать с программой литературного курса. Поэтому постоянно слежу за новинками литературы, читаю, делаю выписки, распределяю по темам, указанным в программе. Заостряю внимание на нужных фактах, подбираю интересные эпизоды. На уроках литературы (где возможно), анализируя программное произведение, сопоставляю с нужным произведением.

В преподавании литературы использую разнообразные методы и приемы. Например, чтение с комментариями, пересказ-анализ, беседа, доклады, лекции, прием встречных вопросов, прием сопоставления.

В последнее время я работала над отработкой активных форм работы с классом: урока-беседы, урока-конференции, урока-лекции, урока-семинара, урока-извлечения, урока-суда. Многие уроки разработала и оформила для пополнения кабинета. Например, урок-семинар по творчеству Быкова, урок-конференцию по творчеству Васильева, урок-лекцию по творчеству Алексина и Ломоносова, урок-беседу по произведению Пришвина “Кладовая солнца”, урок-извлечение по творчеству Достоевского и др. Отрабатывая активные формы работы на уроке литературы, я беру на вооружение газету “Литература”, методические пособия, большую помощь в воспитании нравственных качеств для меня имели труды Ильина.

Одна из важных тем, которой уделяется большое внимание, – это тема подвига народа в Отечественной войне. Это лучшие образы в воспитании долга и чести. При изучении этой темы я никогда не забываю прочесть стихотворение Ольги Бергольц:

Мы пишем о павших,
Но скажите, живые,
Вы к братским могилам
Сегодня ходили?
Ничто не забыто,
А вы не забыли
Солдатскую каску в пыли?
В пробоину каски цветов положили
Или хотя бы подняли с земли.
Или солдатскую мать успокоили.
Семью посетили
Погибшего воина.
Я б хотела, чтоб память не словом,
А делом доказали с вами
Тогда только вправе
Сказать открыто
Никто не забыт – ничто не забыто.

Для анализа беру произведения Васильева “А зори здесь тихие”, “В списках не значился”, Адамовича “Каратели”, Колосова “Три круга войны”, Быкова “Волчья стая” и другие.

С большим вниманием ребята следят за развивающимися действиями, событиями. И красной нитью через уроки проходят связь поколений.

В настоящее время доказано, что война с Афганистаном – это наш позор и наша боль. Но наши сыновья не повинны в том.

Со слезами на глазах дети слушают стихи поэта Александра Стовбы, погибшего в Афганистане:

Ты страна моя, моя Отчизна,
Часть того, что называю Русь,
Если нужно, не жалея жизни
За тебя в атаку поднимусь.

Наши дети, пусть они шаловливы и подчас приносят нам массу огорчений, чувствуют, понимают, страдают и скорбят.

В своих сочинениях, посвященных этой теме, они с гордостью пишут о наших земляках, которые несли службу рядом с Сашей Стовбой. Они приводят строки из письма Алексея Важинского, которое он прислал в школу: “Дорогие учителя! Низкий Вам поклон за Ваш неутомимый труд. Я не уроню чести солдата, чести моей Родины”.

Любовь к Родине, любовь к России, любовь к земле нельзя не выделить в таких произведениях, как “Хлебопашец” Филоненко, посвященном знаменитому исследователю-почвоведу Терентию Мальцеву, или в произведении Ю.Сергеева “Самородок”, где в образе С.Ковалева показан бережливый хозяин земли, или Алексеева в произведении “Рой”, где писатель в выражении “один замечательный инстинкт есть у пчел – возвращаться на старое место” вкладывает смысл-мечту о возвращении молодежи в покинутые деревни.

Разные судьбы, разные характеры и безмерная любовь к Родине, к малой родине и просто земле плещет со страниц этих произведений. Это ли не уроки нравственности?

Писатель Алексин обладает обостренным чувством времени, часто одним из первых поднимает проблемы, волнующие молодежь.

Во многих его произведениях, например, “Раздел имущества”, “Сердечная недостаточность”, “Мой брат играет на кларнете”, “Поздний ребенок”, “Безумная Евдокия” и др., в центре внимания отсутствие чуткости, сердечная недостаточность. По этим произведениям у меня разработан ряд уроков. На этих уроках мы говорили о черствости наших сердец, о брошенных детях, о милосердии. Я останавливаюсь на произведении Карова “Тепло родного очага”, в котором рассказывается о детдоме, о детях, которые ждут своих кукушек-мам. Эти трехлетние детишки успокаивают друг друга, якобы мама поехала денежки зарабатывать, а потом приедет и заберет. В их представлении мама самая лучшая, самая красивая. И когда на пороге детдома появляется немолодая, усталая женщина и произносит слова: “Здеся что ли отторгнутых ребенков содержат?” У нашего маленького героя Костика вырывается крик-стон: “Мама!” Урок продолжается, насыщается примерами, слышанными детьми, и урок перерастает в урок-суд.

Тема милосердия была замечательно раскрыта в сочинениях учениц 11-го класса Геращенко Оксаны и Лемешко Анны. Эти сочинения проникнуты с первой и до последней строки болью, осуждением. Вот некоторые строки из работы Геращенко Оксаны, отмеченной в районе среди лучших: “Одиночество... Нет ничего ужаснее в мире. Страшно идти одному по жизни. Но еще страшнее начинать или заканчивать жизнь одному. Дома престарелых. Дома ребенка. Детские дома. Это хуже тюрем, хуже колоний. Это души. Это живые души. Это как поток слез, как струя горячей крови из раны. Я не могу понять тех матерей, которые могут бросить ребенка – самое родное, самое дорогое сокровище. Неужели они могут предать его, маленького, беспомощного. Что испытывают они, что творится у них в душе, когда они последний раз взглянут на своего крошку”.

А дети растут. И, как писала Е.Лобанова в своей статье “Окна детского дома”, они ждут. Терпеливо, день за днем, год за годом. Пройдут годы. Они вырастут. Но боль в сердце они пронесут через всю жизнь, и неизвестно еще во что она выльется.

Ученица приводит строки из стихотворения (автор не указан):

Не смейте предавать,
Искать не смейте в доброте порока
И сравнивать хоть с кем сестру и мать,
Отца и брата.

В заключение она пишет: “Милосердие – слово от милого сердца, доброго, чуткого. Так будьте же добрее друг к другу. И на душе каждого из нас зажжется искорка радости, счастья, любви к ближнему”.

Писатели-современники заговорили о необходимости воспитания доброты во имя спасения природы.

Я проводила открытый урок, урок-беседу по произведению Пришвина “Кладовая солнца”, дети проиллюстрировали это произведение. Сказано много слов в защиту природы. Этой же теме, а именно, теме “Человек и природа” посвящены были уроки в 11 классе по произведению Айтматова “Плаха”. Произведение многопроблемное, в котором автор поднимает вопросы честного отношения к труду, наркомании, экологии, религии.

Без содрогания в сердце нельзя было читать строки о расстреле сайгаков, об уничтожении волчьего рода. Ведь зло всегда наказуемо. В неизбывной материнской тоске волчица Акбара крадет сына Бостона, а он понимает ее сердцем. Острый вопрос о национальных распрях поставлен автором. Дети делают вывод: что взрослые повинны в этом. И как бы наперекор всему этому рождается любовь – привязанность между русским мальчиком Колькой и мальчиком чеченом Алхузаром.

Много делаю, много говорим, у кого-то в сердце, я думаю, и отложится то хорошее, что нужно для души в наш жестокий век.