Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Где зимуют птицы?"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закреплять и расширять знания детей о птицах, зимующих в родных краях;
  • совершенствовать знания детей о перелетных птицах;
  • учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе природные явления;
  • дать представления о научном поиске, методах работы ученых;
  • способствовать развитию логического мышления;
  • способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

Оборудование: карта мира; рисунки зимующих и перелетных птиц; сигнальные карточки «Светофор» для каждого ученика; карточки с названиями заданий на уроке; схема взаимосвязи прилета (отлета) птиц и природных явлений; картинки героев урока Муравьишки и Черепахи; учебник «Окружающий мир» для 1 класса 1 часть и рабочая тетрадь для 1 класса, часть 1, автор А.А.Плешаков.

Ход урока

I. Организация класса (с сигнальными карточками «Светофор»)

- Вы готовы начать урок? (дети сигналят)

- Вы хотите на уроке узнать много интересного и нового? (дети сигналят)

- Урок наш пройдет в виде занимательных игровых заданий.

II. Актуализация знаний и сообщение темы, целей урока

1) Первое задание «Загадочные вопросы» от Мудрой Черепахи.

С каждым правильным ответом на доске появляется картинка с изображением птицы.

А) Какая птица выводит птенцов в лютый мороз? (Клест)

Б)Угадайте, что за птичка-
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

В) Спинкою зеленовата,
Брюшком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфиком. (Синица)

Г) Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежнее?
Кто же это? (Соловей)

Д) Не дровосеки, не плотники,
А первые в лесу работники. (Дятлы)

Е) Птица, которая подкладывает яйца в гнезда других птиц? (Кукушка)

- Назовите одним словом?

Птицы.

Черепаха похвалила детей за ответы.

2) Вопросы от забывчивого Муравьишки: «Задание «Узнай птицу»

А) Выберите основной признак, по которому можно узнать птиц среди животных:

три пары ног:

чешуя;

перья;

крылья;

клюв.

Б) Как вы зимой помогаете птицам? (ответы детей)

Задание от Черепахи «Гостеприимная кормушка»

- Какой корм нельзя давать птицам?

семена растений;

крошки хлеба;

соленое сало и мясо.

- Исправьте так, чтобы получился перечень кормов для подкормки птиц зимой.

семена растений;

крошки хлеба;

несоленое сало и мясо.

3) Сообщение темы и целей урока:

Мураьишка: Где зимуют птицы?

Мудрая Черепаха: Почему птицы зимуют в этих уголках Земли?

III. Работа по теме урока

Четвертое задание «Рассуждай-ка»

- Как вы ответите на вопрос  Муравьишки? (дети рассуждают)

Вывод: одни птицы зимуют в нашей местности, а другие в теплых краях.

Следующее задание: «Поспевай – не зевай»

- Каких птиц вы наблюдали у своей кормушки? (поползень, воробей, синица, снегирь, свиристель, галка и др.)

- Каких еще птиц можно увидеть зимой в природе? (дятел, сова, ворона и др.)

- Проверьте свои ответы по учебнику (стр. 76)

3) Перечислите птиц, изображенных на второй картинке учебника.

- Какие это птицы?

- Что значит «перелетные»? (перелетают из одного района Земли в другой)

- Дополните эту группу птиц своими примерами.

IV. Физминутка «Прилетели птицы»

- Правильно названа птица – хлопаем в ладоши, неправильно – топаем ногами.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, мухи и стрижи.

Руки на поясе – поворот кругом.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Руки через стороны вверх-вниз.

Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки.

Присели - встали.

Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки, поползни и дятлы.

Ведем глазами слева направо.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, ежи, аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки, лебеди, скворцы.

Все вы молодцы!

Вдох через нос, выдох через рот.

V. Работа по теме урока (продолжение)

А) Рубрика «Это интересно»

- Мы знаем, что перелетные птицы улетают зимовать в теплые края. Раньше люди об этом не знали.  Со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы (стр.77).  оказывается, ученым помогли маленькие кольца, которые они надевали на лапки птиц. Рассмотрите рисунки  и скажите, как они могли помочь ученым? (дети рассуждают)

Вывод: на каждом кольце свой номер и адрес, где птица была окольцована. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом. Так и удалось ученым узнать, где зимуют птицы, пути их отлета, скорости  полетов, привязанность к месту гнездования.

Б) Работа с картой

Закрепить силуэты птиц на данные регионы.

В) «Для любознательных» (стр.77)

Слева – где проводят лето ласточки, справа – журавли.

- В нашей местности летом можно встретить утку-мандаринку, зимует она в Японии, японского журавля, зимующего в Японии. Об этом подробнее вы можете узнать из энциклопедии. Эти птицы занесены в красную книгу и охраняются законом.

4) Задание «Хитрые вопросы»  от Мудрой Черепахи

- Что происходит в природе осенью и весной?

Осенью - похолодание - первые заморозки - морозы

Весной - потепление - первые проталины - насекомые

«Толстые» и «тонкие» вопросы:

А) Почему ласточка улетает на зимовку из нашей местности? (исчезают насекомые)

Б) Почему она прилетает к нам после зимовки последние?  (изобилие насекомых)

В) Почему журавль не остается зимовать? (замерзают водоемы)

Г) Почему водоплавающие утки и гуси, журавли улетают практически одновременно? (при появлении льда на водоемах недоступен корм)

Д) Почему грачи прилетают, когда появляются первые проталины? (появляются личинки насекомых, жуков)

По ходу рассуждений детей, на доске получается дополненная схема:

Осенью - похолодание (ласточки) - первые заморозки (грачи) – морозы (утки,гуси)

Весной - потепление - первые проталины (грачи,скворцы) - насекомые(ласточки)

Е) От чего зависит время отлета птиц в другие регионы Земли?

Вывод: отлет птиц зависит от условий окружающей среды, в которой они живут, т.е. ухудшение кормовых условий. Но всегда возвращаются на Родину (выводят птенцов).

5) Задания для самостоятельного выполнения «Сами с усами»

Рабочая тетрадь: стр. 32 №2, 1

Задание №2 читает один ученик, название птицы читает другой ученик, а дети находят и соединяют с нужным рисунком и т.д.

Задание №1 выполняют дети самостоятельно. Проверка: один ученик называет ответ – все сигналят «Светофорами».

VI. Итог урока

А) Задание «Темная лошадка» (дети сигналят «Светофорами», ответы заранее приготовлены и закрыты, по ходу работы учащиеся сверяют свои ответы сданными на доске)

-1. Дятел, снегирь, воробей – перелетные птицы?

+2. Водоплавающие птицы – перелетные?

+3. Поползень, клест, сова, галка остаются зимовать на Родине?

-4. Причина отлета птиц в теплые края – это холод?

Б) Вернемся к вопросу Муравьишки и ответим на него:

Где зимуют птицы?

- Уточним сведения о птицах для Мудрой Черепахи:

Почему птицы зимуют в этих уголках Земного шара?

- Ответьте на вопрос при помощи сигнальных карточек: вам понравилось на уроке?