Историческая игра для 5-х классов "Мифы Древней Греции"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • обобщить и закрепить знания учащихся о мифах Древней Греции;
  • расширить представление учащихся о жизни древних греков;
  • воспитывать уважение к литературному наследию древних греков;
  • повысить интерес учащихся к историческому прошлому;
  • прививать моральные ценности, знакомить с моральными нормами на основе мифологических сюжетов, поступков героев;
  • развивать умение работать в группе; четко и ясно формулировать главную мысль; проявлять находчивость и смекалку.

Оборудование:

  • эмблемы команд (шаблоны из листов ватмана, на которых команды изобразят эмблемы);
  • предметы для 3-его задания: яблоко, клубок ниток, изображение Троянского коня;
  • цепочки слов для 5 задания;
  • кроссворды;
  • аппликации древнегреческих богов;
  • магниты;
  • призы, грамоты;
  • жетоны для болельщиков за правильный ответ;
  • оценочные листы для жюри (см. Приложение 1)

На доске:

  • дата, тема;
  • рисунки учащихся на тему "Мифы Древней Греции"
  • по ходу разминки прикрепить аппликации древнегреческих богов.

Участники игры: учащиеся 5-х классов.

Подготовительный этап.

Учитель заранее объявляет учащимся тему игры, дату; по желанию учащихся формирует команды (по 5-7 человек), остальные учащиеся - болельщики. Дает задание по подготовке к игре, рекомендует литературу.

Ход игры

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проводим историческую игру "Мифы Древней Греции".

Мифы - слово греческого происхождения. Означает предания о богах, героях и чудесных существах. Эти предания отличаются от сказок и легенд. Сложены они древними греками в те далекие времена, когда люди только начинали вглядываться в окружающий мир, только приступали к его исследованию и объяснению. Те явления, которые происходили в природе, объясняли действиями сверхъестественных сил - богов. Древние греки, мешая правду и вымысел, придумывали и рассказывали друг другу удивительные истории: о том, как возник мир, что в нем происходит.

Казалось бы, зачем нам сейчас, спустя более чем 2,5 тысячелетия, вспоминать древнегреческие мифы? Ведь мы отлично знаем, что почти все в них - вымысел.

Но не будем забывать, что мифы создавались народом на протяжении веков. В них древние греки воплощали все свои чаяния и надежды, заветные мечты. Это сокровищница великолепных образов, произведения литературы и искусства.

Кроме того - мифы поучительны. Изображая своих богов и героев, древние греки наделяли их самыми лучшими и самыми дурными свойствами человека. Восхищались благородными, мужественными героями, презирали трусов, предателей, осуждали коварство, жадность.

Разве сейчас в современном обществе мы по-другому оцениваем поступки людей?

Литературное творчество древних греков невозможно представить без Гомера, сложившего две песни, две поэмы: "Илиада" и "Одиссея". Одна о Троянской войне, другая о приключениях и подвигах одного из участников похода - Одиссея.

Сегодня мы вновь обратимся к литературному и народному творчеству древних греков.

Итак, мы начинаем.

Учитель приглашает команды за игровые столы, представляет жюри, гостей, болельщиков.

1 задание. Придумать название команды, эмблему.

Пока команды выполняют 1 задание, учитель работает с болельщиками:

Определите, какому греческому богу принадлежат слова:

1) "Ударю я трезубцем - и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные волны, которые бросают на скалы корабли, как легкие скорлупки. Отложу я трезубец - и утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря, а я на колеснице, запряженной златогривыми конями, спускаюсь на дно моря в великолепный дворец". (Посейдон)

2) "Я сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром - все это происходит по моей воле. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный мною на земле. Взмахну рукой - и поражу клятвопреступника пламенной молнией". (Зевс)

3) "Когда я, блистая красотой, в пышном наряде вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса". (Гера)

4) "Из белоснежной морской пены я родилась. Куда ни ступаю я, всюду благоухают цветы. Дикие звери - львы, волки, пантеры - следуют за мной, как ручные. Я добра и нежна со всеми, кроме тех, кто любит самого себя". (Афродита)

5) Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей мое царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. Там текут реки Стикс и Лета. Перевозчик Харон перевозит через них души мертвых". (Аид)

6) "Я бог кузнечного ремесла, родился хилым и болезненным, и Гера в гневе сбросила меня, своего сына, с Олимпа. Так и остался я хромым на всю жизнь". (Гефест)

7) "По решению Зевса две трети года - весну и лето - Персефона проводит со мной на Земле. В это время цветут деревья, цветы, поля дают хлеб, а на треть года Персефона спускается под Землю к мрачному Аиду, и Земля замирает". (Деметра)

8) "Меня называют самым прекрасным из богов, покровителем искусства. Без промаха разят врагов стрелы из моего лука. Ими я поразил страшное чудовище - дракона Пифона". (Аполлон)

По мере того, как болельщики называют имена богов, учитель прикрепляет аппликации с их изображением к доске.

За каждый правильный ответ болельщики получают по одному жетону.

2 задание. Разминка.

Вопросы задаются командам по очереди.

Назовите остров, на котором родился и царствовал Одиссей? (о.Итака)

Кто был отцом Геракла? (Зевс)

Как называли птиц с женским лицом, заманивающих своим пением моряков? (Сирены)

Какую войну выиграла всего одна лошадь? (Троянскую)

Как появилась на свет Афродита? (Из пены морской)

Кто такой минотавр? (Человекобык)

Как звали последнего царя Трои перед тем, как она была разрушена? (Приам)

Кому троянский царевич отдал яблоко с надписью "Прекраснейшей"? (Афродите)

Сколько лет странствовал Одиссей? (20 лет)

Как звали циклопа, которого Одиссей лишил зрения? (Полифем)

Какой могущественный бог был отцом этого циклопа? (Посейдон)

Как звали жену Одиссея? (Пенелопа)

3 задание. Крылатое выражение.

1) Посмотрите на предмет и скажите крылатое выражение с ним связанное:

  • яблоко (яблоко раздора)
  • конь (троянский конь)
  • клубок ниток (нить Ариадны)

2) Объясните значение крылатых выражений:

  • Между Сциллой и Харибдой;
  • Ахиллесова пята;
  • Авгиевы конюшни;
  • Золотое руно;
  • Драконовы законы;
  • Со щитом или на щите.

4 задание. "Угадай героя".

Угадайте героев мифов:

1. Сын критского царя Миноса - Минотавр - был спрятан отцом во дворце-лабиринте. Этот дворец построили мастера из Афин - отец и сын. Как звали строителей-умельцев? (Дедал и Икар)

2. Царь греческого острова, чтобы не участвовать в походе на Трою, притворился безумным. Он запряг в один плуг быка и осла и стал пахать морской берег, бросая в борозду соль. Кто он? (Одиссей)

3. Чтобы люди, еще не наделенные свыше разумом, не погрузились в царство мрачного Аида, некто похитил для них божественный огонь. Назовите имя героя. (Прометей)

4. Юный афинянин убил все-таки ужасного Минотавра. Назовите имя героя и того (той), кто помог ему выбраться из лабиринта. (Тесей и Ариадна)

5. Он вручил Афродите яблоко с надписью "Прекраснейшей". Скоро начнется Троянская война, затем рухнет Троя, погибнет род царя Приама. Кто он, вручивший яблоко Афродите? (троянский царевич Парис)

6. Этот герой - сын Зевса и смертной женщины. Он победил льва, очистил Авгиевы конюшни, принес три золотых яблока из волшебного сада на краю земли и совершил еще 9 подвигов. Кто он? (Геракл)

Подумайте, кто из героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами:

1. "Не осуждайте бедного отца. Да, мне некого винить в гибели сына! Знаю, знаю, человек не птица: Но удивительно прекрасен созданный богами мир, когда глядишь на него с высоты! Верьте, людям станет подвластно небо! (Дедал)

2. Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб: Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу! (царь Эгей)

3. Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть завянут все цветы, засохнут все деревья и выгорит трава! Верните мне дочь! (Деметра)

5 задание. Найдите лишнее слово и назовите миф, о котором идет речь.

1. Крылья, лабиринт, воск, море, солнце, подземелье.

2. Меч, клубок, лабиринт, море, парус, конь.

3. Огонь, кузнец, орел, скала, печень, лев.

6 задание. "Зоосад в Древней Греции"

Назови, с именем каких мифических героев связано название каждого из животных.

1. Лев (Геракл)

2. Лань (Артемида, Геракл)

3. Конь (Одиссей)

4. Собака (Аид)

5. Орел (Прометей, Зевс)

6. Дельфин (Дионис)

7 задание. Кроссворд.

1.

По горизонтали:

1. Бог, с которым поспорила Афина за покровительство над городом. (Посейдон)

По вертикали:

1. Её вершина скрыта облаками. Там живут боги. (Олимп)

2. Герой, совершивший 12 подвигов. (Геракл)

3. Мастер- изобретатель. Жил на острове Крит. (Дедал)

2.

По горизонтали:

1. Ей присудил яблоко Парис. (Афродита)

По вертикали:

1. Хромой бог. Приковал друга Прометея к скале. (Гефест)

2. Человекобык. (Минотавр)

3. Ему помогала Ариадна. (Тесей)

3.

По горизонтали:

1. С её приходом на Землю начинается весна. (Персефона)

По вертикали:

1. Он помог людям и был наказан Зевсом. (Прометей)

2. Был хитроумным, провел в странствиях 20 лет. (Одиссей)

3. В честь этого бога устраивали праздничные шествия. Его символ - виноградная лоза. (Дионис)

Пока команды выполняют 7 задание, учитель работает с болельщиками:

Задание. Подумайте, кто из героев мифов мог сказать о себе такие слова:

1. Приятно, что говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло! (Тесей)

2. До сих пор болят кости и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжелое!

(Геракл)

3. Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня?

(Прометей)

После каждого конкура жюри оглашает результаты.

Заключительное слово учителя.

Слово жюри. Подведение итогов.

Награждение лучшей команды, болельщиков, набравших за игру наибольшее количество жетонов.

Приложение.