Интегрированный урок (окружающий мир + трудовое обучение) по теме: "Почему их так назвали?"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений, животных, птиц, грибов и их особенностями;
  • Расширить знания о растениях и животных; развивать наблюдательность, умение находить связь между предметом и словом;
  • Воспитывать бережное, трепетное отношение ко всему живому, любовь к природе, фольклору, народному творчеству, чувство единения, связи с природой, культурой и ответственности за сохранение разнообразия и красоты природы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник "Мир вокруг нас", 1 класс авт. А.А.Плешаков, рабочая тетрадь к учебнику для 1-го класса, сменные плакаты с изображением радуги и поляны с цветущими растениями, таблицы с изображением животных, птиц, листья деревьев с написанными слогами, видеокассета "Природоведение №2", диск "Звуки природы", индивидуальный раздаточный материал: 1) картинка и вопрос к ней; 2) квадрат, разбитый на 8 геометрических фигур (танграм); 3) сигнальные светофорчики.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

Учитель. Ребята, отгадайте загадку:

Солнце светит и смеется,
А на Землю дождик льется,
И выходит на луга
Семицветная дуга.

Дети. Радуга.
Учитель. Когда в небе появляется радуга?
Дети. После дождя.
Учитель. Ребята, все согласны?
Дети. Радуга появляется только тогда, когда летом после дождя выглядывает солнышко.
Дети. Её называли райская дуга.
Учитель. Райская дуга перед вами, вспомните подсказки о цветах радуги , и мы поиграем в игру "Третий лишний".

Дети.

  1. Каждый охотник желает знать , где сидит фазан.
  2. Как однажды Жак-звонарь голубой сломал фонарь.

К доске выходят 4 ученика, которые встают спиной к радуге, лицом к ребятам, слушают цвета, называя тот, которого нет в радуге.

Ребята сигнальными карточками-светофорами подтверждают правильность ответа.

Учитель.

  1. Оранжевый,коричневый, желтый.
  2. Зеленый, голубой, розовый.
  3. Фиолетовый, малиновый, желтый.
  4. Черный, красный, синий.

Учитель. В народе сказывают, что возвращался однажды Иван-царевич от Бабы-Яги, подъехал к реке, махнул вправо волшебным платком 3 раза, вырос разноцветный мост-радуга, переехал через него Иван-царевич на другой берег, махнул влево 3 раза и мостик стал тоненьким. А Баба-Яга за ним гналась, тоненький мостик обломился и рассыпался на землю сотней мелких разноцветных осколков-цветов. (Плакат "Радуга" убираю, под ним открывается поляна с цветами). Так появились на Земле цветы.

Учитель. Можно ли найти цветы-осколки всех цветов радуги?
Учитель. Назовите их.
Дети. Красный- гвоздика, флокс, оранжевый - лилия, роза, желтый - лютик, одуванчик ... .

III. Сообщение темы урока.

Учитель. Тема нашего урока "Почему их так назвали?"
Учитель. Муравьишка Вопросик сегодня приглашает нас на прогулку на луг, в лес. Зачем ходят на луга, в лес?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель. А вот куда мы с вами отправимся сначала, вы должны догадаться. Положите головки на парту, закройте глазки и послушайте , где можно услышать эти звуки?

Дети слушают отрывок "Звуки природы".

Дети. В лесу.

Учитель. Н.Сладков: "Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что, если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки , а загадки ещё интересней искать.Что там грибы, орехи! Соберешь, успокоишься. А как загадки разыскиваешь, так покой потеряешь. А как нашел загадку – так отгадку подавай, значит, в лес иди, отгадку ищи. Пока ищешь – две новых загадки найдешь. И пошло – поехало – конца не видно!"

Ребята, будем искать загадки в лесу, и разгадывать их?

Дети. Да.

Учитель.

Лучше умственной зарядки
Нет для взрослых и детей.
Кто играет с нами в прятки,
Тот становится умней.

(На доске записи и перевернутые картинки животных).

Учитель. Прочитайте стихи и найдите внутри строки спрятавшееся животное. Правильно отгадаете, то перевнув картинку, увидите это животное.

1.

Стемнело вдруг, гроза идет,
К земле колосья ветер гнет.

(Лось)

2.

Как хорошо
после дождя, телята рады
рад и я.

(Дятел)

3.

Была гроза, я целый час
Не открывал от страха глаз.

(Заяц)

4.

Жили в доме две дикие кошки.
А кто еще там жил?

(Медведи)

Учитель. Ребята, а почему медведя так назвали?
Дети. Медведь ,значит поедающий мед.
Учитель. Что вы можете рассказать о дятле?
Дети. Дятел, значит тот, кто долбит. Дятела называют лесным доктором.
Учитель. А теперь идем на прогулку на луг , и продолжим отвечать на вопрос: почему их так назвали?

IV. Знакомство с новым материалом.

Учитель. Отгадайте загадку, покажите отгадку,объясните название.

Почему мы дышим вольно
И судьбой своей довольны.
Хоть растем мы вдоль дорог
И нас топчут сотни ног?

(Подорожник).

Голубой бубенчик на лугу стоит,
И под песню ветра весело звенит.

(Колокольчик).

V. Работа в тетрадях.

Учитель. Соедините загадку и отгадку.

Серенькие шляпки,
Рябенькие ножки.
Под березою растут.
Как их растут?

(Подберезовик).

А этот красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки.

(Мухомор).

Учитель. Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали! Молодцы ребята, хвалю за знания, наблюдательность.

Физкультминутка.

Стихи и движения "Бабочка", "Клен", "Стрекоза". Звуковая разминка. Ребята озвучивают:

а) Кукушку (кукуют);
б) Пеночку-теньковку (тенькают);
в) Синичку (синь-синь).

Учитель. Услышали лесных обитателей , а теперь посмотрим на некоторых из них. (Видеофильм "В лесу").
Учитель. Кто первым прибежал к пню?
Дети. Заяц.
Учитель. Почему называют его заяц - беляк?

Дети отвечают.

VI. Конструирование.

Учитель. Математический квадрат "Танграм" подскажет вам, как изобразить нашего героя. (Работа с бумагой, картоном).

Аппликация "Заяц-беляк" из геометрических фигур.

Учитель. Ребята , а сейчас вы посмотрите сценки – сказки. (Сценки заранее подготовленные с детьми).

  1. Иван-да-Марья.
  2. Одуванчики.

Учитель. Понравилось ли вам сказочное объяснение названий этих растений?

VII. Итог урока.

Учитель. 1) О чем говорят листочки? (2 человека выполняют на доске, ребята объясняют, как они понимают эту фразу).

Береги лес – наше богатство!

Учитель. Сбережем сразу два царства, которые никогда не воюют между собой, так дружат, что уже давно не могут обойтись одно без другого. Они и живут - то на одной территории: общий лес, реки,земля, вода, воздух. Это царство растений Флора и царство животных Фауна. Мы тоже живем с ними и должны уважать их интересы, жить с ними в мире, дружить, не вредить, а самое главное стараться узнать о них как можно больше.