Урок по физике в 8-м классе "Магнитные явления"

Разделы: Физика


Цели урока: формировать умение логически мыслить при проведении анализа опытов (Эрстеда, наблюдение магнитных линий с помощью металлических опилок), выдвигать гипотезы, наблюдать и экспериментировать, делать выводы и высказывать собственные суждения.

Задачи урока.

  • Образовательные: учащиеся должны добыть знания о магнитном поле; сформировать представление об источнике магнитного поля и его свойствах.
  • Развитие мышления: формирование у учащихся умений строить цепочку логических рассуждений; высказывать собственные суждения; формулировать выводы и заключения; работать с учебником.
  • Воспитательные: объективно оценивать трудовой вклад своих товарищей в совместно произведенный “продукт”; демонстрировать собственные достижения; развивать коммуникативные способности учащихся: принимать участие в обсуждении новых знаний о магнитном поле, защищать интересы группы, способствовать формированию элементов материалистического мировоззрения, познакомив учащихся со взаимосвязанностью электрических и магнитных полей.

Оборудование: постоянные магниты (по одному на группу), стеклянные пластинки (по одной на группу), магнитные стрелки на подставках, железные опилки, соединительные провода, ключи, реостаты (по одному на группу), источник тока (один на группу), раздаточный материал (карточки – задания, тесты).

Ход урока

I. Организационный момент (психологический настрой учащихся).

Постановка проблемной ситуации. (Приложение 1. Слайд 2)

Вопросы:

  1. Как вбить в стену гвоздь, не повредив электропроводки?
  2. Вам нужно постелить на пол линолеум, но в полу идет кабель. Как найти его расположение?

II. Выдвижение гипотез учащимися.

Вывод: чтобы ответить на поставленные вопросы, нам не хватает знаний.

Все мы знакомы с прибором для определения сторон света. Как он называется? Из чего состоит? Почему магнитная стрелка устанавливается всегда определенным образом?

Ответы учащихся. (Приложение 1. Слайд 3)

Объявляется тема и цели урока (тему формулируют сами учащиеся).

III. Изучение нового материала.

Проведение фронтального эксперимента (Опыт Эрстеда). (Приложение 1. Слайд 4)

Вопрос: как объяснить отклонение магнитной стрелки от проводника, по которому течет электрический ток?

2) Работа в малых группах (ответы на теоретические вопросы, проведение экспериментов и объяснение их результатов).

Задания:

  1. а) Выводы из опыта Эрстеда.
    б) Какая существует связь между электрическим током и магнитным полем?
  2. а) Почему для изучения магнитного поля можно использовать железные опилки?
    б) Как располагаются железные опилки в магнитном поле? Докажите.
  3. а) Положите на магнит стеклянную пластинку, насыпьте железных опилок и слегка постучите по нему. Что можно наблюдать?
    б) Что называют магнитной линией магнитного поля?
  4. а) Что представляют собой магнитные линии магнитного поля тока?
    б) Для чего вводят понятие магнитных линий поля?
  5. Доказать на опыте, что направление магнитных линий связано с направлением тока.

3) Заслушиваются ответы учащихся (по одному человеку от группы). Во время отчета третьей группы учащиеся проводят эксперимент по наблюдению картины магнитных линий. (Приложение 1. Слайд 6)

IV. Рефлексия. Итоги урока.

Проводится тестирование учащихся с последующей самооценкой.

  1. Выберите наиболее правильное продолжение фразы: “Магнитное поле оказывает силовое действие…”
    …только на покоящиеся электрические заряды.
    …только на движущиеся электрические заряды.
    …как на движущиеся, так и на покоящиеся электрические заряды.
  2. Выберите наиболее правильное продолжение фразы: “Магнитные поля создаются…”
    А…как неподвижными, так и движущимися электрическими зарядами.
    Б…неподвижными электрическими зарядами.
    В…движущимися электрическими зарядами.
  3. Что наблюдается в опыте Эрстеда? Выберите правильное утверждение.
    А…Проводник с током действует на электрические заряды.
    Б…магнитная стрелка поворачивается вблизи проводника с током.
    В…магнитная стрелка поворачивается вблизи заряженного проводника.
  4. “Поворот магнитной стрелки вблизи проводника с током объясняется тем, что на нее действует…” Выберите правильное утверждение.
    А… магнитное поле, созданное движущимися в проводнике зарядами.
    Б…электрическое поле, созданное зарядами проводника.
    В…электрическое поле, созданное движущимися зарядами проводника.
  5. Выберите наиболее правильное продолжение фразы: “Движущийся электрический заряд создает…”
    А…только электрическое поле.
    Б…как электрическое, так и магнитное.
    В…только магнитное поле.

V. (Приложение 1. Слайд 7). Проверка теста.

VI. Домашнее задание 56, 57. Вопросы.