Земля и ее движение

Разделы: Начальная школа


Цель: Сформировать знания о месте Земли в Солнечной системе, о смене времен года, о смене дня и ночи на Земле. Способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, формировать экологическую культуру учащихся.

Оборудование: Снимок с изображением Земли (вид из космоса), таблицы Солнечной системы, видеосюжеты Солнечной системы, теллурий, карта полушарий.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Планета Земля!
Люблю я тебя.
Гляжу в поднебесье,
Но знаю одно –
Дом ты мой,
Гордость моя,
Планета Земля!

3. Проверка домашнего задания. «Минутка эколога».

Вы хорошо знаете свой дом? Конечно! Даже с закрытыми глазами вы не заблудитесь дома. Вот бы нам так же хорошо знать наш большой дом – Землю, ее материки и океаны, горы и равнины. Вот бы нам так же не засорять наш большой дом, оберегать природу и животных.

Защита плакатов «Земля – мой дом». Коротко рассказать об истории создания плаката, что такое эскиз? Назовите ситуацию, когда человек

  • враг природе,
  • друг природе.

Как нужно относиться к окружающему нас миру на Земле?

Новая тема

Ребята, а когда вы смотрите на звездное небо, что чувствуете? (Ответы детей). Да, не только у романтиков и поэтов кружится голова и дух захватывает от восторга. Но и у нас «шапка падает». Сколько же тайн хранит прекрасная и молчаливая вселенная?! И одна из планет Солнечной системы наша Земля. Солнце и движущиеся вокруг него тела составляют Солнечную систему (видеосюжет Солнечной системы).

Планеты у Солнца танцуют как дети,
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывет,
Встречаем мы Землю рядом с Луной  
И огненный Марс, что кружит за Землей
За ними Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны, холодны, но их отличим мы:
Уран и Нептун, и кроха Плутон.

Это стихотворение поможет вам запомнить название планет Солнечной системы и их расположение относительно Солнца.

- Что можно сказать о планете Земля?

- По размеру это небольшая планета.

- Это третья планета от Солнца.

Она вращается вокруг Солнца почти по окружности на расстоянии 149,6 млн. км от него. Соседями Земли являются Марс и Венера. Земля имеет естественный спутник.

- Как он называется? (Луна)

Физминутка. Звучит песня «Луна, Луна» в исполнении Софии Ротару. Дети выполняют движения под музыку.

Практическая работа.

- Ребята! Какое сейчас время года?

- А время суток? (Ответы детей).

- Почему на Земле сменяются день и ночь и времена года? Задумайтесь.

Разобраться нам в этом поможет очень интересный прибор, который называется теллурий. Дети наблюдают за работой прибора, делают выводы, отвечая на вопросы.

- Что делает Земля? (Глобус).

- Вращается вокруг Солнца.

- Земля сама тоже вращается.

- Земля вращается вокруг своей оси.

Дети наблюдают, как Солнце освещает сначала одну часть Земли, а затем другую.

Вывод. Часть, которая освещена солнышком там день, а туда, куда не попадают солнечные лучи, там темно, т.е. – там ночь. Один оборот Земля делает вокруг своей оси за сутки (24 часа).

- А как движется Земля вокруг Солнца?

- Она движется медленно и делает один оборот вокруг Солнца за год (365 суток).

- Отчего на Земле сменяются времена года? Земной шар слегка приплюснут у полюсов (так называют точки земной поверхности, через которые проходит воображаемая ось Земли). Земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом 66 градусам. Благодаря этому наклону земной оси Земля, облетая Солнце, по-разному освещается его лучами. Поэтому, в результате движения Земли вокруг Солнца происходит смена времен года. Для нас, землян, нет планеты прекрасней, чем наша родная Земля.

Групповая работа.

Каждой группе выдаются листы, на которых изображены контуры человечков.

- Ребята? По своей неразумности, человек иногда становится врагом природы, а потом, спохватившись, он ищет с природой дружбы. Задание. Подумайте и напишите, какими качествами должен обладать человек, живущий на планете Земля, чтобы делать нашу планету цветущей и красивой.

Дети обсуждают, выступают и прикрепляют своих человечков на магнитной доске вокруг Земли (модель из пластилина). Люди берегите Землю!

Итог урока.