Урок по окружающему миру по теме "Лес — природное сообщество"

Разделы: Начальная школа


Цель: формировать представление о природном сообществе как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов и, на основе этого, развивать представления о природном равновесии и роли человека в его сохранении.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;
  • показать необходимость охраны лесов;
  • учить самостоятельно получать информацию;
  • учить работать по плану, со схемой, с гербариями;

Развивающие:

  • расширение кругозора учащихся,
  • развитие логического мышления, памяти, внимания, творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

  • преодолеть традиционное разделение организмов на вредных и полезных, учить детей смотреть на проблемы, связанные с этим, глазами экологов.
  • совершенствование навыков коллективной работы в группах.

Оборудование:

  • компьютерная презентация,
  • лист ватмана для экологической газеты,
  • гербарии,
  • карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, отгадайте загадку:

С подругами и сёстрами
Она приходит к нам,
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам.
(газета)

(Презентация, слайд 1, щелчок)

- Для чего нужны газеты?

(Узнавать новости: происходящие события в жизни людей)

- Школьники тоже создают газеты о жизни в школе. (Щелчок)

- Сегодня и мы создадим свою газету – экологическую.

II. Проверка домашнего задания.

- Прежде чем выпустить газету, корреспонденты проводят опрос – когда нужно узнать мнение определенного количества людей по какому-то вопросу. Например, о курении, об охране воздуха. После опроса данные анализируют и помещают в газету.

Я тоже хочу узнать мнение некоторых учеников нашего класса о почвах нашего края.

Индивидуальные карточки:

Уровень Б. Выберите правильный ответ:

1) В какой природной зоне находится наш край?

А) в тундре
Б) в зоне лесов
В) в пустыне

2) Какая почва в нашем крае?

А) подзолистая
Б) тундровая
В) чернозёмная

3) Какая главная часть почвы?

А) песок
Б) перегной
В) глина

4) Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:

А) песок
Б) перегной
В) ил

5) Один сантиметр почвы в природе образуется за …

А) 5 – 10 лет
Б) 250 – 300 лет
В) 700 – 800 лет

Уровень А. Найди ошибки в тексте.

Почвой называют верхний твёрдый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают чернозёмные почвы. Почвы не нуждаются в охране.

III. Сообщение темы и целей урока.

1) - Мы создадим необычную - лесную газету. В обычных газетах пишут про людей и их дела. Но многим ребятам интересно узнать и о том, какая жизнь в лесу. В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Там тоже идёт работа, бывают праздники, несчастные случаи, победы, поражения. Назовём мы нашу газету по-научному. Расшифруйте её название с помощью волшебных часов, которые бьют через каждые 2 часа.

Работа в парах.

Ключевая фраза –«Лес – природное сообщество» - тема урока.

(Открываю название газеты) (Презентация, слайд 2)

- Как вы понимаете словосочетание «природное сообщество»? (Ответы детей)

- Обратимся к словарю Ожегова: «Группа растительных или животных организмов, живущих вместе».

- Как вы думаете, о чём же мы можем рассказать в своей лесной газете?

2) Составим план:

  1. Название сообщества.
  2. Организмы, составляющие сообщество.
  3. Экологические связи в сообществе.
  4. Охрана сообщества.

IV. Объяснение нового материала.

1) (Презентация. Слайд 3) «Смешанный лес», звучит запись голосов птиц.

- Внимательно рассмотрите лес. С чем вы можете его сравнить?

(С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх)

- Чем является лес для живых организмов?

(Для живых организмов лес является домом)

- А какой этот дом?

(Большой, многоэтажный, растения в лесу образуют своеобразные этажи)

- Кто знает, как их называют учёные? (Ярусы леса)

- Учёные располагают ярусы в порядке уменьшения. Каждый ярус имеет своё название. Давайте попробуем выделить лесные ярусы.

Работа в группах.

Дайте лесным ярусам название и приведите примеры растений.

Некоторым группам – схемы-подсказки.

(Деревья, кустарники, травы)

Ярусы леса

 

 

 

 

 

 

Проверка.

– На какие же этажи вы разделили лес?

2) Просмотр видеоролика «Ярусы леса»[1] (Презентация, слайд 4)

- Что нового узнали? (6 этажей)

- Почему так много видов растений могут жить вместе? (Светолюбивые и теневыносливые)

Дополнительное задание.

- Ребята, чем кустарники отличаются от деревьев? (У дерева один толстый ствол, у кустарников – несколько тонких стволиков)

- Если у кустарника ежегодно срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом? (Может стать)

- Ребята, вы, наверное, замечали в лесу молодые, подрастающие деревца. Все вместе молодые деревца образуют подрост. Как вы думаете, к какому ярусу мы отнесём подрост? Почему? (К ярусу не относится)

Вывод: - Какие же ярусы выделяют учёные? (На газету помещаем карточки-схемы)

(Презентация, слайд 5)

Верхний ярус

1. Высокие деревья: сосна, ель, дуб, берёза, осина
2. Низкие деревья: черёмуха, ольха, рябина

Средний ярус

3. Кустарники: лещина, калина, малина, шиповник

Нижний ярус -

4. Кустарнички: папоротник, черника, брусника, Иван-чай
5. Травянистые растения: кислица, ландыш, крапива
6. Мхи, лишайники, грибы

V. Закрепление изученного материала.

Групповая работа.

Найдите «лишнее» растение. (Презентация. Слайд 6, 7, 8, 9)

1, 5– сосна, осина, ель, лещина

2, 4 – берёза, папоротник, брусника, черника

3, 6 – берёза, дуб, яблоня, земляника

7 – малина, лещина, шиповник, подосиновик

Взаимопроверка.

VI. Объяснение нового материала (продолжение)

1) - К какому ярусу мы отнесли грибы? (К нижнему ярусу)

- А нужны ли лесу грибы? (ответы детей: питаются и лечатся животные)

- Но грибы помогают не только животным. Послушайте экологическую задачу и попытайтесь её решить.

В одном из степных районов сажали лесные полосы. Но деревья росли очень плохо. Чего-то им не хватало. И учёные заметили: нет в молодом лесу ни одного гриба! Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил. Как вы это объясните?

(Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. И вот что интересно: один из самых лучших помощников растений – гриб мухомор) (Презентация, слайд 10)

- Кроме того, грибы способствуют разложению растительных остатков в лесу: пней, упавших стволов и сучьев, отмершей листвы. Тем самым они поддерживают круговорот веществ в лесу.

Дополнительно.

2) Сообщение ученика.

- Хорошо в лесу в любое время года. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (старые листья, остатки сухой травы, сухие веточки) (Презентация, слайд 11)

- Учёные называют этот незаметный ярус леса – лесная подстилка. О ней и её роли для леса нам расскажет Комаров Артём. (Помещаем в газету)

- Что же такое лесная подстилка? (Опавшие листья и другие отмершие части растений)

- Каково её значение для леса? (Образование перегноя и солей, которыми питаются растения; дополнительная защита от холода животным, зимующим под снегом).

3) Животный мир лесов.

– Изучая зону лесов, мы говорили о животном мире, составляли цепи питания и выполняли творческие работы. (Некоторые в газете) Давайте вспомним:

Загадки–обманки

Неуклюжий, косолапый
Он в берлоге лижет лапу.
Знаем – нас не проведёшь –
Этот зверь, конечно, … (медведь)

Вот забавный недотрога,
Он иголок носит много.
Этот маленький зверёк
Называется … (ёж)

У бедняжки нет берлоги,
От врагов спасают ноги.
Он привык к зиме белеть.
Догадались? Он … (заяц)

Эта рыжая плутовка
Кур ворует очень ловко.
Ей не скажешь: «Ну-ка, брысь!»
Этот зверь, конечно, … (лиса)

Я зимой в пушистой шубе,
Ем грибы на старом дубе.
Мне на месте не сидится,
Потому что я … (белка)

- Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселён животными. Почему их так много? (Разнообразие мест обитания, разнообразная пища)

- А легко ли в лесу найти животных? Почему? (Прячутся в листве деревьев, в траве)

- Как же поделили животные между собой лесные этажи?

Групповая работа.

(У каждой группы на карточках изображения животных)

Выберите животных, которые:

  • Живут на деревьях - …………………………………….
  • Ведут наземную жизнь …………………………………
  • Обитают в почве ……………………………………………

Во время групповой работы два ученика «расселяют» животных на газете.

Дополнительно.

- Подумайте, почему в лесу нам не попадаются на глаза мёртвые зверьки или птицы?

(Их закапывают в почву жуки-могильщики и жуки-навозники) (щелчок)

- Для чего они это делают?

4) Взаимосвязи.

- Как связаны между собой растения и животные? (в цепи питания)

Просмотр видеоролика «Цепи питания»[2] (Презентация, слайд 12)

5) Экологические взаимосвязи.

Работа со схемой.

- Смогут ли животные жить без растений? (Презентация, слайд 13)

(Появляется стрелка: питание, кислород, укрытие, лечение)

- Смогут ли растения прожить без животных?

(Появляется стрелка: опыление, распространение плодов, семян, повышение плодородия почвы)

Пища, кислород, укрытие, лечение

опыление, распространение плодов, семян
повышение плодородия почвы

- Почему же лес называют природным сообществом? (Презентация. Слайд 14)

(В природе существуют невидимые нити, взаимосвязь между всеми живыми организмами, все живые организмы живут сообща)

VII. Охрана сообщества.

- Каждый день по радио и телевидению передают прогноз погоды – научное обоснованное предположение о будущем состоянии погоды. На основе проведённых нами исследований мы можем тоже составить некоторые прогнозы, только экологические, позволяющие предвидеть результаты нарушения существующих в природе взаимосвязей.

- Что произойдёт в лесу, если:

1) Уничтожить грибы? (Замедлиться рост деревьев; не будет питания для лосей, оленей, белок, сорок, слизней; пропадёт лекарство)

2) Исчезнут мыши? (Не будет питания для хищников, распространяться болезни, уничтожат много растений)

- Мыши приносят большое потомство. Почему же они не размножаются настолько, чтобы уничтожить все будущие растения? (Есть хищники)

- Как называется это явление в природе? (Экологическое равновесие)

- Как человек может повлиять на лес и его обитателей, нарушить природное равновесие? (Вырубка лесов, загрязнение, пожары, неумеренный и неправильный сбор ягод, грибов)

– Что нужно делать, чтобы этих нарушений не было? (Создавать заповедники, на месте вырубленных лесов сажать новые, вести борьбу с браконьерством)

- Каждый из вас должен постараться стать другом природы и постоянно помнить о правилах поведения в природе (мы их изобразили в виде запрещающих и разрешающих знаков), не поддаваться своим желаниям и соблазнам.

VIII. Итог урока. Отметки за работу.

- Какие новые слова и понятия вы узнали на уроке? (Ярусы, природное сообщество, лесная подстилка)

- Понравилась ли вам газета, которая у нас получилась? (Рисунок 1)

Рисунок 1

- О чём же ребята из младших классов, которым мы готовим праздник, смогут узнать из нашей газеты?

IX. Домашнее задание.

Нарисовать растение или животное леса, нуждающееся в особой охране, чтобы пополнить «Красную книгу» нашего края.

Литература.

  1. Учебное электронное издание, «Экология», диск 2 – коллекция видео № 0584
  2. Учебное электронное издание, «Экология», диск 2 – коллекция видео № 0577