Внеклассное мероприятие по литературе на тему "С любовью к России"

Разделы: Внеклассная работа


Цель мероприятия:  формирование патриотических качеств личности, воспитание активного гражданина – патриота своей Родины.

Задачи:

  • способствовать воспитанию осознания детьми неповторимости Отечества, своей принадлежности к малой родине;
  • способствовать формированию знаний о государственных символах России;
  • обеспечить в ходе занятия усвоение знаний о происхождении слов «Русь», Россия; о защитниках русской земли;
  • способствовать формированию умений выражать своё отношение к родине в рисунках. 

Учитель:  Ребята, сегодня я предлагаю вам ещё раз пройтись  по нашей родной земле,  которую мы зовем  Россия. Назовем мы наше занятие – «С любовью к России». Девизом пусть станут слова И. Северянина:

О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь – что тоску забыть,
что любовь любит, что бессмертным быть.
Вот сегодня мы с вами и поговорим о нашей Родине, о России.

Часть 1. Откуда взялось такое название – «Россия»?

Выступление ученика:

В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как предполагают ученые, произошло от слова « русло». Русло – ложе реки, по которому она течет меж берегов. Русь – страна рек и озёр.
Так называли страну, которая лежала между реками Вяткой и Дунаем, между Белым и Черными морями. Она была населена русичами, т.е. людьми, живущими по берегам рек и озер. Река поила  кормила, по ней можно было сплавлять лес и добираться на лодке до других селений.
Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских ещё называли «россами», а страну, где они живут – Россия. Такое название в языке закрепилось с  XV века, когда русские стали объединяться в одно государство.

Ученик: 

За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Россия…
Россия…
Раздолье…            
Равнины…
Березы босые, седые осины.
Всё дорого с детства,
Всё памятно с детства. И всё же не можешь никак наглядеться.

Учитель:

? Что же, по-вашему объединяет нас всех, сидящих здесь?
? У каждого государства есть свои символы.

Часть 2. Символы России.

Ученик: Флаг. По решению Государственной Думы и Президента Россия вступила в третье тысячелетие с бело-сине-красным флагом. (Демонстрирует флаг России)

Ученик:  Герб. Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории. Две головы орла напоминают об исторической необходимости обороны от Запада и Востока, а три короны над ними, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточно-славянских народов – русских, украинцев и белорусов.
Скипетр и Держава в когтях орла – образное выражение незыблемости устоев нашего Отечества.
Грудь орла, защищенная щитом с изображением Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву, как собирательницу и защитницу всех земель русских. Недаром на пороге века двуглавый орёл  снова становится символом России. (Демонстрирует герб России).

Ученик:  Гимн. Это торжественная песня, которую поют и слушают стоя. Прошу всех встать. (Дети слушают гимн).
1 января 2001 года Гимном снова стало произведение с современным текстом С.Михалкова на музыку А.В.Александрова. Текст Гимна утвержден Государственной Думой и Президентом.

Часть 3. Просторы России

Ученик: Россия занимает площадь в 17 миллионов кв. км. Это в два раза больше, чем территория целого материка Австралия.
Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит преодолеть расстояние в четыре тысячи километров.
А если мы полетим на самолёте с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над пространствами России  10 тыс. км.
Россия располагается в двух частях света – Европа и Азия. Россия занимает северо-восточную часть материка Евразия, омывается водами трёх океанов: Тихого – с востока, Атлантического – с запада, Северного Ледовитого – с севера.

Звучит русская народная песня «Родина».

Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля –
Это – русское раздолье,
Это – Родина моя.

Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга –
Это – русские картины ,
Это – Родина моя.

Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья –
Это – русская сторонка,
Это – Родина моя.

Часть 4. Защитники земли русской

Учитель:  Сильна и могуча Русь. Всегда славилась Россия своими  защитниками  – от простых солдат до генералов.
Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов говорил, что лучше русского солдата нигде в мире нет. Он и сам не пропадет, и товарища спасёт. А где сил не хватит, там смекалкой возьмёт.
Это Россия спасла Западную Европу от татаро-монгольского нашествия. Это из России с позором бежал Наполеон, который захватил перед этим почти полмира.
Это солдаты Советской армии водрузили в 1945 году Знамя Победы над рейхстагом и освободили мир от немецко-фашистских захватчиков.

Ученик:   

Россия!
Зарождалось это слово
В звучании разбуженных мечей,
В холстах голубоглазого Рублёва
И в тишине предгрозовых ночей.

На поле боя
Вызревали росы,
На пепелищах пели топоры.
Мы всё прощали:
Мы великороссы,
Всегда великодушны и добры.

Часть 5. Россия – малая Родина

Учитель:  Родина – понятие многогранное. Это и дом, в котором ты родился и вырос, и деревня или город, где проходило твоё детство. Это и вся огромная Россия, и до боли близкий край Кузбасс.

Песня «С чего начинается Родина…» (1 куплет)

Учитель: Поэты и писатели, создавая неповторимый образ Родины, вкладывают в это слово особое содержание.
Вот как ощущает Родину Кузбасский поэт  Валентин Махалов.

Ученик:

Родина наша малая –
Там, где родился и рос,
Связана с лаской маминой,
С лепетом белых берёз.

Родина наша малая –
Там, где в тяжелый год
Сердце наше усталое
Чуточку отдохнет.

Родина наша малая –
Там, где в прощальный час
Зори восходят алые
Добром провожая нас.

Учитель:  Для кого-то малая Родина – Кузбасс, кому-то – Красноярский край или Дальний Восток, Кубань или Подмосковье. А всё вместе – это одна большая страна – наша Россия.

Ученик:

Хороша Россия!
В полдень так нежна.
Но ещё красивее
В сумерках она.
Хороша Россия
Утром на заре,
Но ещё чудеснее
В лунном серебре.

Учитель: Восхищение красотой своей Родины нашло отражение не только в полотнах русских художников, но и  в ваших рисунках о родном крае.
(Экскурс по рисункам детей)

Ученик:

Родина моя, моя Россия,
Как сказать, что я тебя люблю?
Это море, это небо синее,
Это жизнь в моём родном краю,
Этот дождь, и эти вьюги злые,
Эти клёны, эти тополя…
Родина моя, моя Россия,
Как сказать, что я люблю тебя?

Учитель: Любовь к Родине – святое, трепетное чувство, живущее в сердце каждого русского.  Недаром народ веками создавал пословицы о Родине. Давайте вспомним некоторые их них.

Ученики:

  • Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
  • Всякому мила своя сторона.
  • С родной земли – умри не сходи.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • Дома и стены помогают.
  • За морем веселье – да чужое, а у нас и горе – да свое.
  • Любовь к Родине сильнее смерти.
  • На родной стороне и камешек знаком.
  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Родная землица и во сне снится.
  • Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
  • Кто Родиной торгует, того кара не минует.
  • Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.
  • Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.
  • Человек без Родины – что соловей без песни.
  • Родина – мать, умей за неё постоять.
  • На чужой сторонушке рад родной воронушке.
  • За край родной иди бесстрашно в бой.
  • Родина краше солнца, дороже золота.
  • Смело иди в бой – Родина за тобой.

Учитель: В этих пословицах – любовь русского человека к своей отчизне.

(Выслушивает ответы детей на вопрос « Что значит – любить Родину?»)

Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый её любит. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса, поля и реки. Любит  свою зиму и своё лето, свою осень и свою весну. Человек любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ. Любит свой родной язык и песни, сказки, танцы своего народа.  А всё это и есть Родина.

Ученик:

Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию –
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой.