Игровые технологии на учебном занятии по анатомии и физиологии. "Своя игра" по разделу "Сенсорные системы человека"

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии


Цель: обобщение, систематизация и актуализация знаний, полученных в ходе изучения сенсорных систем организма человека:

– в курсе биологии в 9 классе МОУ СОШ;

или

– при изучении студентами 1 курса дисциплин Возрастная анатомия, физиология и гигиена по специальности 050709 Преподавание в начальных классах, Анатомия и Физиология по специальности 050720 Физическая культура педагогического колледжа.

Задачи:

Образовательные: обобщить, конкретизировать, углубить знания о сенсорных системах человека, способствовать осмыслению и усвоению изученного материала.

Развивающие: научить обучающихся анализировать материал, сравнивать природные объекты, развивать умение принимать решения и делать выводы.

Воспитательные: формировать положительную мотивацию к изучению биологических дисциплин, воспитывать самостоятельность в суждениях, коммуникабельность, стремление получить конечный результат.

Оборудование: таблицы “Зрительный анализатор”, “Слуховой анализатор”, “Вкусовой анализатор”, “Обонятельная система”, карточки для игрового поля (см., таблицу) и таблица подсчета баллов (оформляется на доске).

Игровое поле

Таблица

I. Характеристика сенсорных систем 10 20 30 40 50
II. Строение глаза 10 20 30 40 50
III. Функции зрительной сенсорной системы 10 20 30 40 50
IV. Слуховой анализатор 10 20 30 40 50

План:

  1. Вступительное слово преподавателя (знакомство с правилами игры).
  2. Ответы на вопросы игры.
  3. Подведение итогов игры.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Определение темы и целей занятия, организация внимания обучающихся.

II. Ход игры:

1. Вступительное слово преподавателя (знакомство с правилами игры).

Сегодня у нас необычное занятие, оно будет проводиться в форме интеллектуальной игры по мотивам телепередачи “Своя игра”. Прошу команды выбрать капитанов, которые будут поднимать сигнальные карточки и дать название своим командам.

Общие правила:

В игре принимают участие 3 команды, количество игроков равное. Основная цель   команд — отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число баллов. Если команда в игре набрала 250-600 баллов, то всем ее участникам выставляется по “5”, если 120-240 –“4”, если 80-110 то “3”. В начале игры у каждой из команд на счету 0 баллов.

Суть игры заключается в том, что три команды отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь опередить друг друга. Игра состоит из двух раундов — одного основного и одного финального. Основной раунд содержит 20 вопросов — 4 темы по 5 вопросов в каждой. Каждый вопрос темы имеет свою стоимость — она варьируется от 10 до 50 баллов, чем выше цена вопроса, тем он сложнее.

Начинается игра с того, что капитан команды за центральным игровым столом выбирает один из вопросов, любой темы. Вопрос зачитывается вслух ведущим, и любой из капитанов команды, посовещавшись со своими игроками, может поднять сигнальную карточку и дать ответ на него. Ведущий определяет, прав ли отвечающий. В случае правильного ответа очки начисляются на счёт команды, в этом случае она получает право выбрать следующий вопрос. В случае неверного ответа очки снимаются со счёта отвечающей команды. В этом случае оставшиеся команды имеют право поднять сигнальную карточку и дать свой ответ на прозвучавший вопрос. Если в течение минуты на вопрос никто не отвечает, то ведущий делает это сам, а следующий вопрос выбирает та же команда, отвечавшая на предыдущий вопрос [7].

Возможно также, что команды, не отвечают с места, а к игровому столу, по очереди, выходят по одному участнику из каждой команды и отвечают на выбранный ими вопрос.

Основной раунд продолжается до тех пор, пока в нём не будут разыграны все вопросы.

Специальные вопросы:

Помимо обычных вопросов, существуют специальные — “Кот в мешке”, “Вопрос-аукцион” и “Вопрос от спонсора”. Количество и расположение спецвопросов заранее неизвестно [7]. “Кот в мешке”, “Аукцион”, “Вопрос от спонсора” встречается только раз в 1-м раунде.

Вне зависимости от правильности ответа команда, отвечавшая на специальный вопрос, получает право хода и выбирает следующий вопрос.

“Кот в мешке”:

Если команде достался “Кот в мешке”, она обязана передать его кому-то из команд-соперников. Отвечать на такой вопрос может только та команда, которой подбросили “Кота”. Команда обязана отвечать на вопрос, молчание приравнивается к неверному ответу [7].

“Вопрос-аукцион”:

Если вопрос оказывается аукционом, то команды торгуются за него, и в результате он достаётся тому, кто сделал наибольшую ставку. Ставки не должны быть ниже номинала вопроса и не должны превышать суммы на счету у команды, а ва-банк (это ставка, при которой команда ставит на кон все имеющиеся у неё баллы) перебивается только большим ва-банком.

Начинает делать ставку команда, выбравшая “Вопрос-аукцион”. Если сумма у неё на счету меньше номинала вопроса, она может играть только на номинал. Затем идёт та из оставшихся команд, у которой сумма счета меньше. Если у оставшихся команд суммы равны, команду выбирает ведущий. Вторая команда может повысить ставку, тем самым перебивая ставку первой команды. Далее спрашивают третью команду, а потом — по кругу (то есть, снова возвращаются к тому, кто открыл вопрос). Любая команда в любой момент, кроме самой первой ставки, может сказать “пас” и выбыть из торгов. Либо же ставка другой команды превысит её счёт, и капитан которой говорит “пас” автоматически [7].

“Вопрос от спонсора”:

Если команда открыла “Вопрос от спонсора”, то она будет сама отвечать на этот вопрос. Исходная стоимость вопроса удваивается, однако в случае неправильного ответа команда ничего не теряет [7].

Финал:

Перед финальным раундом проводится подсчет набранных баллов. Команды, имеющие на своем счету отрицательную или нулевую сумму, покидают игру. В случае, если, все вынуждены сделать это, победителем считается команда, ближайшая к нулю, а финальный раунд не разыгрывается. В начале, командам предлагается 7 возможных тем финального раунда на выбор. Они по очереди (по возрастанию сумм на счёте, начиная с отстающей) убирают по одной теме, которая им не нравится, до тех пор, пока не останется одна. Затем команды делают свои ставки, записывая их на листочке, ставя в известность ведущего. Команда может поставить любую сумму от 10 баллов до всей своей суммы (ва-банк). После этого ведущий зачитывает текст вопроса и объявляет о начале минуты на обдумывание, оглашая сигнал “Время!”. По истечении минуты ответы команд на листочках отдаются ведущему, который их проверяет [7]. Порядок их проверки, как правило, происходит по возрастанию сумм, начиная с отстающей команды.

2. Ответы на вопросы игры.

Основной раунд

Тема 1: Характеристика сенсорных систем

На 10 баллов – Что является рецептором вкусовой сенсорной системы? (вкусовые почки)

На 20 баллов – Как называются молекулы веществ присутствующие в воздухе и воспринимаемые человеком? (запах)

На 30 баллов – Какие сенсорные системы играют важную роль в познании человеком окружающего мира? (слуховая, зрительная, обонятельная, вкусовая, двигательная, висцеральная, соматосенсорная: тактильная (осязательная), температурная, болевая, мышечная и суставная)

На 40 баллов – Какой отдел анализатора превращает нервные импульсы в ощущения? (центральный или корковый отдел)

На 50 баллов – Из чего состоит проводниковый отдел анализатора? (нервных волокон)

Тема 2: Строение глаза

На 10 баллов – Чем защищен глаз от солнечных лучей и пыли? (вспомогательным аппаратом глаза: веками, ресницами, слезным аппаратом, мышцами глазного яблока)

На 20 баллов – Какая часть глазного яблока, пропускающая лучи света, характеризуется следующими признаками: прозрачная, бесцветная, студенистая масса? (стекловидное тело)

На 30 баллов – Как называется пигмент, находящийся в радужной оболочке и придающий цвет глазам? (меланин)

На 40 баллов – Где находятся и как называются зрительные светочувствительные рецепторы? (фоторецепторы: палочки и колбочки, находятся в сетчатке)

На 50 баллов – Что образуют нервные волокна, отходящие от фоторецепторов: палочек и колбочек? (зрительный нерв)

Тема 3: Функции зрительной сенсорной системы

На 10 баллов – Какую функцию выполняет слезная железа и слезный канал? (смачивает, очищает и дезинфицирует глаз)

На 20 баллов – Чем регулируется ширина зрачка и изменения кривизны хрусталика в процессе аккомодации? (ресничными мышцами)

На 30 баллов – Как изменяется острота зрения у детей с взрослением? (увеличивается)

На 40 баллов – Что такое бинокулярное зрение? (зрение двумя глазами) [5]

На 50 баллов – Как называется приспособление глаза при переходе от темноты к свету? (зрительная или световая адаптация)

Тема 4: Слуховой анализатор

На 10 баллов – Из каких трех отделов состоит ухо? (наружное, среднее и внутреннее ухо)

На 20 баллов – Какова роль евстахиевой или слуховой трубы в среднем ухе? (уравнивает давление)

На 30 баллов – Чем заполнена полость внутреннего уха? (жидкостью – перилимфой и эндолимфой)

На 40 баллов – Где формируются слуховые сигналы, например, музыка, слова? (в слуховой зоне больших полушарий)

На 50 баллов – Какую функцию выполняет кортиев орган во внутреннем ухе? (это звуковоспринимающий аппарат; клетки, которые трансформируют механические колебания жидкости в электрические потенциалы) [4]

Финальный раунд

Тема 1: Зрительная сенсорная система

Перечислите три вида аномалий рефракции глаза (близорукость, дальнозоркость, астигматизм)

Тема 2: Слуховая сенсорная система

В чем измеряется громкость звуков? (децибелы)

Тема 3: Вестибулярная сенсорная система

Назовите основную функцию вестибулярной системы (ориентация человека в пространстве)

Тема 4: Тактильная (осязательная) сенсорная система

Назовите части тела, на которых больше всего рецепторов чувствительных к прикосновению (кожа пальцев рук, ладоней, губ, подошвы ног)

Тема 5: Обонятельная сенсорная система

Как называется обонятельная рецепторная клетка? (обонятельная луковица)

Тема 6: Вкусовая сенсорная система

Чем отличается вкусовая адаптация к сладкому и соленому, от вкусовой адаптации к горькому и кислому? (адаптация к сладкому и соленому развивается быстрее, чем к горькому и кислому) [6]

Тема 7: Температурная сенсорная система

Назовите два основных вида терморецепторов? (тепловые и холодовые)

III. Итог урока.

Ведущий собирает листочки с ответами, оглашает ответ финального раунда, определяет его правильность, оглашает ставку и результат игры. Ответ команды, по истечении времени, записывается ведущим ниже названия команды в таблице подсчета баллов. В случае правильного ответа счёт команды увеличивается на сумму ставки, иначе — уменьшается на неё же. [7] Если никто из участвующих команд не ответил правильно, ведущий сначала объявляет победителя, а затем произносит правильный ответ.

Победителем игры объявляется тот, кто по итогам финального раунда набрал наибольшую сумму баллов. Выставляются оценки.

Список литературы

  1. Биология. Основы общей биологии: 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой – М.: Мемозина, 2007.
  2. Общая  биология:  Учебник  для 9 класса  общеобразовательных учреждений /Под ред. В.Н. Ярыгина, В.Б. Захарова, А.Г. Мустафина, В.И. Сивоглазова – М.: Просвещение, 2003.
  3. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология: Введение в общую биологию и экологию: 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений – М: Дрофа, 2007.
  4. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: учебное пособие – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
  5. Физиология человека: Учебник для техн. физ. культ. /Под ред. В.В.Васильевой. – М.: Физкультура и спорт, 1984.
  6. http://humbio.ru/humbio/physiology/001b2075.htm.
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Своя игра.