Задачи экологического содержания на уроках математики

Разделы: Математика


Каждый из нас не в состоянии отвратить угрозу человеческой цивилизации, но мы не можем не видеть надвигающейся беды и не думать об этом. Ведь экологическая катастрофа — это последствия того, что есть в настоящий момент и в гуще чего мы живем.

Чтобы заинтересовать детей происходящим на свете, отреагировать на окружающее я, на уроках математики предлагаю своим ученикам составленные мною задачи, в основу которых положены данные из различной литературы о природе нашего края. Решение этих задач заставляют учащихся проникнуться проблемами экологии.

Большинство задач относятся к курсу пятых-шестых классов, поскольку, для их решения требуются умения правильно выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями; находить дробь от числа; высчитывать проценты, читать и составлять диаграммы; для решения составлять простые уравнения. При решении таких задач формируются экологические знания, экологическая культура, проявляется активность через участие в пропаганде идей охраны окружающей среды, проявляется выражение нетерпимости к хищническому отношению к природе, чуткость к чужой боли, верность в исполнении обязанностей по отношению к природе.

После решения таких задач у детей возникает желание придумывать, составлять, оформлять и решать свои задачи экологического содержания, т.е. происходит активизация творческого, познавательного интереса к вопросам экологии.

1. На здоровье человека влияет несколько факторов, из которых: на экологию и генетику приходится по 20%, на здравоохранение -10 %, на образ жизни -50%. Составьте сравнительную диаграмму влияния этих факторов. Какой можно сделать вывод?

2. Ежегодно в атмосферу населённых пунктов Иркутской области выбрасывается около 1080,8 тыс.тонн загрязняющих веществ, из которых30% составляют твердые вещества, остальные – газообразные. Сколько тонн твердых и газообразных вредных веществ выбрасывается в атмосферу?

 img1.jpg (21366 bytes)

Рис.1. Усть-Илимский промышленный комплекс.

3. На нашей планете ежегодно 1,1млрд. человек лишены чистой воды; 2,5млрд. человек живут в условиях антисанитарии; около 5млн. людей ежегодно умирает от болезней, вызванных употреблением плохой воды. Сколько всего людей страдает от нехватки воды?

4.В 2000г в поверхностные водные объекты Иркутской области сброшено огромное количество сточных вод, из них: загрязнённых без очистки-227,14млн.м; недостаточно очищенных – 17,86млн.м; нормативно чистых без очистки –189,53млн.м. Сколько сточных вод попало в водные объекты?

5. Сколько вёдер, емкостью 12 литров попусту вытекает из крана за 30 дней, если известно, что за одни сутки через неплотно закрытый кран со струёй толщиной в спичку теряется 400л воды?

6. .Используя данные таблицы, посчитайте сколько воды было израсходовано в 2000 году по Иркутской области? Вычислите в % расход воды на каждые из нужд (ответ округлите до целых) и постройте сравнительную диаграмму.

В 2000 г в Иркутской области использовано свежей воды:

на хозяйственные питьевые нужды 284,71млн,м
на производственные нужды 1043,87млн.м
на сельхозводоснабжение 21,88млн.м
на орошение 5,18млн.м
на другие нужды 0,7млн.м

7. Из полностью открытого водопроводного крана каждую минуту уходит в канализацию до 15 литров воды. Сколько можно потерять впустую воды, если кран не будет закрыт в течение суток?

8. На мытьё горки грязной посуды под сильной струёй уходит в среднем свыше 100литров воды, а в раковине с закрытой пробкой сливом не более 20 литров. Сколько воды можно сэкономить за 1 день, если мыть посуду в закрытой раковине после завтрака, обеда, ужина?

Пресная вода жизненно необходима для поддержания здоровья экосистем, для устойчивого развития и выживания самого человека. И всё же слишком часто и в слишком многих местах вода расходуется неэкономно, делается непригодной для употребления и воспринимается, как само собой разумеющееся. Во всём мире загрязнение, чрезмерное потребление воды и неразумная эксплуатация водных ресурсов приводят как к снижению количества, так и качества имеющейся в наличии и доступной воды.

img2.jpg (12134 bytes)

Рис.2.

9.Одна энергосберегающая лампочка за свой длительны срок работы предотвращает выброс в атмосферу более 200кг СО. Какой можно предотвратить выброс в атмосферу вредного вещества, если в 3-х комнатной квартире будут использоваться по1такой лампочки на каждую комнату ( не забудьте учесть прихожую, ванную, туалет)?

10. Сделайте расчёт экономии электроэнергии и денежных затрат при использовании энергосберегающих ламп (в расчёте, что лампа включена на 6 часов в день).

Наименование Срок службы Затраты на электроэнергию из расчёта 1 кВт/ч =0,56 руб. (время 12000 часов)
Лампа накаливания (100 Вт), цена 10 руб.

1000 часов

?

Лампа компактная люминесцентная (20 Вт), цена 200 руб.

12000 часов

?

 

Компактная люминесцентная лампа, несмотря на свою высокую стоимость, самыми низкими в мире тарифами на электроэнергию, выгоднее, чем дешёвая лампа накаливания. А ведь у нас в квартирах не одна лампочка!

Работа энергосберегающих ламп даёт заметную экономию электроэнергии и денежных средств. А так как электричество, без сомнений, будет дорожать, то выгода от смены ламп накаливания на энергосберегающие лампы будет ещё значительнее. При покупке энергосберегающих ламп (как и любых других товаров) отдавайте предпочтение лампам надёжных и качественных производителей.

img3.jpg (4039 bytes)

Рис.3

11. В мире сейчас производится свыше 300млн.тонн бумаги и картона в год. Сколько этой продукции приходиться на душу населения земного шара, если на нашей планете примерно 5905,5млн человек?

12. Из 1тонны макулатуры можно изготовить 250 тетрадей; 60 кг макулатуры сберегают от вырубки 1 дерево. Сколько тетрадей можно изготовить из 30000кг макулатуры и сколько при этом сохранить деревьев?

13.Одна тонна макулатуры экономит 200мводы и 1000кВт/ч. электроэнергии. Какую экономию воды и электроэнергии можно получить от 6500кг макулатуры?

14.Рассмотрите годовое энергопотребление бытовых приборов по данным Иркутского регионального центра Энергоснабжения.. Вычислите сумму выбросов CO ( из расчёта 0,51кг СО/кВ.ч.) при работе всех указанных электроприборов.

img4.jpg (15463 bytes)

Рис.4.

15. Одна тонна металлолома позволяет сэкономить 2 т. руды и 1,3т угля. В 1986 году ученики нашей школы собрали 5,2т металлолома. Сколько руды и угля сэкономили ученики нашей школы?

Сберегая энергию дома и в школе, вы также уменьшаете потери энергии при её производстве, передаче и преобразовании. Наконец, вы уменьшаете негативное воздействие на окружающую среду. Помните: сберечь одну единицу энергии гораздо выгоднее, чем произвести новую!

16.Рассмотрите диаграмму расхода тепловой энергии в центральной системе теплоснабжения в нашей Иркутской области в 2004г. Вычислите каждый вид расхода энергии, если всего было выработано 60,4млн.Гкал тепловой энергии.

img5.jpg (11244 bytes)

Рис. 5.

17. 40% энергии теряется на пути к потребителю. Сколько добытого угля для выработки электроэнергии было израсходовано впустую в 1994 году по стране, по Сибири и в Иркутской области? (Используйте данные таблицы.)

Кол-во угля для выработки энергии, млн.тыс.тонн

в стране

в Сибири

В Иркутской области

271,2

164

16,6

18.Члены организации “Зелёный патруль” ежедневно обнаруживали и тушили до 17 костров. Сколько случаев возгорания в лесу по вине человека предотвратили в течении всего лета?

19. Участники движения ”GREEN PEACE” (“Зелёный мир”) очищали берег Байкала. Ежедневно с каждых 5км вдоль озера собирали около 200кг мусора, оставленного незадачливыми туристами. Сколько километров берега было очищено и сколько кг мусора собрали за 25 дней работы?

20. В питомнике посадили 280 семян ольхи, берёзы – в 2 раза больше, а тополя на 360 семян меньше, чем ольхи и берёзы вместе. Вычислите, сколько может вырасти деревьев, используя диаграмму всхожести семян.

img6.jpg (11073 bytes)

Рис. 6.

Много леса вырубается беспощадно, сгорает во время пожаров, уничтожается людьми. Поэтому лес нужно постоянно пополнять молодыми деревьями.

21. При благоприятных условиях сосна достигает высоты до 55м, лиственница – на 10 метров меньше, чем сосна; кедр – 2 раза ниже, чем сосна; берёза – на 2,5м короче кедра, а высота ольхи составляет от высоты берёзы. Сделайте вычисления и постройте столбчатую диаграмму высоты деревьев, которую они могут достичь.

22. Общий лесной фонд Иркутской области составляет около 1200тыс.га и представляет следующие насаждения:

Название насаждений сосна ель пихта лиственница кедр берёза осина тополь и другие
S тыс.га

480

12

36

180

192

180

60

60

Вычислите в % площадь, которую занимает каждый вид деревьев, и сделайте сравнительную круговую диаграмму.

img7.jpg (141057 bytes)

Рис.7

Иркутская область располагает огромными лесными богатствами. По величине лесистости область находится на первом месте среди областей, краёв и стран СНГ. Мы можем просто гордиться, что живём в таком замечательном крае. Однако не стоит обольщаться. Надо бережно относиться к имеющимся ресурсам, экономно расходовать и преумножать лесные богатства.

23..Озеро Байкал ценится вкусом пресной воды. На всей планете запасы пресной воды составляют приблизительно 647,4тыс.км.Каков объём пресной воды в Байкале, если он составляет 19% мирового запаса.

24. Вода Байкала уникальна своей сверхпресностью. В 1 литре воды содержится 120мг минеральных веществ, которые необходимы для здоровья человека. Сколько мг минеральных веществ получит организм человека в течении месяца, если человек ежедневно будет употреблять около 2,5литров Байкальской воды?

Байкал принадлежит к числу ценнейших природных богатств нашей страны. По объёму пресной воды оно занимает первое место в мире.

img8.jpg (13589 bytes)

Рис.8

25. Средняя плодовитость осётра составляет около 200000 икринок. Браконьер выловил 137 осетров, уходящих на нерест. Сколько будущих осетров было загублено?

Рис.9.

Осетр — это царь-рыба Байкала. Ловили осётра с очень древних времён, об этом говорят изображения осётра на наскальных рисунках. Хищнический лов осётра, особенно в начале ХХ века, очень подорвал запасы этой ценнейшей рыбы в Байкале. Сейчас рыба занесена в “Красную книгу редких и исчезающих видов”.

26. Объём бесплатного сбора в личное пользование дикорастущей продукции регламентируется постановлением губернатора области. Каждый житель бесплатно может заготовить: 50кг кедровых орехов, черемши – на 30 кг меньше, чем орехов, ягод – на 10 кг больше, чем черемши, грибов столько же сколько черемши. Сколько всего лесных продуктов может взять один человек бесплатно?

Рис.10

27. В нашей области есть огромное количество болот. В их недрах удерживается пресной воды в 5 раз больше, чем во всех реках мира. Сколько в недрах наших болот пресной воды, если известно, что объём пресной воды во всех реках мира равен 2,3тыс.куб.км?

img11.jpg (138007 bytes)

Рис.11

Гибель болот грозит экологической катастрофой, способной повлечь за собой обмеление рек, эрозию почв и нежелательное изменение ландшафта в целом.

28.После окончания учебного года 140 ребятишек поехали отдыхать в школьный, биологический лагерь, который располагался в таёжном лесу. Они не просто отдыхали, а вели наблюдения за растениями, насекомыми и птицами. Из них ботаники составляли часть всех ребят, энтомологи – половина всех детей, а оставшиеся – орнитологи. Сколько юных ботаников, энтомологов и орнитологов вели свои наблюдения?

Ребята, изучайте природу! Делайте свои маленькие открытия. Это очень интересно и полезно узнавать мир природы, который тебя окружает.

Рис.12.

Приложение