Урок окружающего мира в 3-м классе "Разнообразие растительного и животного миров"

Разделы: Начальная школа


Цель: углубить знания учащихся о представителях растительного и животного мира.

Задачи:

  • изучить растительный и животный мир родного края;
  • развивать мышление, речь;
  • воспитать бережное отношение к природе, любовь к краю, бережному отношению к его богатствам.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: карта России, карта Краснодарского края, контурная карта, мультимедийный проектор.

Содержание урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке окружающего мира совершим необычное путешествие. Познакомимся с разнообразием растительного и животного мира. (Слайд 1)

Путешествовать будем по родному краю. (Слайд 2)

Изучение нового материала.

Работа с картой.

- На карте России есть уголок Земли, который близок и особенно дорог каждому из нас. Это место где мы родились, это наша малая родина.

- Найдите это место на карте.

Краснодарский край по своим ландшафтам и климатическим условиям не имеет аналогов в пределах России. Он занимает площадь 76 тыс. км2, Расположен в южной части европейской территории России.

- Обведем границы края в контурных картах. Рассмотрим границы края и назовем ее соседей.

- Река Кубань делит поверхность Краснодарского края на две части: северную равнинную. (Слайд 3)

- И гористую южную. (Слайд 4)

- В прошлом равнина была покрыта различными травянистыми растениями. (Слайд 5)

- В степи можно встретить: (Слайд 6) тимофеевку, льнянку, мятлик, ромашку, репейник, мак, зверобой, полынь, осот, лебеду.

- Современная степь вся распахана и занята посевами культурных растений. (Слайд 7)

Степь переходит в лесостепь. (Слайд 8) Она протянулась неширокой полосой по левому берегу Кубани.

- В лесостепи встречаются островки лесов из дуба, граба, клёна, орешника. Основная часть лесов приходится на предгорья и горные районы. Леса Кубани занимают около 2млн. га. Леса края богаты грибами и ягодами.

- На черноморское побережье Кавказа пышная субтропическая растительность: пальмы, кипарисы, хурма, каштан, магнолии, бамбук. (Слайд 9)

- Неразумная хозяйственная деятельность людей привела к тому, что некоторые
растения становятся редкими и исчезающими. Они занесены в Красную книгу Кубани.

(Слайд10)

Разгадай кроссворд.

- Разнообразен и животный мир. Животные это – насекомые, птицы, звери, рыбы. Чтобы узнать, какая армия самая многочисленная в Краснодарском крае, разгадаем кроссворд.

(Слайд 12)

  1. Волосата, зелена
    В листьях прячется она
    Хоть и много ножек.
    Бегать всё равно не может. (Гусеница)
  2. Голубой аэропланчик
    Сел на белый одуванчик. (Бабочка)
  3. Модница крылатая
    Платье полосатое
    Ростом хоть и кроха
    Укусит - будет плохо. (Оса)
  4. На лугу живёт скрипач.
    Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
  5. Не жужжу, когда сижу
    Не жужжу, когда хожу.
    Если в воздухе кружусь
    Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)
  6. Нос долог, голос тонок,
    Кто его убьёт,
    Свою кровь прольёт. (Комар)
  7. Мы лесные жители,
    Мудрые строители.
    Из иголок всей артелью строим дом себе под елью. (Муравьи)
  8. Хоть и жалят они больно
    Их работой мы довольны. (Пчёлы)
  9. Кто за печкою живёт,
    Спать мне ночью не даёт? (Сверчок)

Беседа о насекомых.

- Где обитают насекомые? Какое значение насекомых в природе? (Перенося пыльцу, являются кормом для птиц).

- Каких птиц вы видели у нас в крае? Какую пользу приносят птицы? (Слайд 13)

-Птицы приносят пользу народному хозяйству, уничтожая вредных насекомых и грызунов. На Кубани насчитывается около 320 видов птиц.

Одна ласточка ловит в день более 1000 вредителей.

Сотни деревьев спасают дятлы, поедая личинки жука- короеда .

Сова сохраняет в год тонну хлеба.

- Загрязнение воздуха привело к сокращению численности насекомоядных птиц.

- Как вы думаете почему?

- Назовите птиц, которые питаются рыбой. Какие виды рыб знаете?

Сообщение о рыбах учащихся.

Территория края омывается Черным и Азовским морями.

Разнообразен мир Черного и Азовского морей. (Слайд 14)

- Какие звери живут на территории края?

- У нас в крае тепло. И звери часто меняют свои привычки. Медведь не укладывается в спячку, так как зимой он может найти достаточно корма. А заяц не меняет свою шубу.

- Как думаете почему?

Постановка проблемной ситуации.

- Как сберечь природу от разрушения? (Слайд 15)

Опомнись, вздрогни человек!

Перед природой мы в долгу.

- Почему автор, обращаясь к человеку, призывает опомниться?

Физминутка.

Рассказ о Кавказском государственном биосферном заповеднике. (Слайд 16)

- Заповедник был создан в 1924 году.

- Находится он на северных и южных склонах Главного Кавказского хребта. Общая площадь заповедника 280 тысяч гектаров.

- Основные цели: охрана природы, восстановление ценных видов зверей и птиц: зубра, тура, кавказского оленя.

Сообщения о животных .

(Слайд 17) Енотовидная собака. Интересным и ценным пушным зверем является енотовидная собака, завезенная из Уссурийского края. Условия жизни оказались для нее вполне подходящими, и количество этих животных увеличивается. Селится енотовидная собака около воды, роя себе нору в крутых берегах. Питается она рыбой, лягушками, червями, насекомыми. Зимой впадает в спячку.

(Слайд 18) Кавказский благородный олень. В широколиственных лесах. А чаще на альпийских лугах, можно видеть грациозных красавцев оленей. Кавказский благородный олень относится к одним из самых ценных охраняемых животных. Особенно красивы самцы: голова их украшена ветвистыми рогами, достигающими веса более 6 кг. В сентябре – во время брачного периода – часто слышен рев самцов, разносящийся далеко по лесу.

Тур Северцова . В высокогорной зоне на альпийских лугах, среди диких скал, обитают крупные горные козлы – западные туры Северцова. Старые самцы достигают 150 кг веса и несут на голове красиво изогнутые назад массивные рога длиною до 1 метра. В знойные летние дни туры забираются на северные склоны высоких скалистых вершин и только под вечер спускаются для кормежки на луга.

(Слайд 19)Зубр. Зубры – самые могучие обитатели лесов Северного Кавказа. Эти крупные, медлительные и угрюмые животные держатся обычно небольшими группами по 10 – 17 голов. При длине тела в 3,5 м и высоте 1,8 м зубры весят до 700 кг. Раньше их содержали в загонах. Сейчас зубры находятся на вольном выпасе. Зимой их подкармливают овсом и корнеплодами, дают соль, мел.

(Слайд 20) Рысь. Изредка в глухих высокогорных местах встречается красивый, сильный и ловкий хищник – рысь.

(Слайд 21) Кабан. Распространён практически по всей территории края, предпочитая лесную, лесостепную и плавневую зоны. Это животное, кажущееся грузным и неповоротливым, на самом деле очень быстрое и увертливое. Излюбленная пища кабанов – буковые орешки, плоды груш, желуди, каштаны, дождевые черви, корни деревьев. Старый кабан, обладает большой силой, может справиться с несколькими волками. Охотникам раненый кабан представляет опасность.

(Слайд 22) Кавказский медведь. Кавказский медведь по размерам и силе значительно уступает бурому медведю. Обладая относительно добродушным нравом и будучи трусоватым, он редко нападает на человека. Убежищем медведям служат расщелины в горах, ниши под скалами. Эти неуклюжие с виду животные бегают легко и быстро даже в гору. Зимой многие медведи не впадают в спячку, а продолжают бродить по лесам в поисках пищи.

4. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Для чего был создан заповедник?

- Какие животные живут в заповеднике?

(Слайд 23)

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется – природа
Давайте же всегда её беречь!

5. Домашнее задание.

- Нарисуйте животных, растения, которые вам запомнились.