Конспект группового логопедического занятия по артикуляционно-акустической дисграфии в 3-м классе по теме "Дифференциация звуков [с] —[с']"

Разделы: Логопедия


Цель: дифференциация звуков [С] - [С'].

Задачи:

  • развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
  • вырабатывать чёткую дифференциацию звуков [с] - [с'] изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях;
  • знакомить со сравнительной характеристикой звуков [с] - [с'], нормами их артикуляции;
  • развивать пространственные представления, межполушарные взаимодействия;
  • закреплять навыки согласования прилагательных и существительных;
  • развивать зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, мелкую моторику;
  • обогащать и уточнять словарь на тему «Осень».

Оборудование:

  • музыкальный отрывок «Осень»;
  • репродукция «Осень»;
  • листы чистой бумаги;
  • цветные карандаши;
  • зеркала, салфетки;
  • речевые профили звуков;
  • касса букв;
  • слоговая таблица;
  • конверты с карточками;
  • картинки с изображением листопада, лиственницы

Ход занятия

I. Организационный момент

1. Развитие межполушарных взаимодействий

- Ребята, давайте определим наше настроение в начале занятия. Перед вами лежат листы бумаги и цветные карандаши. Предлагаю нарисовать цветочек (если настроение хорошее), тучку (если настроение плохое) и ёлочку (если кто-то не определился, какое у него настроение). Рисовать одновременно правой и левой руками. Начнём (звучит музыкальной отрывок из темы «Осень»).

- Я вижу, что практически у всех настроение хорошее. Надеюсь у тех, кто нарисовал тучку настроение к концу занятия улучшится.

2. Формулирование темы занятия и запись ее на доске

(Вывешивается репродукция картины «Осень»)

- Предлагаю рассмотреть картину с точки зрения пространственного расположения изображенного.

- Что находится в правом верхнем углу? В правом нижнем углу? В верхнем левом углу? В правом верхнем углу? Что находится на переднем плане? Что находится между берёзой и сосной?

- Ребята, что общего в прозвучавшем музыкальном отрывке и данной репродукции?

- Какой мягкий звук стоит в середине слова «осень»?

- Тема нашего занятия – «Дифференциация звуков [с] - [с']».

II. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика

- Для чёткого произношения изучаемых звуков выполним артикуляционную гимнастику. Приготовили зеркала.

«Лопаточка»: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать (1 – 6). Закрыть рот. Повторить 4 раза.

«Почистим нижние зубы»: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» зубы, делая движения из стороны в сторону, снизу – вверх под счёт до 6. Повторить 4 раза.

«Киска сердится»: улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счёт 1 выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы, на счёт 2 вернуться в исходное положение, не отрывая кончик языка от нижних зубов. Повторить 4 раза.

2. Работа с речевыми профилями звуков

- Сейчас работаем с речевыми профилями звуков.

Звук [С]:

Губы в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами, воздушная струя холодная, направлена по середине языка.

- Повторим все вместе на одном дыхании, теперь по одному.

Звук [С']:

Губы в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами, воздушная струя холодная, направлена по середине языка. Спинка языка приподнята и выгнута вперёд вверх, язык напряжён.

- Повторили все вместе на одном дыхании, теперь по одному.

- Что общего в профилях звуков?

- В чём разница?

3. Соотнесение звуков [с] - [с'] с буквой

- Назовите букву, которая данные звуки обозначает на письме.

- Как на письме определить мягкость звука [С]?

4. Развитие слогового анализа и синтеза

- Посмотрели на доску, повторили слоговой ряд:

КСЮМ – ТСОЛ – МСЕВ – ЫСТ – УТКСЬ

- Взяли ручки, открыли тетради, записали число.

-Записать в тетрадь слоги с мягким звуком [С'].

- Найти слог, который оканчивается на мягкий согласный звук.

- Почему вы выбрали этот слог?

- В конвертах лежат слоги. Соберите слоги так, чтобы получились слова.

ЛИСТ-ВЕН-НИ-ЦА

ЛИС-ТО-ПАД

КУС-ТАР-НИК

СЕН-ТЯБРЬ

НА-СЕ-КО-МО-Е

О-СЕНЬ

- Назвать слово, обозначающее название месяца.

- Назвать слово, обозначающее маленькое животное.

- Назвать слово, обозначающее время года.

- Слово, обозначающее такое явление, как опадание листьев осенью.

- Какое  слово осталось не названным?

- Лиственница – это хвойное дерево с мягкой, опадающей на зиму хвоёй и ценной древесиной (показать картинку).

(вывесить слова на доску)

- Назвать слова с мягким звуком [с']. Записать слова в тетрадь в два столбика: в первый – с твёрдым звуком [с], во второй – с мягким. Звуки [с] - [с'] выделить соответствующими цветами.

5. Пальчиковая гимнастика «Поднималки»

Две руки лежат на столе. Пальцы слегка раздвинуты. Сначала поднять на обеих руках мизинцы, затем безымянные, затем средние, указательные и большие пальцы, а затем возвратиться от большого к мизинцу.

6. Развитие слухового и зрительного восприятия

- Определить место звука в слове.

- Место звука обозначить цифрой, записать предыдущую и последующую буквы.

ЧУДЕСНАЯ (е5н)

ПОГОДА

ПАСМУРНОЕ (а3м)

НЕБО

СЛАВНОЕ (1л)

ВРЕМЯ ГОДА

ОСЕННИЙ (о2е)

ДЕНЬ

ТОСКЛИВОЕ (о3к)

НАСТРОЕНИЕ

РОСКОШНЫЕ (о3к)

ДЕРЕВЬЯ

СУХОЙ (1у)

ЛИСТ

ЗОЛОТИСТАЯ (и7т)

ОСЕНЬ

КРАСИВЫЙ (а4и)

ЛЕС

(открыть слова)

-Что общего между этими словами?

- К  данным прилагательным нужно подобрать подходящие по смыслу существительные. Но сначала существительные нужно расшифровать. По одному срываем осенние листья  и называем получившиеся слова.

- Составить пару прилагательное + существительное, выделить во всех словах мягкие и твёрдые звуки [с] - [с'].

- Зачитаем по одному.

III. Итог занятия

- Берём листы бумаги, карандаши и рисуем своё настроение в конце урока. Напоминаю, рисуем одновременно двумя руками цветочек, ёлочку или тучку.

- Я вижу, что настроение у всех хорошее.

- Подведём итог нашего занятия: какие звуки мы сегодня сравнивали? Чем они схожи? В чём отличия?

- Домашнее задание: написать имена мальчиков и девочек, в которых присутствуют данные звуки.