Особенности письма как эпистолярного жанра

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • знать виды письма, мотивацию необходимости писать письма;
  • знать структуру письма и речевые формулы, используемые в нем;
  • уметь написать письмо близким, родным, другу и т.д.

Тип урока: овладение новыми знаниями.

Задачи урока:

  • Образовательные: умение выделять обращения в тексте; знакомство с видами письма; умение написать письмо близким, родным, другу.
  • Развивающие: умение выделять главное, развитие речи учащихся; умение использовать различные типы речи.
  • Воспитательные: воспитание бережного отношения к близким; развитие культуры человеческих отношений.

Учебно-методический комплекс: Учебник "Русский язык" 5 класс.

Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.

Год издания: М.: Просвещение, 2008.

Продолжительность: 2 часа.

Оборудование урока: рисунки; большой конверт, на котором написан эпиграф:

"Человек погиб, и тело его - прах. Все близкие ушли в землю, но, что он написал, заставляет помнить о нем того, кто читает:
(Восхваление знаменитых авторов, папирус Честер-Битти, IV. Перевод акад. М.А. Коростовцева)

Слова на доске:

В письмах человек обнажает свою душу.
С. Джонсон

С помощью письма лучше всего проникаешь в человека: Черные слова на белой бумаге - это душа нараспашку.
Г. Мопассан

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня с вами мы будем говорить о письме, о том, почему необходимо писать письма, познакомимся со структурой письма и напишем письмо. Письма бывают разные: деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету. С помощью письма человек сообщает свои мысли, чувства на большие расстояния, рассказывает о событиях и жизни окружающих людей. С помощью письма мы записываем и храним речь для будущих поколений.

Нам важно знать, как живет наш собеседник, интересно знать его мнение о том, что нас волнует. В письмах мы советуем, утешаем, спорим, убеждаем, рассказываем о себе и о своих делах:

Почему же возникло письмо? Появились новые связи, возникла потребность говорить с теми, кого не было рядом, говорить так, чтобы сказанное сохранилось для будущего.

Что же такое письмо и почему оно появилось?

Ступени развития письма.

Стук в дверь.

Учитель: Ребята, кто-то стучит в дверь. Давайте спросим: "Кто там?"

Ребята: (хором) Кто там?

Голос за дверью: Это я, почтальон Печкин. Пришел к вам в гости и принес письма для ваших девочек и мальчиков.

Учитель: Здравствуйте, почтальон Печкин. Проходите. Мы очень рады вас видеть. Где же ваши письма?

Печкин. У меня в сумке (достает из сумки стрелы и курительную трубку).

Учитель. Почтальон Печкин, мы ждем письма! А вы что нам принесли?

Печкин. Письмо. Предметное письмо. За каждым предметом было закреплено определенное значение. Например, если племя передавало другому племени стрелы, то чего можно было ожидать?

Учитель. Я думаю, ничего хорошего ждать не приходилось.

Печкин. Правильно. Ибо стрелы обозначали войну. Если же передавали курительную трубку, то это означало, что племя желает заключить мир. Предметное письмо было очень неудобным: оно требовало множества предметов для передачи мысли, их же невозможно было постоянно возить с собой. Представляете, ребята, какая у меня была бы сумка. Вам нравится такое письмо?

Ребята. Нет!

Печкин. Тогда получите вот это письмо (достает из сумки разноцветную толстую веревку).

Учитель. А что это за письмо? Веревка какая-то:

Печкин. Это узелковое письмо.

Для узелкового письма брали толстую веревку, а на нее навязывали разного цвета и в определенном порядке нити, каждая из которых имела свой смысл. Например, зеленая нить обозначала зерно.

Учитель. А белая?

Печкин. Белая - предложение мира; черная - смерть, несчастье.

Ребята. А фиолетовая?

Ученик. Фиолетовая нить обозначала опасность, вражду.

Ребята. А красная?

Печкин. Красная нить обозначала войско, войну. Ребята, а такое письмо вам нравится?

Ребята. Нет!

Печкин. Ну что за детки! Это им не нравится, то им не нравится! А вот вам рисованное письмо, или пиктографическое письмо.

Рисованное письмо не имело постоянных знаков- рисунков, понимание смысла рисунка зависело от мастерства того, кто рисовал: чем живее рисунок, тем понятнее его смысл. Но с помощью рисунка нельзя было передать чувства - они указывали на конкретные предметы: людей, животных - но не отвлеченные понятия.

Представьте, что каждый из вас охотник. Ваша сегодняшняя охота была очень удачной. Вы хотите, чтобы об этом узнали в соседнем племени. Но вот беда!- там говорят на другом языке, а вы его не знаете. Как же составить "письмо", которое будет понятно всем?

(Ребята "рисуют" письмо)

Учитель: Почтальон Печкин, а как прочитать эти рисунки? Если ребята придают письменным знакам одно значение, а мы прочитаем - другое, то ничего хорошего не получится?

Печкин. Конечно. Об этом забавно рассказал Р. Киплинг в сказке "Как было написано первое письмо".

В сказке говорится о маленькой девочке по имени "девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-она-такая-шалунья". А попросту ее звали Таффи.

(перед ребятами появляется маленькая девочка и рассказывает такую историю)

- Однажды я отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но тут нам не повезло: у отца сломалось копье. Я подумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала другое копье.

Было очень досадно, что никто из нашего племени не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности еще не существовало.

В это время по берегу шел Незнакомец, который не понимал нашего языка. Тогда я решила направить его к маме за копьем. На куске березовой коры процарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьем, другое копье, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьем в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашел дорогу, я нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке изобразила маму с копьем в руке.

Мне казалось, что на этих рисунках все понятно. Однако Незнакомец "прочел" эти рисунки совсем по-другому. Он подумал, что мой отец - вождь племени и что он в опасности. "Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон",- подумал он. (За врагов с копьями он принял бобров, которых я изобразила очень много.)

"Я пойду и приведу ему на выручку все его племя",- решил Незнакомец.

И уж совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама "прочла" его так. Она подумала, что Незнакомец проткнул ее мужа копьем, сломал ему руку, напугал девочку и что целая шайка злодеев подкрадывается к нам с отцом сзади (она приняла бобров за врагов). Ох, и досталось же Незнакомцу от разъяренных женщин этого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка. Оказывается, написать письмо - это только полдела: нужно еще уметь его прочитать.

Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал: "О Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-ты-такая-шалунья, ты сделала великое открытие!.. Придет день, когда люди назовут его умением писать!"

Печкин. Письмо с помощью рисунка - это еще не настоящее письмо. Ему на смену пришло идеографическое, или иероглифическое письмо.

Около пяти тысяч лет назад правил в Египте фараон по имени Нармер. Он одержал много побед и хотел, чтобы эти победы были навеки запечатлены на камне.

Днем и ночью трудились искусные мастера. Они изображали и фараона, и убитых врагов, и пленников, даже показали с помощью рисунков, что пленников было шесть тысяч. Но ни один художник не смог передать имени самого Нармера. А для него это было важнее всего.

И тут художникам пришел на помощь другой способ письма - иероглифы. Слово иероглиф обозначает "священные знаки". Каждый иероглиф обозначает слово или его часть.

Вот как записали египетские художники имя фараона Нармера. Они изобразили рыбу, так как слово нар - по-египетски "рыба". Мер на этом же языке обозначает "резец". Изображение рыбы над изображением резца - так решили художники задачу, поставленную, перед ними фараоном.

В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии. Иероглиф для китайца - не только знак слова, но и картинка. Поэтому он одновременно и читает, и как бы разглядывает книжку с картинками. Китайцы любят свои иероглифы и гордятся ими. Их в китайском языке около 50 тысяч.

Учитель: Почтальон Печкин, написание с помощью иероглифов требует большого внимания и больших усилий, чтобы усвоить необходимый минимум знаков. Поэтому все народы, кроме китайцев, вьетнамцев, корейцев и японцев, отказались от иероглифического письма и перешли к буквенному.

Печкин. Правильно. Поэтому появилось буквенное письмо.

Появление русской азбуки связано с именами Кирилла и Мефодия. Они на основе византийского письма создали азбуку, перевели с греческого языка на старославянский основные богослужебные книги. Вместе с этими книгами нами была заимствована и азбука, которая в честь Кирилла и стала называться кириллицей. В основу алфавита он положил греческие буквы, но прибавил к ним еще 15 новых букв. За многие столетия в алфавит, созданный Кириллом, было введено лишь 2 буквы: Й, Е.

Вот так люди научились писать письма.

Учитель. Спасибо тебе, почтальон Печкин, за письма, за интересный рассказ об истории возникновения письма.

Печкин. Рад был вам помочь. Но я с вами, ребята, не прощаюсь. Я еще приду за вашими письмами.

Письмо
Само
Никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти -
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет,
Тысячи верст пути.
Нетрудно письму
Увидеть свет:
Ему не нужен билет:

Вот тогда ему будет нужен почтальон, который доставит письмо до адресата.

До свидания, ребята! Пишите письма! Не оставляйте меня без работы.

Учитель. Да, сложный и долгий путь прошло письмо. Появилась возможность читать и писать на своем языке письма. Письма друзьям, мамам, бабушкам, дедушкам, президенту:

Итак, письмо. Заглянем в "Толковый словарь русского языка" под редакцией С.И Ожегова и выпишем значения следующих слов:

Письмо, -а, мн. письма, -сем, -сьмам, ср. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

Эпистолярный, -ая, -ое.

1. Относящийся к частной переписке, к письмам.

2. Имеющий форму письма, переписки.

Адресат, -а,м. Тот, кому адресовано письмо, телеграмма, почтовое отправление.

Конверт, а, м. Заклеивающаяся бумажная упаковка для писем, бумаг.

письмо

эпистолярный

адресат

конверт

почтальон

(слова записываем в словарик)

Учитель. Запомните значение этих слов, с ними предстоит работать на уроке.

Ребята, а вы знаете, как правильно написать письмо?

(ребята отвечают на поставленный вопрос)

Учитель. Да, что-то было сказано правильно, а что-то не совсем так, как вы думаете. Посмотрите на таблицу.

Работа по таблице.

- Прочитайте таблицу. Объясните, от чего зависит выбор той или иной речевой формулы.

Структура писем и речевые формулы, используемые в них.

Основные части письма Содержание Речевые формулы
Зачин Место и дата написания

Приветствие

Обращение

Здравствуйте!

Добрый день!

Шлю тебе привет!

Приветствую тебя!

Привет!

Дорогая (милая, родная, любимая), уважаемая.

Имя и все его формы.

Друг, мамочка, папа, бабушка, дедушка и т.д.

Информационная часть Основная информация, которую нужно изложить Я хотел бы рассказать:

Хочется сообщить:

Ты спрашиваешь, что у нас нового:

Вот некоторые новости:

Знаешь, я очень по тебе скучаю:

А помнишь:

Концовка Итоговые фразы:

просьба писать, благодарности, приветы и прощание, уверения в уважении, дружбе,

любви.

Подпись

С (глубоким, искренним) уважением:

Любящий тебя:

До свидания!

До скорого свидания!

Всего хорошего!

Работа по правилам написания письма

Правила написания письма:

Обязательно указывай дату и место написания письма.

Избегай употребления грубых и бранных слов, кличек.

Не употребляй оборотов: "Жду ответа, как соловей лета", "Лети с приветом, вернись с ответом"

Учитель. Давайте понаблюдаем за одним мальчиком. Он пишет письмо деду.

(за столом сидит мальчик, пишет письмо)

Ванька. "Приезжай, милый дедушка. Христом Богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой: А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай."

("Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку: Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес")

Ванька. "На деревню дедушке. (Потом почесался, подумал и прибавил) Константину Макарычу. (Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и: выбежал на улицу")

Учитель. Герой какого рассказа отправил письмо по адресу: "На деревню дедушке"? Кто автор рассказа? Какие ошибки в оформлении адреса допустил мальчик?

Как должен выглядеть адрес на конверте, чтобы почтальон смог в срок доставить письмо?

Памятка по правильному оформлению адреса.

1. Город или другой населенный пункт.

2. Область, район.

3. Улица (площадь, проспект, переулок).

4. Номер дома, номер корпуса, номер квартиры.

5. Фамилия, имя, отчество адресата.

- Помните, что фамилия, имя, отчество адресата должны употребляться в дательном падеже, а адресанта - в родительном падеже. Если письмо адресовано семье, то фамилия ставится во множественном числе.

- Напишите письмо другу, ветерану, дедушке или бабушке, президенту, соблюдая все правила написания письма.

А листок в конверте чист,
Нет на нем ни букв, ни строчек,
Пахнет осенью листочек -
С дерева опавший лист.
Только адрес твой да имя
На конверте напишу,
Синий ящик отыщу,
Свой листочек опущу.
Ты письмо мое получишь
И обрадуешься вдруг:
Жить на свете много лучше,
Если друга вспомнил друг.
(Я. Аким)

- Какова главная мысль этого стихотворения?

Домашнее задание: Написать письмо другу.