Приемы работы с текстом на уроках чтения в 4-м классе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

Разделы: Начальная школа


1. Расставьте номера в том порядке, в каком происходили изображённые события в рассказе Седугина. А “Молоток”.

  1. Откуда у тебя молоток?
  2. Объявление.
  3. Находка.
  4. Пришёл дядя Миша-электромонтёр.
  5. Молоток в подарок.
  6. Написание записки.
  7. Молоток-помощник в делах.

2. Цифровой диктант. Если утверждение верное, ставьте 1, если неверное, ставьте 0.

В. Голявкин “Был не крайний случай”.

  1. Явился герой в школу на следующий день.
  2. Учительницу звали Анна Ивановна.
  3. Учительница дала книжку домой.
  4. Наказ учительницы прочесть один раз.
  5. Герой прочёл книгу три раза.
  6. Папа сказал: Этот случай не крайний.
  7. Слово окно герой написал с ошибкой.

3. В каком рассказе, из прочитанных в разделе “Что такое хорошо”, есть такой герой? Отгадки запишите в алфавитном порядке.

1.

Острые ушки, на лапах подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка.
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.

2.

С бородою, а не старик,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается,
С пухом, а не птица,
Лыко дерёт, а лаптей не плетёт.

3.

Ползёт наоборот, задом наперёд,
Всё под водой хватает клешнёй.

4.

Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.

5.

Я над речкой лежу,
Оба берега держу.

Раздел “Уж небо осенью дышало”.

4а. Продолжи строчки.

А. Твардовский “Лес осенью”.

Меж редеющих -----
Показалась -----.
Зашумела у опушек
Ярко-жёлтая -----.

Стала ель в лесу -----.
Бережёт густую -----.
Подосиновик -----
С двинул шапку на -----.

Птиц не слышно.
Треснет -----.
Обломившийся -----,
И, хвостом мелькая, -----
Лёгкий делает -----.

4б. Какие чувства пробуждает в тебе стихотворение “Лес осенью”. Из предложенного оставь нужное, лишнее зачеркни, недостающее допиши.

Печаль;
Восхищение;
Огорчение;
Равнодушие;
Радость.

5а. Составь пункты плана в нужную последовательность. В. Гаршин “Лягушка-путешественница”.

- Встреча лягушки с утками.
- Путешествие утки.
- Лягушка принимает решение.
- Лягушка наслаждается погодой.
- Падение утки.
- Рассказ утки о своём путешествии.
- Удачное приземление.

5б. Выберите из списка слова, описывающие характер лягушки.

Злая, нетерпеливая, добрая, заботливая, скромная, умная, находчивая, трусливая, боязливая, бесстрашная, смелая, изобретательная, выносливая, крикливая, ловкая.

6а. И.А. Крылов “ Стрекоза и муравей”.

Продолжи пословицу по её началу.

Поспешишь…. Потехе – час.
Лето пролежишь…. Людей насмешишь.
Семь раз примерь…. Зимой с сумой побежишь.
Много захочешь… Один – отрежь.
Делу – время…. Последнее потеряешь.

6б. Какие пословицы лучше всего выражают главную мысль басни?
6в. Сформулируй мораль басни своими словами.

7а. Д. Мамин – Сибиряк “Приёмыш”.

Задайте вопрос по тексту рассказа, чтобы ответом было слово в той форме, в которой оно дано.

Ответы Вопросы
Из травы Откуда вылетела собачонка?
Соболько  
На лодке  
Гуляка  
К избушке  
Пристрелили  
Для озорства  
Невод  
С Собольком  

7б. Составь ответы по содержанию рассказа, по аналогии.

8а. Русская народная сказка “Гуси – лебеди”.

Выберите те, пословицы, которые подходят к сказке “Гуси – лебеди”.

  1. Глаза боятся, руки делают.
  2. Не дорого начало, похвален конец.
  3. Дерево смотри в плодах, а человека в делах.
  4. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
  5. Красна птица перьями, а человек – знанием.

8б. Напиши, чему учит эта сказка?
8в. Нарисуй иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

10а. “Лиса и волк” (Русская сказка).

Задание: среди пословиц найди те, которые относятся к данной сказке.

10б. Нарисуй словесную иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.
10в. Сочини синквейн(стихотворение по алгоритму).

1 строка Кто? Что? 1 существительное
2 строка Какой? 2 прилагательных
3 строка Что делает? 3 глагола
4 строка Что автор думает о теме? Поговорка, пословица, крылатое выражение 3-5 слов.

Например:

Лисонька!
Лживая, лукавая.
Хитрит, обманывает, льстит.
Лиса хитростью берёт!

Раздел “О труде и трудолюбии”.

11а. “Как баклуши били” (М. Шпагин). Игра “Найди соответствие”.

Слово Его толкование
Рабы Вырезанный рисунок
Яства Заготовки из полена
Столетие Еда, кушанье
Резьба Век или сто лет
Знать Человек, лишённый всех прав
Баклуши Известные люди

11б. Выпиши слово и его толкование (из рассказа, пользуясь словарём по аналогии).
11в. Что узнал нового из рассказа? Напиши одним предложением.

Раздел: Произведения русских и зарубежных писателей.

12а. “Гордая игла” (Г. Х. Андерсен).

Подчеркни ту букву, с вариантом которого ты согласен.

1. Жила была игла. Она была

а) толстая;
б) тонкая;
в) худая.

2. Игла жила у

а) бедняжки;
б) купца;
в) кухарки.

3. При шитье башмака игла:

а) чуть не сломалась;
б) не сломалась;
в) сломалась.

4. Кухарка сделала из иголки:

а) расчёску;
б) заколку;
в) брошку.

5. Выскочив, из косынки игла попала:

а) в водосточную канаву;
б) в речку;
в) в лужу.

6. Попав в канаву, она встретила там:

а) соломинку;
б) щепочку;
в) клочки старых газет.

7. Ребятишки воткнули иглу в:

а) корабль;
б) лодку;
в) скорлупу от яица.

12б. Составь свой вопрос с вариантами ответов по произведению.
12в. Придумай свою концовку сказке.

А. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”.

13а. Игра “Доскажи словечко”.

Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою …

Они жили в ветхой…
Ровно тридцать лет и три…

Он рыбачил тридцать лет и три…
И не слыхивал, чтобы рыба…

Отпусти ты, старче, меня в…
Дорогой за себя дам…

Приплыла к нему рыбка, …
“Чего тебе надобно, …

Воротился старик ко….
У старухи новое …

Впредь тебе, невежа, наука:
Не садись не в свои…

Не посмел я взять с неё выкуп;
Так и пустил её в синее…

13б. Выберите из списка слова, описывающие характер старухи, выпишите их.
13в. Выберите из списка слова, описывающие характер старика, выпишите их.

Дополните список.

Злость, доброта, щедрость, завистливость, жадность, доверчивость, заботливость, добродушие, скромность, трусость. Хвастовство, Смелость, находчивость, хитрость, справедливость, уступчивость, властность, чёрствость, сердитость.

14а. А.Гайдар “Ёлка в тайге”.

Расположи пункты плана в нужной последовательности.

- Встреча Нового года.
- Таёжная красавица-ёлка.
- Изготовление игрушек.
- Пение песни Геком.
- Поздравление с Новым годом.
- Звон Кремлёвских курантов.

14б. в. Придумай своё название рассказа.

Обобщающий урок по разделу: Идёт волшебница Зима. Угадай произведение.

15а. “Пусть игрушки были не очень нарядные, пусть зайцы, сшитые из тряпок, были похожи на кошек, пусть все куклы были на одно лицо - прямоносые и лупоглазые, и пусть, наконец, еловые шишки, обёрнутые серебряной бумагой, не так сверкали, как хрупкие и тонкие стеклянные игрушки, но зато такой ёлки в Москве, конечно ни у кого не было.

Зимой под снегом если его раскопать, встречаются зелёные растения. Зайцу это очень – кстати, не всё же ему глодать кору осинок. Вот и раскапывает он иногда снежок, находит там вкусную еду. Не один заяц такой хитрый, многие жители леса находят себе под снегом еду – семена, корешки разные и насекомых.

Вот у обглоданных осинок натропил ночью зайчишка – беляк; подняв чёрный кончик хвоста, охотясь за птичками и мышами, пробежал горностай. Красивой цепочкой вьётся по лесной опушке след старого лиса. По самому краю поля, след в след, прошли разбойники – волки.

15б. Зачитай понравившийся отрывок.