Организация исследовательской деятельности младших школьников

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


“Главная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ученику обнаружить то, что в нём заложено, а не обучать его, “отливая” в определённую форму,придуманную кем-то другим заранее”.
А.Маслоу

В основе любого общества лежит образование – передача следующим поколениям приобретённого опыта и знаний, культурных и нравственных ценностей. На протяжении многих лет учащиеся были пассивными потребителями готовой информации, но общество постоянно развивается, и ему нужен гражданин нового типа, умеющий думать, анализировать, рассуждать. Школа должна работать на перспективу, на будущее и создавать самые благоприятные условия для формирования такой личности, поэтому назрела необходимость найти новые пути для воспитания самостоятельной личности. Развитие такой личности возможно через исследовательскую деятельность. Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Поэтому уже в младшем школьном возрасте нужно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психологофизиологические особенности этого возраста, как целостное мировосприятие, врождённая любознательность и эмоциональная восприимчивость.

Исследовательская деятельность позволяет развить любознательность, способность видеть проблемы и противоречия, оригинальность, гибкость, продуктивность мышления, лёгкости ассоциирования, прогнозированию, высокой концентрации внимания, способности к оценке.

Ранняя исследовательская деятельность позволяет выявить и развить одарённость детей. Данный метод помогает ребёнку осознать себя значимой личностью, выявить и раскрыть все его возможности, развить инициативу и самостоятельность.

Основной задачей начальной школы является развитие ребёнка как субъекта разнообразных форм человеческой деятельности, укрепление его психического и физического здоровья. Выстраивая свою педагогическую деятельность, стараюсь прислушиваться к интересам и потребностям каждого ребёнка, учитывать его сегодняшние склонности и способности. Моя главная задача состоит в том, чтобы “помочь ученику обнаружить то, что в нём заложено”, и развить уже имеющиеся способности, а также выявить детей, желающих и способных вести исследовательскую деятельность и развить у учащихся исследовательское поведение через исследовательское обучение.

Исследовательская деятельность младших школьников - это путь знакомства учащихся школы I ступени с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развитие мышления и познавательной самостоятельности, собственный творческий, исследовательский поиск учащихся.

Чтобы развить у детей навык исследовательского поведения, обучаю их следующим умениям:

  • видеть проблемы;
  • задавать вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать выводы и умозаключения;
  • структурировать материал;
  • доказывать и защищать свои идеи.

Развитие этих навыков осуществляю в ходе урочной и внеурочной деятельности через следующие направления работы:

Дидактические принципы системы Л.В.Занкова, по которой я работаю, напрямую связаны с формированием общеучебных интеллектуальных умений, вызывающих мыслительную и познавательную активность школьников. На уроках дети учатся видеть проблемы, выдвигать гипотезы, классифицировать, обобщать, наблюдать. Причём включаются в эту деятельность все ученики класса. Этому способствует применяемая мною технология деятельностного метода. Она обеспечивает включение детей в деятельность (системное включение ребёнка в самостоятельное построение им нового знания), саморазвитие личности, разноуровневое обучение, создаёт условия для достижения деятельностных целей образования, обеспечивает прохождение необходимых этапов усвоения знаний. Деятельностный метод даёт возможность осваивать предметное содержание в соответствии с единым подходом, единой установкой на активизацию как внешних, так и внутренних факторов определяющих развитие.

Развитие навыков исследовательского поведения у учащихся продолжаю в процессе занятий на факультативном курсе “Экология и краеведение” (автор: С.И.Варламова).

В данный момент на факультативе “Наш край” (автор: Е.Л.Харчевникова).

Факультатив даёт возможность:

  • разнообразить форму работы,
  • разнообразить методы, которые направлены не только на усвоение знаний (здесь это не главное), но на развитие ума, эмоциональной сферы, общей культуры,
  • обеспечить более глубокую, широкую, разнообразную практическую деятельность (наблюдение, проведение экспериментов, опытов и т.д.)

Ребята учатся работать с дополнительной литературой, проводить исследовательские работы. Стараюсь включать в эту деятельность всех желающих учащихся.

Но есть такие творческие, одарённые дети, которые в процессе всей этой деятельности выходят на серьёзные исследовательские работы. Они заинтересованы и способны вести исследовательскую деятельность. С каждым годом таких детей становится всё больше. Мне интересна работа с ними, поэтому для их объединения и выявления способных, одарённых детей на раннем этапе развития при школе в 2002 году организовала школьное научное общество “ЮНИС” (юный исследователь) учащихся школы I ступени и воспитанников детского сада №11 и стала его координатором.

Задачи научного общества учащихся:

  • раннее раскрытие интересов, склонностей учащихся к научно- исследовательской деятельности;
  • обучение методам и приёмам школьников доступных им научных исследований, умение общаться с приборами, оборудованием, необходимым для эксперимента, работать с научной литературой;
  • привлечение к проблемам местного и регионального уровня;
  • воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры;
  • создание эффективности преемственности между детским садом, школой I ступени и школой II ступени;
  • поддерживание связи с научным обществом учащихся “Поиск” школы II ступени.

Создала нормативно – правовую базу школьного научного общества, которая представлена следующими документами:

  1. Положение школьного научного общества.
  2. Приказ о создании школьного научного общества на базе школы.
  3. План работы.
  4. Эмблема.
  5. Удостоверение участника.

В положении указано:

  • Общие положения
  • Задачи научного общества
  • Структура и организация работы
  • Содержание и формы работы
  • Общие требования к творческим работам членов научного общества учащихся.

Школьное научное общество осуществляет работу в четырёх направлениях: “Экология”, “Лингвистика”, “Математика”, “Краеведение”. Ребята моего класса работают в секции “Экология”, т.к. это направление их больше всего интересует. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, их исследовательская деятельность направляется и корректируется научным руководителем (учителем). В ходе выполнения исследовательской работы от младших школьников требуется умение систематизировать и анализировать информацию, полученную из разнообразных источников, обобщать факты, явления, делать выводы, используя сравнительную оценку изучаемых фактов, явлений, событий. При выполнении этой работы ребята объясняют события и процессы с помощью теоретических знаний и устанавливают, какие факты требуют особого рассмотрения, определяют направления и способы дальнейшего изучения проблемы, высказывают и обосновывают предположение о возможности развития того или иного процесса или явления.

Тематика исследований разнообразна. Выбор темы происходит в сотрудничестве. Ребята начинают работать над темой в группе или индивидуально. В последнее время увеличилось количество ребят, которые желают выполнить исследовательскую работу индивидуально.

Всё бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы детей можно объединить в три основные группы (по А.И. Савенкову):

  • фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
  • эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  • теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.

Мои дети в основном работают над темами эмпирического характера.

Каковы же требования к выбору темы (по А.И. Савенкову):

  1. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
    Тема “навязанная” ребёнку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Чтобы выбрать тему, интересующую ребёнка, нужно знать его склонности.
  2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
  3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Это способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления.
  4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Следует стремиться, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Выбирая тему, надо учитывать следующее:

  • Возможный уровень решения проблемы.
  • Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей.
  • Желания и возможности учащихся.

Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для её решения средства и материалы. Отсутствие литературы, необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные, обычно приводят к поверхностному решению.

Выбрав и обсудив тему исследования. Ребята подбирают литературу по данной теме. После коллективного или индивидуального изучения, анализа литературы в сотрудничестве с ребятами выдвигаем гипотезы, ставим задачи исследования, выбираем методы исследования, выстраиваем план проведения исследования.

В организации исследовательской деятельности учащихся использую в основном групповую и индивидуальную формы работы.

Далее они осуществляют сбор фактического материала, который тоже имеет свои особенности:

  • по предметам гуманитарного цикла требуется широкое изучение первоисточников, привлечение архивных данных и краеведческого материала;
  • по предметам естественнонаучного цикла чаще всего предполагается проведение теоретического и практического эксперимента (опыты, анкетирование, репортажи, выполнение практической работы, эксперимента и т.д.)

Для фиксации результатов своей работы ребята используют произвольную форму, но можно использовать тетрадь А.И.Савенков “Я – исследователь”.

Выполнив практическую часть исследования, ребята представляют результаты своей работы. Коллективно обсудив их, дополняем, даем рекомендации. В процессе обсуждения дети делают выводы по всей работе, дают рекомендации, выдвигают предложения. Далее идёт этап оформления работы. На завершающем этапе исследования от младших школьников требуется умение оформить результаты исследования наглядно (в виде графиков, таблиц, рисунков, диаграмм, фотографий и т.д.) и литературно (изложить логически, в соответствии с планом, ход и результаты и представить его в виде доклада- альбома). На данном этапе особенно важна роль учителя. Обучаю своих ребят способам оформления результатов исследования. Далее они готовят доклад- защиту своей работы перед сверстниками, взрослыми, готовятся к ответам на вопросы по своей работе.

Таким образом, ученическое исследование включает в себя ряд этапов:

  • актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования);
  • определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти);
  • выбор темы исследования;
  • постановка целей и задач исследования;
  • выработка гипотезы, гипотез;
  • выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования, изучить литературу);
  • определение последовательности проведения исследования;
  • сбор и обработка информации (зафиксировать получение знания);
  • анализ и обобщение полученных результатов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы);
  • подготовка отчёта (дать определение основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования);
  • доклад – защита (защитить результаты публично перед сверстниками, взрослыми, ответить на вопросы).

На всех этапах работы учитель должен ясно осознавать, что основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. В данном случае он делится, по крайней мере, на два: первый – можно считать то, что создал ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и т.п. Второй, самый важный: бесценный опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных исследовательских работ. Этап защиты выполненной исследовательской работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершённым. Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе ребята не просто рассказывают, её, как и всякое настоящее исследование, защищают публично, с привлечением авторов других проектов, зрителей. В ходе защиты ребята учатся излагать добытую информацию, сталкиваться с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.

Итоги работы всех секций и защита исследовательских работ подводится на ежегодной школьной научной конференции “Первые шаги в науку”, где исследования учащиеся представляют в виде стендового доклада, презентации и описательной работы.

Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри. В состав жюри входят администрация школы, представители Управления образования, учителя школы. Каждый член жюри получает бланк для отметок. Время представления проекта 4-5 минут. Ограничивается время вопросов и ответов. По итогам защиты поощряются не только те, кто хорошо доложил об итогах собственной исследовательской работы, но и те, кто задавал умные, интересные вопросы.

В дальнейшем лучшие работы направляем на различные городские и всероссийские конкурсы.

Применение методов исследовательской деятельности ставит младшего школьника на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но и самостоятельного исследования: познавательная деятельность младших школьников приближается к исследовательской деятельности учёного. И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения. Субъективная новизна ученического исследования не умаляет его значения для развития познавательных сил и формирования активной жизненной позиции школьников. Именно исследовательская деятельность делает младших школьников творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации и позволяет сберечь здоровье учащихся, т.к. дети работают с интересом, без нервных перегрузок.