Устный журнал "Математика и жизнь"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


“Математика-это музыка разума, а музыка-математика чувств”. (Сельвестр).

Цели:

  • продолжить работу по воспитанию устойчивого интереса к математике;
  • развивать у учащихся стремление к самоанализу, самокритике, самооценке;
  • познакомить учащихся с высказываниями известных людей о математике;
  • показать гармоничность окружающей действительности;
  • раскрыть математические модели: красота, биоритм, счастье, поэзия.

Эпиграф.

Начнем же наш журнал читать!
Чтоб помечтать, подумать, отдохнуть,
Увидеть, взвесить и сказать:
“Меня теперь не обмануть!”

1 страница. Математика вокруг нас.

  1. “Великая книга природы написана языком математики”. Галилео Галилей-физик, математик.
  2. “Я думаю, что никогда, до настоящего времени, мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – геометрия”. Ле Корбюзье - французский архитектор.
  3. “Дорогу осилит идуший, математику – мыслящий”.
  4. “Во всем царит гармонии закон, и в мире все суть ритм, аккорд и тон”. Джон Драйден - английский поэт и драматург.
  5. “Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Геометрия помогает нам лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира”. Ле Корбюзье - французский архитектор.
  6. “Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой,
  7. Пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе”. М.И.Калинин - политический деятель.
  8. “Химия – правая рука физики, математика - ее глаз”. М.В.Ломоносов – ученый - естествоиспытатель, поэт, историк, художник, просветитель.
  9. “Числа управляют миром. Все вещи - суть числа. Все прекрасно благодаря числу”. Пифагор-математик.
  10. “Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир”. Гёте - немецкий поэт и мыслитель.
  11. “В число никогда не проникнет ложь, потому что она противна и ненавистна его природе, истина же родственна числу и неразрывно связана с самого начала”. Филолай - древнегреческий философ - досократик, ученик Пифагора.
  12. “Умеренность и соразмерность всюду становятся красотой”. Платон-философ.

(Цитаты проецируются на экран. Обсуждение проводить частично, выборочно. Используются заставки на экране из иллюстраций Энциклопедии для детей “Математика” том 11, фотографии краеведческого материала, фотографии домов, растений и т.п. Рассматривание иллюстраций проводить, анализируя математическое содержание).

Математика есть в каждом из нас. Физиологи в ХХ веке установили, что колебания нашего организма можно объединить в 3 цикла:

  1. физиологический ритм с периодом 23дня;
  2. эмоциональный – 28дней;
  3. интеллектуальный - 33дня. Биоритмы включаются с рождения.

Я вам приготовила каждому карточки с вашими ритмами на эту неделю. Посмотрите на них. (Использовала программу “биоритмы”). Если сравнить биоритмы известных людей, то можно увидеть, что в благополучных парах ритмы имеют зеркальное отражение. По физике мы знаем, что противоположные заряды притягиваются. Если сравнить биоритмы В.С. Высотского и М. Влади, С.Есенина и Дункан, супругов Толстых, то можно увидеть, какие были их взаимоотношения. У Высоцкого и Влади физические ритмы почти симметричны, сочетаются идеально. У Есенина и Дункан было идеальное сочетание Эмоциональных ритмов, что очень важно для творческих натур. У Толстых графики почти параллельны, почти совпадают, вступая в резонанс, поэтому понятно, почему Лев Николаевич ушел из дома. А резонанс не бывает безопасен. Было бы не лишним перед вступлением в брак проверить сочетание своих биоритмов. Сравнивая ваши графики, можно сделать вывод, почему вы расселись в классе своим порядком. С противоположными графиками сидите ближе друг к другу. А у кого графики совпадают, те сидят в противоположных углах кабинета! Это очень интересное умозаключение!

(Классный руководитель может использовать эти сведения в правильном рассаживании детей в классе во избежание конфликта.)

2 страница. Математика и поэзия.

  1. “Вдохновение в геометрии нужно не меньше, чем в поэзии”. А.С.Пушкин- поэт
  2. “В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии”. Н Е.Жуковский - русский ученый, основоположник гидро- и аэромеханики.
  3. “Математик, который не является в известной мере поэтом, никогда не будет настоящим математиком”. К.Вейерштрасс - немецкий математик.

Многие поэты на досуге любили заниматься математикой, а математики писались поэзией, литературой, искусством.

Лермонтов М.Ю. любил на досуге решать задачи. А решение одной задачи приснилось ему во сне. Он проснулся и нарисовал портрет человека, который подсказал ему решение.

На портрете оказался известный математик Джон Непер. С.В.Ковалевская писала стихи, написала роман о Чернышевском. Микеланджело серьезно и плодотворно занимался и математикой, и искусством.

( Учащиеся читают стихи математического содержания).

УЧИТЕЛЬ.Олег Юрков.

Я помню Вас, учитель математики.
Ваш долгий вздох из глубины души.
Походку, взгляд, пронзительный, внимательный,
Как будто говорящий: “Дореши!”
Вы были сам Евклид, само пространство!
Тень Сиракуз Вам на плечи легла!
Вы без труда доказывали равенства
И вычисляли градусы угла.
Теория в беседу превращалась,
Швырялись цифры книзу головой!
Ошибка исправлялась. Так нелепа,
Биномы плыли, словно корабли.
А за окном скворцы просили хлеба,
Намокший снег клевали воробьи.
Коническая клумба возле школы
Сияла первозданной чернотой.
И алгеброй сраженные глаголы
Глотали дым за огненной чертой.
Давно ушли те годы, те проблемы.
Но этот дым я в сердце берегу.
Доказанные в детстве теоремы
До сих пор забыть я не могу!
***На вопросы, что многим под силу едва ли,
Арифметика жизни готовит ответ-
Мы накопленный опыт весь год умножали
И делили со взрослыми радость побед.
Мы сложим таланты с упорством в квадрате,
И, за скобки проблем суету вынося,
Получили те знания мы в результате,
Без которых учебу представить нельзя.
***Люблю я петь и веселиться,
В веселом танце покружиться,
Когда вокруг оси вращаюсь,
Фигурой важной обращаюсь.
И кавалеры подбегают,
К автомобилю провожают.
И каждый хочет пригласить-
На крыше дома погостить.

(ПАРАБОЛОИД вращения, его используют в антеннах и в фарах автомобиля.)

***О, математика земная,
Гордясь, прекрасная, собой
Ты всем наукам мать родная,
И дорожат они тобой.
Твои расчеты величаво
Ведут к планетам корабли
Не ради праздничной забавы,
А ради гордости земли.
Чтоб мысль людская в поколенье
Несла бесценные дары,
Великих гениев творенье,
Полеты в дальние миры.
В веках овеяна ты славой,
Светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил.
Строга, логична, величава,
Стройна в полете, как стрела,
Твоя немеркнущая слава
В веках бессмертье обрела.
Я славлю разум человека,
Дела его волшебных рук:
Надежду нынешнего века-
Царицу всех земных наук!
***Тебе знаком талантливый Декарт-
Системы координат создатель.
Ты знаешь Лобачевского, он русский брат,
Коперник - геометрии творец, воятель.
Велик и ныне Чебышев – титан,
А Софья Ковалевская – чудесная “ русалка”!
Дана была им гениальная смекалка.
Творцы великих мыслей и идей,
Какие род людской вынашивал столетья,
Пройдя сквозь бури трудных дней,
Переживут теперь тысячелетия.
Запомни то, что Гаусс всем сказал:
“ Математика- царица всех наук”.
Не зря поэтому он завещал,
Творить в огне трудов и мук.
Безмерна роль ее в открытии законов,
В создании машин, воздушных кораблей.
Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютона,
Каким дала история до наших дней
***Фазу Алиева.
Ты над задачкою не плачь,
Когда ответы сверить можно.
В конце учебников надежных
Просты решения задач.
А жизнь длинна, полна сомнений.
И только через много лет
Сумеет время дать ответ,
А верно ль было то решенье.
Не оттого ли я сама,
Борясь собой, с тобою, милый,
Схожу с ума, схожу с ума,
Предугадать ответ не в силах.

***Необыкновенная девочка. А. Н. Стариков.

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила-
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно…
Но станет все совсем обычным,
ДЕСЯТИЧНАЯ

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12 

ДВОИЧНАЯ

1
10
11
100
101
110
111
1000
1001
1010
1011
1100

Когда поймете наш рассказ (есть иллюстрация к этому стихотворению).

3 страница. Математика и счастье.

  1. “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”. Л. Н. Толстой- писатель.
  2. “Человек - есть дробь. Числитель- это, сравнительно с другими, достоинства человека, знаменатель- это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя: свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменатель -свое мнение о самом себе, а этим уменьшением приблизить к совершенству”. Л. Н. Толстой- писатель.
  3. “ Именно математика дает надежнейшие правила: кто им следует – тому не опасен обман чувств”. Л Эйлер- математик.

Послушаем притчу “Что такое счастье?”.

Один добрый волшебник решил подарить людям счастье. А вот кому его подарить, он не знал. Разве счастливому человеку нужно счастье??? И вот он пошел искать тех людей. Он шел через горы, пустыни, снега, реки, леса, по городам и весям. Однажды он пришел на поле, где люди убирали хлеб. Одни жали, другие вязали снопы, а третьи укладывали их в копны. Он обратил внимание на двух женщин. Одна из них жала, не разгибаясь, а другая сидела у копны и нежилась.

- Бог в помощь,- приветствовал женщин старик. – Попить не найдется?

-Как не найдется, найдется, - ответила та, что жала. Бросив жать, она подала старику кувшин. – Пей, дедушка, пей на здоровье.

Она была стройна и красива.

Попив, старик вернул кувшин и сказал:

-Спасибо, красавица. Никогда не пил такого вкусного кваса. Небось сама делала?

- Сама, дедушка, сама.

-Дай Бог тебе здоровья!

“ Кому из них подарить счастье? - Подумал старик. – Этой труженице? Доброй, трудолюбивой, ласковой? Все- то она умеет, все-то у нее ладится. Она и так счастлива. Подарю–ка, я его вон той, что сидит и нежится. Она ленива. И, очевидно, ничего не умеет!” Подумал и сделал. И пошел дальше искать, кому счастье подарить.

Странный волшебник… Да!? Нет!? Как вы думаете?!

Возьмите книгу В. Воронцова “Чаша мудрости”. В ней вы найдете много ответов на вопрос: “ Что такое счастье?”

Математика дает свою формулу счастья: СЧАСТЬЕ=1/ ЗАВИСТЬ

Формулу можно принимать, можно не принимать. Но это определение счастья имеет право на существование.

Часто бывает так. Вместо того, чтобы радоваться успехам других, завистник досадует, злится. Может ли завистник быть счастливым???

А если на него счастье свалится с неба? Подарит волшебник, например. Научиться бы, не завидовать, а радоваться успехам других, помогать им, дарить им маленькие радости: доброе слово, улыбку, доброе дело, добрый совет…

“Кто одаряет и не ждет удачи, тот не бедней становится – богаче”. ТХАНУР Видь Япати, Индия, XY в.

Польская пословица гласит, что “хорошее мнение о себе – половина счастья”. Почему бы эту половину не приобрести путем самопознания?!

Сейчас попробуем познать себя…

Какую фигуру вы любите рисовать на досуге, когда вам скучно и грустно? Нарисуйте ее.

А теперь узнаем, какие вы. Поднимите руки, кто нарисовал квадрат (называется каждая фигура)?

КВАДРАТ- трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство. Высококлассные специалисты. Любят раз и навсегда заведенный порядок. Им не по душе сюрпризы.

ПРЯМОУГОЛЬНИК – временная форма личности, которую могут носить устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, поэтому ищут лучшего положения. Качества - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

ТРЕУГОЛЬНИК - символизирует лидерство. Самая главная особенность – умение концентрироваться на главном. Неудержимые, энергичные, сильные личности, которые ставят ясные цели и достигают их, честолюбивы, прагматичны. Умеют представить вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных. Личность постоянно соперническая, конкурирующая, желающая быть правым и управляет положением дел.

КРУГ - самая доброжелательная из пяти фигур, обладает высокой чувствительностью, развитой телепатией, способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого, ощущает чужую радость и чужую боль. Счастлив, когда все ладят друг с другом, уступает первым.

ЗИГЗАГ – символизируют творчество, комбинирует совершенно различные, несхожие идеи, создает что-то новое, оригинальное, вносит новшества. Это самый восторженный тип людей, способный увлечь за собой всех.

Вот теперь вы знаете о себе больше!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Притча.

Шел мудрец, а на встречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?”

И тот с ухмылкой отвечает, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил: “ А что ты делал целый день?”

А тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “ А я принимал участие в строительстве храма!”

Запомните эту притчу. На все окружающее нас, можно смотреть разными глазами,

Выражать разными словами, но из любой ситуации должны сделать вывод, двигающий нас вперед!

Вот и сегодня можно сказать, что слушали математический журнал, а можно сказать, что учились жить.

Чему научил Вас журнал сегодня? Сколько страниц прочитали? На этом можно не останавливаться. Всегда можно почитать дополнительную литературу, художественную или научную, пополняя свои знания.

“Знание - самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит”. Ахмед Аль – Бируни - азиатский ученый, энциклопедист, математик, астроном, историк, географ, минералог.

Литература.

  1. Энциклопедия для детей “Математика” том 11. Москва “Аванта” 2002г.
  2. И.Фролов “О математике и поэзии, о божественной пропорции и симметрии, о магии чисел и нравственности и о многом, многом другом…”. Ульяновск.1997г.