Урок-конференция по обществознанию по теме "Достойный труд в XXI веке"

Разделы: История и обществознание


Тип урока: конференция

Класс: 10-11

Тема урока сообщается ученикам заранее. Обозначаются вопросы для обсуждения и подготовки.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, раздаточный материал, презентация.

Цель урока: дать представление о социально-экономической и этической природе понятия «достойный труд» и его связи с качеством жизни.

Задачи: определить качественные характеристики труда, достойного труда с применением норм международного и российского трудового права; — рассмотреть тенденции молодежного рынка труда в Москве в непосредственной связи с интересами и профессиональными предпочтениями учащихся; — выявить участие профсоюзов в представительстве интересов трудящихся и их требования в области обеспечения достойного труда; — сформировать у учащихся понимание социально-экономической природы трудовых отношений, готовность выстраивать траекторию профессионального роста с учетом тенденций социально-экономического развития города Москвы.

Ход конференции

1.

-Постановка темы конференции: «Достойный труд в 21 веке».

- Просмотр фрагмента фильма «Кулак» (сл. №2).

Приложение 1

- Погружение в проблему. Обсуждение фильма.

2.

Вступительное слово учителя: 7 октября 2008 года объявлено Международной конфедерацией профсоюзов Всемирным днем действий профсоюзов за достойный труд. В этот день во всех странах Европы, в США и других государствах пройдут акции в защиту достойного труда: демонстрации и пикеты, встреча с представителями властей и работодателями, профсоюзные собрания и сбор подписей. В Москве в рамках Дня единых действий будет профсоюзный урок «Что такое достойный труд, или, за что борются профсоюзы». Профсоюзные уроки уже имеют свою историю в Москве. Они проводятся в старших классах школ, колледжах и других образовательных учреждениях четвертый год, их цель — формирование правового самосознания старшеклассников, воспитание демократических начал в жизни школьных коллективов, подготовка молодежи к трудовой жизни и формирование независимой, самоценной личности.

3.

Конференцию открывает учащийся 11 класса с презентацией по теме: «История профсоюзного движения» (тема презентации сообщается заранее).

Приложение 2

- Обсуждение с учениками презентации и формулировка выводов. (Возможный вариант презентации прилагается).

4.

- Обсуждение понятия «труд», в чём видеться цель и предмет трудовой деятельности. (сл.№4)

- Акцентирование внимания на ключевых словах понятия «труд»: средства, способ, потребность, право, человеческие ресурсы. (сл.№5)

5.

Игровой момент.

- Обсуждение понятия «труд» с позиций - государство, работодатель, работник. Определение критериев достойного труда. (сл.№6)

Учащиеся делятся на 3 группы, соответствующих направлений. Им даётся 2-3 минуты на обсуждение поставленной проблемы. По истечению времени представитель группы аргументировано доказывает позицию группы.

- Слайд №7 -9. Формулировка выводов по теме «труд».

6.

- Вопросы учителя: В чем мы наблюдаем пересечение интересов? Являются ли они тождественными для сторон? Слайд №10

- Обсуждение понятия качества жизни и минимальных социальных стандартов, введенных в РФ: прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда (МРОТ), потребительская корзина. Слайды № 11-17. Просмотр видео - фрагмента из новостей. Обсуждение полученных сведений.

7.

Задания учащимся. Слайд 18 – 20. Раздаются ранее приготовленные карточки с задачами.

  1. Прожиточный минимум для трудоспособного гражданина в России составляет в настоящее время примерно 4900 руб. в месяц, в пересчете на день — около 130 руб. Какие продукты вы сможете купить на эти деньги (на один день) и смогут ли они обеспечить вам качественное питание?
  2. 31 марта 2006 года был принят Федеральный закон №44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». По этому закону на трудоспособное население приходится 133,7 кг хлебных изделий в год, 107 кг картофеля, 97 кг овощей, 200 яиц, 13,8 кг различных видов масла, 16 кг рыбопродуктов, 37,2 кг мясопродуктов. Рассчитайте набор и количество продуктов, приходящихся на трудоспособного человека в день, и сравните его с вашим дневным продуктовым набором.
  3. Прожиточный минимум и состав потребительской корзины можно рассматривать в качестве минимального социального стандарта, установленного в России. Могут ли эти стандарты обеспечить качество жизни человека? Какой должна быть, на ваш взгляд, достойная зарплата?
  4. С 1 сентября 2008 года региональный минимальный размер оплаты труда составляет 7500 руб. (в России — 2100 руб.). Это означает, что ни один работающий человек в Москве (во всяком случае, в бюджетных организациях, финансируемых городом) не может получать меньше. В случае если ставка заработной платы работника, ниже установленного минимума, ему производится доплата до 7500 руб., но только если он работает на одну ставку. Тетя Маша работает уборщицей на 1,5 ставки в соседней школе. Ставка ее зарплаты составляет 5020 руб. в месяц. Сколько получает тетя Маша в месяц?(7530 руб.) А теперь поставьте себя на место:
    а) тети Маши. Как ей поступить, если она будет знать московские законы?
    б) руководителя школы. Что он должен сделать, чтобы тетя Маша получила наиболее выгодную и справедливую форму оплаты труда?
    в) председателя профкома. Что он должен посоветовать тете Маше?

Проверка полученных ответов.

8.

Заключение слайд 22,23.

Вопросы для обсуждения и проверки усвоения материала

  1. Мы рассматривали труд как экономическую категорию. Что в этом смысле представляет собой достойный труд? В чем состоит полезность труда?
  2. Кроме источника дохода, труд может выступать источником вдохновения, самореализации, удовлетворения. Лишенный этого человек, по мнению американского экономиста Дж. Гэлбрейта, чувствует себя выброшенным из общества, впадает в депрессию, уныние. Когда труд приносит удовлетворение? Как с этим связаны результаты труда?
  3. Что такое качество жизни и как это понятие связано с достойным трудом?
  4. Почему профсоюзы выступают за увеличение МРОТ, величины прожиточного минимума и индексацию зарплаты?
  5. Женщины в среднем получают меньшую зарплату, чем мужчины. Чем это можно объяснить? Справедливо ли это?
  6. Как соотносятся понятия «достойный труд» и «добросовестный труд»?
  7. В чем заключается ответственность государства, бизнеса и работника в сфере трудовых отношений?
  8. Общеизвестно, что еще в начале XXI века самой быстрорастущей и бесчеловечной формой принудительного труда — торговлей людьми — было затронуто до 4 млн. человек (United States Department of State, 2002). Может ли труд по принуждению быть высокопроизводительным и достойным или же это свойства свободного труда?
  9. Можно ли считать достойным труд: — если он хорошо оплачивается, но небезопасен; — если человек трудится в условиях свободы, но при этом рискует здоровьем; — если условия трудового контракта хорошие, но при этом работа подрывает здоровье и благополучие человека?
  10. Какими измерителями можно измерить качество достойного труда?

Необходимо законодательное установление такого порядка, при котором выпускники, подготовленные по городской программе, после окончания вуза выходили бы на работу на предприятия и в организации, подавшие на них заявки.