Успешность личности как квинтэссенция воспитанности и успеваемости

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • Активизировать влияние родителей на процесс воспитания учащихся .
  • Показать, что от воспитания зависит успеваемость и дальнейшая судьба подрастающего поколения
  • Раскрыть взаимоотношения “отцов” и “детей”

Оборудование: анкеты, средства мультимедиа.

Ход подготовки к собранию:

  1. за 2 недели до собрания учащиеся получили анкеты для заполнения родителями;
  2. учащиеся сами заполнили две анкеты;
  3. результаты анкетирования использовались на собрании.

Ход собрания

План работы родительского собрания

  1. Результаты анкет.
  2. Советы родителям.
  3. Результаты успеваемости.
  4. Фрагменты воспитательной работы.

I. Анкетирование

Анкета “Хорошие ли вы родители?” Приложение (Слайды 11, 12, 13)

  1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете “взрывом”, а потом жалеете об этом.
  2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.
  3. Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка.
  4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.
  5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.
  6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.
  7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
  8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас.
  9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.
  10. Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.
  11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание
  12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.
  13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.
  14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.
  15. У вас конфликты с собственным ребенком

2. Результаты тестирования. (Слайд 5)

Анкета № 1 для учащихся.

  1. Кто больше внимания уделяет тебе в семье?
  2. Кому ты рассказываешь дома о своей школьной жизни, о прожитом дне?
  3. Слушают ли тебя дома с интересом или говорят, что некогда, потом поговорим?
  4. Мама для тебя просто мама или еще подруга?
  5. Наказывают ли тебя дома? Как?
  6. Считаешь ли ты своих родителей справедливыми?
  7. Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?
  8. Будешь ли ты воспитывать своих детей так, как твои родители или иначе?
  9. Будешь ли ты строгим родителем?
  10. В чем, по-твоему, они бывают несправедливы по отношению к тебе?
  11. Будешь ли баловать своих детей?
  12. Твоей дочери или сыну 16 лет. До которого часа ты будешь разрешать ей (ему) гулять по вечерам?
  13. Будешь ли ты наказывать своих детей?
  14. Кто будет заниматься воспитанием детей в твоей семье: ты или муж (жена)?

3. Результаты анкетирования. № 1. (Слайды 8, 9, 10)

Анкета № 2 для учащихся.

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?
  2. Говорят ли с вами родители по душам? Советуются ли по личным вопросам?
  3. Интересуются ли они вашей учебой?
  4. Знаете ли вы друзей ваших родителей?
  5. Бывают ли они у вас дома?
  6. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?
  7. Участвуете ли вы в подготовке к семейным праздникам?
  8. А в “детские праздники” предпочитаете ли вы оставаться вместе с родителями или проводить праздники без них?
  9. Участвуете ли вы вместе с родителями в хозяйственных делах?
  10. Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги?
  11. А телевизионные передачи и фильмы?
  12. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
  13. Участвуете ли вместе с родителями в прогулках, походах?

4. Результаты анкетирования. № 2. (Слайды 11, 12, 13)

II. Жить в согласии со своими детьми.

Осудив результаты анкет, учитель переходит к решению следующего вопроса, связанного с воспитанием ребенка в семье.

Родительская поддержка – это процесс, в ходе которого родитель опирается на достоинства ребенка, помогает ребенку поверить в себя и в свои способности, который поддерживает ребенка во время неудач.

Чтобы поддержать ребенка, необходимо:

  1. Опираться на сильные стороны ребенка.
  2. Уметь и хотеть демонстрировать любовь к нему.
  3. Избегать подчеркивания его промахов.
  4. Внести юмор во взаимоотношения с ним.
  5. Проводить больше времени с ребенком.
  6. Верить в ребенка.
  7. Принимать его индивидуальность.
  8. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
  9. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

III .От воспитания в семье к результатам успеваемости.

1. Анализ успеваемости

(Слайды 21–29)

IV. Воспитательный процесс в школе.

В течение учебного года велась работа по отслеживанию и анализу уровня воспитанности учащихся. Сопоставительный анализ результативности по определенным показателям во 2 полугодии стал выше, чем в 1-ом полугодии, о чем свидетельствуют данные, приведенные на таблицах. Такая динамика свидетельствует о том, что работа, направленная на воспитание личности, дает положительные результаты. В течение учебного года проведен диагностический мониторинг по выявлению уровня воспитанности и нравственно-эстетического развития учащихся. Динамика результативности представлена на следующих графиках:

1. Уровень воспитанности. (Слайды 31–35)

Многими педагогами отмечается повышение культуры общения, самостоятельность ребят, их ответственность.

Произошли изменения в социокультурном развитии учащихся:

  • улучшилась культура общения,
  • произошли изменения в правовой, интеллектуальной и информационной культуре,
  • повысилась художественная, экологическая, физическая культура,
  • изменилась адаптированность к современной жизни: продолжается развитие самостоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге развитие культуры жизненного самоопределения.

V. Изучаем доминирование работы полушарий головного мозга.

Стиль обучения определенным образом соотносится с различными способами получения информации из окружающего мира и передачи соответствующих сообщений от органов чувств в мозг. А наши предпочтения в использовании полушарий мозга тесно связаны с тем, что мы делаем с этими данными – как мы их обрабатываем, обдумываем и храним, после того как они попадают в мозг. Сенсорные данные, полученные с помощью глаз, ушей, осязания или мускулов, можно направить по каналам, которые ведут в правое или левое полушария мозга. Между тем полушария мозга обрабатывают и хранят информацию различными способами. Важно знать эти различия, чтобы иметь возможность быстро освоить любой материал. Некоторые педагоги озабочены лишь тем, как с наибольшей пользой применить в своей работе различные стили обучения. В то же время другие педагоги озабочены лишь тем, чтобы извлечь максимальную пользу из своих познаний о доминировании различных полушарий мозга.

Чтобы получить целостное представление о том, какие методы обучения нам необходимы, нужно объединить оба эти принципа, то есть разработать концепцию суперканала, объединяющего в себе стиль обучения и предпочтения в использовании полушарий мозга.

Чтобы ускорить обучение, необходимо знать, каков наш оптимальный стиль обучения и каковы наши предпочтения в использовании полушарий мозга.
(Слайды 37–39)

Характеристики доминирования левого полушария.

Одно из различий в способах функционирования полушарий мозга заключается в том, что левое полушарие обрабатывает данные, закодированные в виде символов – букв, цифр, слов и абстрактных идей, а правое полушарие обрабатывает данные сенсорным способом, воспринимая мир посредством органов чувств, не прибегая к словам. Благодаря левому полушарию, люди наделены даром речи. Не будь его, мы воспринимали бы только то, что можно видеть, слышать, пробовать на вкус, обонять и осязать, и ощущали бы движения нашего собственного тела – ведь для этого нам не нужно использовать слова. Мы не были бы способны рассказывать о своих переживаниях или передавать свой опыт другим. У большинства людей левая половина мозга отвечает за речь, хотя имеются и исключения: в одном научном докладе утверждается, что у пяти процентов "правшей" и тридцати процентов "левшей" речевые центры размещаются в правом полушарии мозга. Попробуйте только вообразить, как работает полушарие, в котором располагаются речевые и языковые центры нашего мозга, – совсем как встроенный преобразователь, который чутко улавливает все, что происходит с нами и вокруг нас, и перекодирует это в слова или цифры.
(Слайды 40, 41)

Характеристики доминирования правого полушария.

Правое полушарие мозга перерабатывает информацию, не прибегая к возможностям речи. Оно воспринимает зрительные, осязательные, обонятельные, вкусовые ощущения, движения нашего тела, а также музыку, звуки человеческого голоса и природы, не пытаясь переводить эти ощущения в слова или прилеплять к ним ярлыки. Оно воспринимает жизнь как немое кино. Несмотря на то что все мы пользуемся речью, разница состоит в том, что некоторые люди с самого начала переводят все свои ощущения в слова, тогда как другие изначально воспринимают любое событие как сенсорный опыт в чистом виде, без всякого участия слов. Перерабатывая этот исходный материал в своем мозгу, человек может "думать" о нем либо при помощи слов – так, как будто в его голове развертывается некий диалог, – либо посредством сенсорных образов, вбирающих в себя всю полноту зрелища, звука, запаха, вкуса, прикосновения, моторных ощущений, без всякого участия слов. Если вы задаетесь вопросом, каким образом это возможно, вспомните, как однажды вы повстречали кого-то из знакомых, но были не в состоянии назвать его (ее) имя. Вы изо всех сил старались вспомнить, но потерпели фиаско, и однако же вы были уверены, что знакомы с этим человеком. Это пример того, как функционирует правое полушарие мозга – без слов.
(Слайды 42, 43)

VI.  Модель личности выпускника школы.