Урок окружающего мира по теме "Растительноядные, хищные и всеядные животные"

Разделы: Начальная школа


Цель. Познакомить учащихся с растительноядными, хищными и всеядными животными.

Оборудование. Рисунки с изображением живой и неживой природы, плакат “Дуб”, лист с заданиями, письмо от животного, пальчиковые герои: волк и лиса.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

Учитель. На протяжении многих столетий человек наблюдает за природой, пытается разгадать её секреты и тайны и никогда не устает ей удивляться.

И наш урок мне хотелось бы начать строчками Николая Заболоцкого:

(На доске)

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил.
Другой, который век от века
Творили мы по мере сил.

У. Давайте подумаем, о каких двух мирах говорится в стихотворении.

Д. О природе и мире, созданном человеком.

У. Молодцы! И я надеюсь, что вы сегодня готовы поделиться своими знаниями о Природе.

У. Рассмотрите выставку картин.

(Солнце, божья коровка, туча, гора, цветок, воробей, снег, лиса, река)

У. Какова тема выставки?

Д. Природа.

У. Что такое природа?

Д. Всё, что нас окружает и не сделано руками человека.

У. Какая бывает природа?

Д. Природа бывает живая и неживая.

У. Какие картины относятся к живой природе, а какие к неживой?

У. Чем живая природа отличается от неживой природы?

Д. Дышит, растёт, питается, размножается и умирает.

У. Часто изучая Природу, мы мечтаем о чуде, не замечая, что чудеса постоянно окружают нас. Представьте себе такую ситуацию. Мы пришли в лес. Кругом стоит тишина. Видим много прекрасных растений. Кого же не хватает? Презентация

Д. Животных.

У. Какие группы животных вы знаете? (Игра “Один лишний”)

У. Испортить, разрушить природу легко, а вот понять её секреты, извлечь из них пользу может лишь тот, кто умеет любоваться ею, рассматривать её, изучать и дружить с ней.

III. Физкультминутка.

IV. Сообщение темы урока.

У. Всем вам известна русская народная сказка “Теремок”. В теремке вместе жили мышка, лягушка, еж, заяц, лисица, волк. Это в сказке! А может ли быть такое на самом деле?

Д. Нет, т.к. в природе многие из этих животных стали бы пищей для своих соседей.

У. Сегодня вы узнаете, как по – другому называют животных в зависимости от того, чем они питаются? Для этого мы отправимся в лес, но сначала повторим правила поведения в лесу.

(Учитель показывает знак, учащиеся называют правила)

Итак, в путь – дорожку!

1) Первым, кто нас встречает …..

(Сценка “Лиса – волк”)

Л. Здравствуй, куманёк!

В. Здравствуй, здравствуй лиса! Опять что – то скверное затеяла?

Л. Я затеяла? Да я за всю жизнь ни разу никому плохого не сделала!

В. А кто брату моему посоветовал в прорубь хвост опустить? Еле ноги унёс.

Л. Так это же сказка!

В. Если это сказка, то вот уж в курятнике хозяйничать ты мастерица. Только пух и перья после тебя остаются.

Л. Ха – ха – ха – ха! Ну, ты, оказывается, совсем меня не знаешь. На домашних птиц я нападаю очень редко. Я всё больше на грызунов охочусь. Полёвки, мыши да суслики – вот моя еда. Если землеройка попадется – и её съем. Летом не откажусь и от насекомых.

В. Да – а – а, кума. Опять, наверное, ты меня обманываешь.

У. Обманула ли его лиса? Чем она питается?

Вывод : животные, которые охотятся на других животных, называют ХИЩНИКАМИ.

2) Следующее животное оставило вам письмо.

Я сильный, могучий зверь. С великолепными мощными и ветвистыми рогами, которые служат для защиты от врагов. Многие величают красавцем, лесным великаном.

У меня пепельно-серая или буроватая шуба из короткой жесткой шерсти.

Питаюсь травой, листьями, молодыми побегами деревьев и кустарников, грибами, ягодами.

У. Кто из жителей леса прислал такое письмо?

Д. Лось

У. Найдите и прочитайте, чем питается лось?

Вывод: животные, которым нужна растительная пища, называют РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫМИ.

3) Чтобы узнать, кто нас встречает следующим, вам нужно отгадать загадку?

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь
Это зверь – лесной ….

У. Кто такой медведь и чем он питается, расскажет нам Никита.

Предполагаемый ответ ученика.

Существует несколько видов медведей. Один из крупных медведей – бурый медведь. Длина тела до 2 м, средняя масса 150 кг. Тело массивное, на коротких, но толстых лапах. Голова широкая, с короткой мордой. Уши небольшие. Окраска меха от буровато – палевой до тёмно – бурой. Излюбленные места обитания бурого медведя – хвойные леса, реже – лиственные леса с обильным буреломом. Хотя с виду этот медведь неуклюж, в действительности он очень подвижен и ловкий: может быстро бегать, влезать на деревья, осторожно подкрадываться к добыче. Он питается птицами, мышевидными грызунами, лягушками, рыбой, насекомыми. А так же может полакомиться орехами, ягодами и грибами. Очень любить мёд, иногда приходит за ним на пасеку. При случае медведь нападает на лосей, кабанов, оленей и других крупных животных. Зимой у медведицы рождаются 2 – 3 медвежонка, каждый массой всего около 500 г. Она кормит их молоком, согревает своим дыханием.

У. Чем питается медведь?

Вывод: животным, которым нужна разнообразная пища, называют ВСЕЯДНЫМИ.

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление и обобщение материала

У. Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили материал по теме, предлагаю вам выполнить задания.

У. Чтобы проверить правильность наших ответов, сегодня у нас работает рубрика “Справочное бюро”. А ведет эту рубрику Мария.

У. Продолжи. Если, животные питаются растениями, то таких животных называют ….

Д. Растительноядными.

У. Найдите это слово и раскрасьте его красным цветом.

У. Раскрасьте, красным цветом кружок около животных, которые относится к этой группе?

У. Продолжи. Если, животные охотятся на других животных, то таких животных называют ….

Д. Хищниками.

У. Найдите это слово и раскрасьте его синим цветом.

У. Раскрасьте, синим цветом кружок около животных, которые относится к этой группе?

У. Продолжи. Если, животным нужна разнообразная пища, то таких животных называют ….

Д. Всеядными.

У. Найдите это слово и раскрасьте его зеленым цветом.

У. Раскрасьте, зеленым цветом кружок около животных, которые относится к этой группе?

VII. Итог урока

У. Животные питаются растениями или другими животными, поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в “цепи питании”. Знаете, что это такое? Смоделируем.

(Учитель загадывает загадки)

Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.

Д. Дуб.

У. Кого кормит дуб?

Д. Свиней и белок.

У. Чем питаются свиньи и белки?

Д. Желудями.

У. Кто ещё может прилетать, чтобы полакомиться желудями?

Д. Сойка

У. Что растёт под дубом?

Д. Гриб

У. Кто придет за грибами?

Д. Ёж

У. За ежом?

Д. Лиса

У. Если срубить дуб, кто почувствует?

Д. Белочка, гриб, …….

У. Какой вывод можно сделать? (в природе все взаимосвязано)

Вот почему мы должны бережно относиться к каждому жучку, паучку, стрекозе. Всё живое приносит пользу. Мало любить природу, её нужно уметь охранять.

У. Наш урок мне бы хотелось закончить слова И. Мазина:

(На доске)

Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь и птица.
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям.

У. Наше путешествие подошло к концу. Спасибо за работу.