Преподавание в начальной школе. Ознакомление с окружающим миром (1–4-й класс)

Разделы: Начальная школа


Цели:

Обучающая:

  • Познакомить детей с разнообразием растений, с основной классификацией растений;
  • Рассмотреть особенности каждой группы растений.

Развивающая:

  • Научить детей различать группы растений;
  • Выделить основное свойство объединяющие все растения – зеленый цвет;
  • Уметь различать группы и виды растений.

Воспитательная:

  • Воспитывать любовь к природе, интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, проектор, экран для показа фильма, макет солнца, нотный стан, нотки из картона, творческие работы детей, кроссворды.

Ход урока

1. Организационный момент:

Настроение хорошее?

2. Повторение пройденного.

Беседа: Ребята сегодня на уроке нам будет сопутствовать солнышко, чтобы наше настроение было радостным и солнечным.

- На прошлом занятие мы говорили о почве, почему её называют “чудесной кладовой?” (в этой “чудесной кладовой” растут растения).
- Назовите главную часть почвы? (перегной)
- Для чего необходим перегной? (для роста растений)
- Что образует перегной? (растения и останки насекомых или животных)
- Какое основное свойство почвы? (плодородие – способность почвы давать высокие урожаи культур)
- Какие бывают почвы? (серые лесные, подзолистые, черноземы, каштановые, солонцы, красноземы, сероземы)
- Ребята, какими не были почвы, на них растут разные растения. Каждое растение приспосабливается к разным условиям.
- На уроке рисования вы рисовали растения, а солнышко поиграло и вот что получилось. Давайте, посмотрим. Вы, догадались о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

3. Объявление темы урока: “Разнообразие растений”.

Работа над новым материалом (читает учитель).

Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Человек и время года –
Это все вокруг –………..

- Природу можно сравнить с оркестром, где каждый исполняет свою мелодию. Но есть и дирижер этого оркестра, который всех видит и управляет всеми. Сегодня дирижером нашего природного оркестра будет – солнце. А как вы считаете, почему солнце будет нашим главным дирижером? (Солнце является источником света и тепла и без него не может существовать все живое).

Перед солнцем нотный стан и семь нот, оно будет направлять нас в течении всего урока, а вы будете оркестрантами, чтобы в конце получилась мелодия.

Итак, в путь!

Первое испытание – разгадывание кроссворда.

Вы должны узнать ключевое слово по вертикале (кроссворды у каждого ребенка на парте).

  1. Дерево, дающее плоды – желуди.
  2. Цветок для гадания.
  3. Зелёный ковер земли.
  4. Хоть не огонь, а жжётся.
  5. Она напоминает манжет.
  6. О ней говорят “плакучая”.
  7. Лакомство коров и зайцев.
  8. Семена используют в кулинарии.

- Ботаника – произошло от греч.слова “ботанэ”, что означает зелень, трава, растение.

Прочитаем на с.72 определение.

Вот первая нотка на нашем стане (выставляется 1 нотка).

- Солнышко дает нам следующий взмах. Сейчас мы будем работать не только с учебником, но и с нашими бортовыми журналами.

(Чтение 2-го абзаца).

Знакомство с первой группой – водоросли-ламинарии. + с. 29 тетради.

Почему их так называют? (Растут в воде).

Прочитаем о водорослях на с 72.

- Водоросли, это самые простые из растений, их тело не делится на корень, стебель и листья. (Показ учителем (на столе композиция из растений) водоросли имеют наросты – ризоиды). Размножаются водоросли с помощью спор. Кроме зелёных водорослей, встречаются красные, бурые это говорит о том, что в них содержится больше йода. (Показ морской капусты (салат)).

- Найдите водоросли, поставьте цифру 1.

А на стане появилась вторая нотка.

Кто видел мох? Вот он – кукушкин лён, напоминает лён (учитель дает потрогать мох).

Чтение абзаца МХИ.

- Мхи считаются предками всех остальных наземных растений. Они одни из первых выбрались из водной среды на сушу. У них появляются: лист, стебель, но нет настоящих корней – выросты (ризоиды).

Работа в тетради.

Найдите на рисунке и поставьте цифру два, а я помещаю следующую нотку на стан.

Прочитаем о самом загадочном растении, которому присущи какие-то чудесные свойства, будто бы он в ночь накануне дня Ивана Купалы цветет, а оказывается это лишь легенды и папоротник цветов не имеет. А свое название взяло от однокоренного ему слова “перо”, не правда ли все эти стебли, напоминают перо? Вот оно это растение.(показ)+ корень.

Читаем и ставим цифру 3.

А на стане 4 нотка.

А вот перед вами какие растения? – ХВОЙНЫЕ.

Как вы думаете, какое самое распространенное дерево в российских лесах? (береза – 13%, ель – 10%, сосна – 16%, но лиственница опередила всех – целых 38 %). Почему она получила свое название - лиственница? (Хвоя осенью опадает, как листья).

Кто найдет сосну и покажет? Ель? Можжевельник…

Найдите в тетради хвойные растения и поставьте цифру 4.

А солнышко напоминает о пятой нотке.

ФИЗПАУЗА

Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их все лучи согрели.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.

А сейчас мы подошли к самым красивым растениям - цветковые растения – это все растения, которые имеют цветы, даже самые невзрачные цветы тысячелетника, сурепки, кислицы. Вы, наверное, обратили внимание на красивые цветы фиалок, бархатцев, маргаритки, календулы, выскочки и др. Зачитаем с 72.

И, поставим в тетради последнюю 5 цифру.

- Среди цветов встречаются и цветы – паразиты, например раффлезия, самый большой цветок в мире, этот цветок растет на корнях лианы и лианы погибают от такого соседства. Есть и растения – хищники, которые привлекают насекомых, листья начинают сжиматься и выделяется пищеварительный сок, который расщепляет тело пленника.

Шестая нотка.

Но эта нотка зазвучит в том случае, если вы выполните задание 2 в тетради и объясните, почему вы зачеркнули именно это растение.

А) Морская капуста (ламинария);
Б) Липа (цветковые).

А теперь поговорим о видах.

В каждой группе растений много видов.

Вид это группа растений сходных по внешним признакам.

Подумайте, по каким признакам вы стали бы распределять растения:

  • По высоте, размерам;
  • По форме листа;
  • По окраске….

Прочитаем задание на с. 74.

Запишем в тетради. Дети будут путаться называя всё количество растений, вместе с ними назовите растения, которые встретились в учебнике (одуванчик, подорожник, клевер):

  • Одуванчик – 2;
  • Подорожник – 2;
  • Клевер – 3.

Всего растений 3 вида.

7 нотка. Но не хватает основного – скрипичного ключа, что бы музыка зазвучала.

Откроем последнюю нашу страничку бортового журнала С.31.

Дети должны хорошо понять, что растения могут быть цветковые, но относиться к разным видам.

Яблоня и дуб – это растения разных видов.

Форма листьев разная.

Плоды яблони – яблоко, а плоды дуба – желудь. (Демонстрация гербария).

Нарисуете плоды дома и по с. 75 учебника выполните задание 7.

- Закройте страницы нашего бортового журнала, положите на край стола.
- Зачитаем вывод на с. 75 учебника. Закроем страничку.

Солнышко по праву нам вручает скрипичный ключ и просит нас постараться вспомнить все, что было сегодня у нас на уроке.

Просмотр фильма о растениях под музыку Plaisir Diamour (Trad) (2 мин.)

Вам понравилась музыка, которую вы составили вместе с солнышком?

- Что вы вспомнили? (О разнообразии растений, что все растения имеют зеленый цвет; что растения могут быть одной группы, но разных видов).

Спасибо! Вы сегодня, были настоящими музыкантами, и у нас получился хороший оркестр. О чем ещё мы должны помнить - по отношению к природе? (О её охране – любить и уважать природу), а об этом мы поговорим на следующем уроке.

Мне хочется закончить урок следующими строчками Гамзатова:

“Нет фальши в песнях облаков и вод
Деревьев, трав и каждой твари божьей,
Всё в мире голосом своим поёт,
На голоса другие не похожим…”