Использование проблемно-ситуативных заданий как средство развития ключевых компетентностей дошкольников на занятиях по развитию математических представлений

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • развитие ключевых компетентностей средствами проблемно-ситуативных заданий

Задачи:

  • развивать умение анализировать,
  • закрепить умение сравнивать на основе предметных действий,
  • правильно записывать математические знаки сравнения, действий.
  • развивать математическую речь, умение обосновывать свой выбор
  • воспитывать самостоятельность, активность.

Элементы УМК:

  • наглядный материал на доске - изображение грузовика, состоящего их разных геометрических фигур,
  • цифры на магнитах (прикреплены в отдельном поле), знаки +,=, - , < ,> (прикреплены в отдельном поле).
  • изображения геометрических фигур, входящих и не входящих в состав грузовика (прикреплены в столбик, соответствующие цифры крепятся рядом в строке),
  • коробка для билетов,
  • изображение логической задачи “дорисуй недостающее” (размещается во время занятия)
  • пластиковые морковки (3 шт.), яблоки (5шт.), 2 сетки, куда будут разложены морковки и яблоки

Раздаточный материал

  • круги из картона разных цветов,
  • знаки “больше”, “меньше”, “=”,

Индивидуальный рабочий материал:

  • карточки с изображением животных (по количеству детей)
  • карточки для восстановления числового ряда - “билеты” (не менее 4 вариантов на группу)

Ход занятия

1.Мотивационный этап

Здравствуйте, ребята!

Для того, чтобы настроиться на занятие, мы скажем нашу речевку (автор-Дудакова Н.В.)

5, 4,3 - звонок
Начинается урок.
Буду я считать учиться
Буду думать – не лениться.
С математикой, друзья,
Подружусь, конечно, я!

Вы любите животных, ребята? Вы знаете, где можно увидеть самых разных животных вместе? (в зоопарке) Хотите сегодня отправиться туда? (да)

2.Основной этап

1. Дидактическая игра “грузовик” (Закрепление геометрического материала).

А в зоопарк мы поедем на особенной машине, её только что прислали с завода (на доске-грузовик из фигур), а вот и документ-техпаспорт, в нём записано, из каких деталей состоит грузовик. Как вы думаете, мы с вами сможем это проверить?

Дети выходят к доске, рассматривают изображение грузовика

(подписать под фигурами, прекрепленными на доске, сколько таких фигур в изображении грузовика, то есть обозначить количество фигур цифрой).

Проблемная ситуация - есть фигуры, не отображённые в грузовике, и значит их 0

-Молодцы! Ребята, чтобы сесть в наш волшебный грузовик, надо взять билет

(дети берут из коробочки по одному “билету” и садятся на свои места)

2. Дидактическая игра “Билет” (Восстановление числового ряда)

Проблемная ситуация

Посмотрите, что с номером на билете случилось? (Дети отвечают - номер билета не полностью записан)

-Ребята,некоторые цифры в билете наверное смыло дождем, и надо вместо точек вставить нужные, пропущенные цифры, иначе мы не попадем в волшебный грузовик.

Самостоятельная работа детей с билетом

Обсуждение выполненной работы (прочтение отрезков числового ряда, прямой и обратный счет)

Молодцы, ребята! В зоопарк мы поедем не с пустыми руками, а с гостинцами для зверей. Сколько нам надо купить угощений для зверят, где же их купить?(на базаре)

3. Пальчиковая гимнастика “На базаре”

На базар ходили мы, много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины, дыни, сливы, мандарины.
Но купили мы арбуз- это самый вкусный груз.

4. Сравнение числа с опорой на наглядность и раздаточный материал

На базаре мы купили 5 яблок и 3морковки. Каких животных мы сможем угостить этим угощеньем? (дети отвечают) Пусть яблоки - это красные круги, а морковка- оранжевые круги, выложите их на столе, сравните с помощью знаков.

- На сколько больше кругов, чем квадратов? Как узнали?

-Как сделать поровну? (добавить морковок или убрать яблоки)

Проблемная ситуация

-Сколько всего овощей?(3, ведь яблоки - это фрукты)

-Сколько всего овощей и фруктов?(8)

5. Логическая игра “Пустой квадрат”

Проблемная ситуация

А ещё нам необходимо заказать новый аквариум для редкой рыбки, вариантов несколько, но нам необходим тот, который на рисунке как раз и смыло дождём. Посмотрите, это аквариумы, заполненные водой на разном уровне. Нарисовать тот, что находится в пустом квадрате.

Дети выходят к доске, рассматривают рисунок, обсуждаются варианты, изображается верный вариант аквариума

Чтобы пройти в зоопарк, необходимо заполнить специальный пропуск, и у каждого он разный. Чтобы заполнить пропуск, надо составить пример по картинке.

6. Составление и решение примеров на сложение и вычитание по индивидуальным карточкам

(картинки животных с изображениями ситуации сложения и вычитания)

Беседа - какие животные изображены на картинках - дикие или домашние

Правую руку поднимут те, у кого изображены дикие животные, а левую - те, у кого домашние.

-Какие знаки действий мы знаем? (+ и - ),прикрепить на доске, какие слова подскажут нам, какой поставить знак? (убежал, пришёл)

Проблемная ситуация

Посмотрите, ребята, я нашла чей- то пропуск, он уже заполнен, может кто- то его потерял? Как вы думаете, что надо сделать? (проверить, верно составлен пример или нет) Групповое обсуждение - выясняется, что пропуск недействителен, т.к. пример решён неверно

Индивидуальная работа (Составление, запись и решение примеров)

Обсуждение (из числа желающих озвучить составленную задачу 1-2 ребёнка выходят к доске)

3. Заключительный этап, рефлексия.

- Что понравилось вам в путешествии?

- Что нового узнали?

-Какое из заданий показалось трудным?

Это только первое занятие, а на следующих занятиях в зоопарке нас ждёт много интересного и увлекательного.

Домашнее задание - нарисовать одно из животных зоопарка.

Список литературы.

  1. Компетентностный подход как новое качество образования.- М., 2002.
  2. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. – М.: КОГИТО - Центр, 2002.
  3. Хуторской А.В.Личностно- ориентированное направление модернизации образования в российской школе// Ученик в обновляющейся школе.- М., 2002.