Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Согласные звуки [м], [м'], буквы М, м" (урок-путешествие)

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • закрепление и развитие знаний, умений и навыков у учащихся.

Задачи:

  • учить плавному слоговому выразительному чтению с переходом на целое слово;
  • учить выборочному чтению.
  • обучение коллективным формам работы;
  • развивать речь учащихся, внимание; наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать;
  • воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

  • иллюстрации к уроку,
  • раздаточный материал,
  • лента букв,
  • снежинки,
  • азбука на магнитах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег-снежок,
Начинаем наш урок.

– Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

II. Постановка задачи. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке чтения мы будем освобождать Снегурочку, которую Злая Волшебница спрятала. Для этого нам нужно показать свои знания, смекалку и трудолюбие Мы будем читать слоги, слова с теми буквами, которые уже изучили.

- Я думаю, что вы все согласны идти в лес выручать Снегурочку.

Но прежде, чем отправиться в далекое путешествие, нужно немного подготовиться.

III. Речевая разминка.

1. Дыхательная гимнастика.

- Сели все правильно! Спинки прямые! Вдохнули воздух, задержали его в легких. А теперь плавно выдыхаем через нос. Повторим еще раз, только на выдохе произносим звук [м], [о].

2. Работа со скороговоркой.

Ребята, давайте прочитаем скороговорку.

Мама мыла Милу с мылом.

А сейчас я вас спрошу:

Мама мыла Милу с мылом?

Мама мыла Милу с мылом?

Мама мыла Милу с мылом?

Мама мыла Милу с мылом?

- Как вы должны мне ответить? Молодцы!

- Вот теперь мы готовы отправиться в путь за Снегурочкой. Закрыли глазки, считаем до трех: один, два, три. Открываем глазки. Мы с вами попали в волшебный лес.

<Рисунок 1>

IV. Повторение изученного материала.

-Ребята, посмотрите, как красиво в зимнем лесу! Расскажите, какой он.

Дети подбирают слова-описания зимнего леса (снежный, волшебный, сказочный и др.)

- Вот падает пушистый снег. Но снежинки не простые, нас в лес не пропустят. Нам нужно разделить их на две группы. В одну группу собрать снежинки с буквами, которые обозначают гласные звуки, а в другую собрать снежинки с буквами, которые обозначают согласные звуки.

Учащиеся выполняют задание, работая с раздаточным материалом.

Двое учащихся работают с магнитными буквами у доски.

Проверка выполнения работы.

- Прочитайте гласные буквы.

- Назовите звуки, которые обозначаются данными буквами? [c, c’], [р, р’], [м, м’], [п, п’].

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

- Посмотрите, какие красивые снежинки я нашла с загадками.

Несколько человек читают загадки.

- Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием!

V. Физкультминутка (музыкальная)

VI. Закрепление изученного.

- Идем дальше! Ребята, но и тут преграды! Перед нами непроходимый лес. Чтобы его пройти, нужно прочитать слоги.

1. Чтение слоговой таблицы.

1-й ряд – 1-й столбик

2-й ряд – 2-й столбик

3-й ряд – 3-й столбик

4-й столбик – все вместе с повышением голоса

5-й столбик – все вместе с понижением голоса

- Прочитайте слоги, в которых согласный звук мягкий.

- Прочитайте слоги, в которых согласный звук твердый.

- Прочитайте слог, который может быть отдельным словом.

- Замечательно! И эта преграда преодолена!

2. Работа со словами.

-Ребята, вот и метель успокоилась. Посмотрите, какие сугробы она намела.

Это глубокие сугробы. Мы по ним пройдем, если правильно прочитаем слова.

На доске запись:

окуни

 

волк

астры

 

сомы

кот

 

лиса

Вера

 

Никита

- Прочитайте слова, обозначающие названия рыб.

- Прочитайте слова, обозначающие названия зверей.

- Прочитайте слова, обозначающие имена детей. Почему эти слова записаны с заглавной буквы?

- Прочитайте слова, в которых один слог, два слога, три слога.

- Прочитайте слова, которые обозначают несколько предметов.

3. Чтение слов по цепочке с разной интонацией.

- Молодцы! Мы прошли сугробы. Идем дальше.

VII. Работа с учебником.

-Вот перед нами широкая река, которую без мостика не пройти. А мост заколдовала Злая Волшебница.

<Рисунок 2>

-Чтобы мост нам расколдовать, нужно текст нам прочитать.

1. Чтение текста учащимися.

2. Работа по содержанию.

- Как называется текст?

- Что такое лото?

- Лото – это игра, которая представляет собой карточки с буквами. Из них можно составлять слова.

- Сколько предложений в тексте?

-О ком говорится в рассказе?

3. Выборочное чтение

- В каком классе учится мальчик? Найдите предложение, подтверждающее ваш ответ.

- Что купили Роме? Прочитайте.

- Что делал Рома с игрой? Прочитайте.

- Хорошо! Итак, какие же слова составил Рома? Прочитайте.

- Что такое “рамы”?

- Рама – это оконный переплет вместе со стеклом.

- Что такое “лопата”? (Инструмент).

VIII. Физкультминутка.

У оленя дом большой.
Он глядит в свое окно.
Зайка по полю бежит
И ушами шевелит.
Тук-тук, дверь открой.
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне давай!

IX. Продолжение работы.

1. Работа в парах

Повторное чтение текста.

- Ребята, мы все задания выполнили. А кто это там вдалеке?

2. Ученица читает стихотворение

Вся в снежинках, лед искрится
На ее ресницах,
На санях по снегу мчится,
Кони — словно птицы!
В гости к нам она летит,
Эй, не стойте на пути!
В белой шубке, как принцесса,
В теплых рукавицах,
Мимо сказочного леса
К нам на елку мчится!
И красива, и стройна,
Так скажите — кто она?
- А вот и Снегурочка!

<Рисунок 3>

3. Работа над выразительностью.

- Я думаю, что вы очень рады тому, что мы спасли Снегурочку. Как вы думаете, а Злая Волшебница рада? Конечно, нет!

- Вот мы сейчас поиграем со Снегурочкой.

4. Игра «Скатись с горки».

Составление слов из слогов.

    РА       МА       НО
                     
НО       МА       КИ    

- Молодцы, ребята! Вы очень старались, хорошо работали и спасли Снегурочку. А давайте вспомним, какие испытания мы прошли, чтобы освободить красавицу?

X. Итог урока.

  • Что вы узнали на уроке?
  • Что вам больше всего понравилось?
  • Молодцы! Я благодарю вас за активную работу.