Урок чтения для 1-го класса с элементами ПДД

Разделы: Начальная школа


Цель: формировать навыки чтения, вызвать интерес к ПДД.

Задачи.

1.Развивать фонематический слух, работать над выразительностью речи.
2.Воспитывать интерес детей к учебной деятельности, прививать навыки осознанного соблюдения ПДД.

Форма проведения. Интегрированный урок.

Наглядность: карточки со словами, схемы слов, макет светофора, дорожные знаки, кроссворд, изображение постового.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!

2. Разминка.

1)Работа над дыханием:
а) вдох носом, выдох через рот;
б) вдох, задержка дыхания, выдох;
в) вдох, выдох по порциям;
г) самолеты взлетают: у-у-у;
машины едут: ж-ж-ж;
лошадки поскакали: цок-цок-цок;
рядом ползет змея: ш-ш-ш;
муха бьется в стекло: з-з-з.

2) Работа над речевым аппаратом.

Чистим зубки, укалываем щечки, вытягиваем губы вперед трубочкой.

а) Таблица гласных: А О У Ы Э И (буквы написаны на доске).

*произносить гласные четко “иголочкой” на одном дыхании;
*произносить нараспев на одном дыхании.

б) Таблица согласных: (чтение слогов).

ВА, ВО… ФА, ФО…
АВ, ОВ… АФ, ОФ…

– Что можно сказать о буквах “В” и “Ф”? (Они обозначают парные согласные звуки.)

– Изучим новую скороговорку: “НАШ ФИЛАТ НЕ БЫВАЕТ ВИНОВАТ”.

Читаем 2 раза, ускоряем темп, говорим тихо, громко. (Чтение с доски.)

3. Тема урока.

– Ребята, когда вы идете в школу, многие из вас переходят дорогу.

– Что нужно помнить при переходе через проезжую часть? (Правила дорожного движения.)

– Что помогает перейти дорогу без трагедий? (Светофор.)

 

– Сегодня на уроке мы прочитаем слова и тексты с буквой “Ф”, познакомимся с правилами дорожного движения и определим, какую роль играет светофор.

4. Работа над новым материалом.

Загадки. (Изображение слов на доске.)

ДОРОГА СВЕТОФОР КОЛЕСО
ТРОЛЛЕЙБУС ШИНЫ МОТОЦИКЛ

Хоровое чтение.

– Эти слова помогут вам найти отгадки.

1.Неживая, а идет,
Неподвижна, а ведет. (ДОРОГА)

2.Запылал у чудища
Изумрудный глаз.
Значит, можно улицу
Перейти сейчас. (СВЕТОФОР)

3.На четыре ноги
Надевали сапоги.
Перед тем, как надевать,
Стали обувь надувать. (КОЛЕСО, ШИНЫ)

4.Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках. (ТРОЛЛЕЙБУС)

5.Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой. (МОТОЦИКЛ)

– Прочитаем еще раз все отгадки на экране. Что объединяет все эти слова? (Они связаны с движением на дороге.)

– Какие бы вы еще слова сюда добавили? (ВЕЛОСИПЕД, СКОРАЯ ПОМОЩЬ и т.д.)

– Как называют человека, который регулирует движение, если на улице затор? (Постовой, регулировщик.) (Показ фотографии.)

– Как называется служба, которая следит за порядком на дороге? (Дорожно-постовая служба – ДПС.)

– Работники этой службы наказывают только тех, кто нарушает ПДД.

– Но где же наш светофор? Посмотрите на доску. Здесь слова и схемы. (Схемы стоят не на месте.)

КРАСНЫЙ    
ЖЕЛТЫЙ Схемы слов Изображение светофора
ЗЕЛЕНЫЙ    

– Соответствует ли схемы словам? (Нет.)

– Светофор почернел. Куда исчезли сигналы? (Они спрятались в свои домики.)

– В каком домике какой сигнал живет?

– Прикрепите каждую схему напротив соответствующего слова.

(С обратной стороны кружков сигналы: красный, желтый, зеленый.)

– Какие три цвета имеет светофор?

– Что обозначает каждый цвет?

– Но не все об этом помнят, из-за нарушителей порядка на дорогах происходят сотни аварий.

– Что же случилось с Незнайкой? ( Инсценирование стихотворения “Незнайка и Светофор”.)

– Я надеюсь, что Незнайка запомнил: дорогу надо переходить только на зеленый свет.

Физкультминутка.

– А теперь мы все вместе переходим улицу по сигналу светофора. ( Учитель показывает по очереди цветные кружки.)

– Красный – тихо стоим.

– Желтый – приготавливаемся (хлопаем в ладоши).

– Зеленый – переходим (топаем).

5. Работа с учебником.

– Откройте учебники на стр.196.Читаем текст.

– А как поступают водители транспорта на каждый свет светофора, мы узнаем, прочитав стихотворение В.Берестова. Хоровое чтение. Я веду, а вы читаете за мной.

– Объясните, что означают три света светофора для шофера?

“Красный свет – проезда нет,

Желтый – будь готов к пути,

А зеленый свет – кати!”

– Напомните, на какой свет можно переходить дорогу? (На зеленый.)

– Какой свет в это время горит для водителей? (Красный.)

– Что они делают? (Стоят.)

– Какой свет дальше загорается? (Желтый.)

– Что должны делать пешеходы? Водители?

– Для пешеходов загорелся красный свет. Что мы делаем? (Стоим.)

– А какой свет в это время загорается для водителей? (Зеленый.)

– Как они поступают? (Едут.)

– Сделайте вывод: Что означает каждый свет светофора для пешехода и водителей?

– А сейчас поработаем с текстом на стр.197.Прочитайте название.

– Подумайте, почему рассказ называется “ Светофор”?

1)Чтение учителем.

Ответ на вопрос.

2)Чтение детьми по цепочке.

– Почему все автомобили остановились? (Загорелся красный свет.)

– А как поступил водитель, когда загорелся зеленый свет? (Поехал.)

3)Чтение детьми по ролям (автор, мальчик, мама, шофер).

– А как ваши родители действуют, когда подъезжают к светофору?

6. Работа с дорожными знаками.

– Что еще являются помощниками на дороге? (Дорожные знаки.) И сейчас мы вспомним некоторые из них.

Ученик. (Читает наизусть.)

Иди через улицу там, пешеход,
Где знаком указан тебе переход.
– Как называется этот знак? (“ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД”.)

– Ай-ай, что же такое? Мальчик перебегает дорогу, а на него несутся машины. Что нужно делать?

Ученик.

Напомним ротозею строго:
Стоп! Здесь проезжая дорога!
Кто так на улице резвится,
Потом окажется в больнице. (ЗНАК “ ДВИЖЕНИЕ ПЕШЕХОДОВ ЗАПРЕЩЕНО”.)

Ученик.

Шли из школы мы домой,
Видим, знак на мостовой.
Круг, внутри – велосипед,
Ничего другого нет. (“ ДВИЖЕНИЕ ВЕЛОСИПЕДОВ ЗАПРЕЩЕНО”.)

(Знаки вывешиваются на доску.)

Физкультминутка.

– Я буду задавать вопросы, а вы дружно отвечайте: “ЭТО Я, ЭТО Я ,ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ!”

– Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
(– Это я…).
– Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
(– Это я…).
– Знает кто, что красный свет
Означает: хода нет?
(Это я…).
Знает кто, что свет зеленый
Означает: путь открыт?
(Это я…).

– А если нет светофора, как переходить улицу? (По пешеходному переходу.)

– Вы вышли из автобуса. Как перейти дорогу? (Автобусы обходим сзади.)

– Вы должны знать, что играть на тротуаре или проезжей части нельзя. Это может кончиться несчастьем.

Ученик.

Глупый утенок играет в футбол,
Хочется очень забить ему гол.
Гонит по улице мяч со двора.
Разве для улицы эта игра?

– А где можно играть, ребята? (На детской площадке, во дворе.)

Ученик.

Я хочу спросить про знак,
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.

– Что это за знак? (“ДЕТИ”)

– Для чего он служит? (Он предупреждает водителей, что близко школа или детский сад, и водитель должен быть особенно внимателен.)

7. Итог.

– Ребята, чему мы учились на этом уроке? (Читать тексты, слова с буквой “Ф”. Познакомились с правилами перехода улиц и дорог, вспомнили дорожные знаки.)

Приложение 1

Приложение 2