Урок окружающего мира в 7-м классе по теме: "Многообразие подкласса рыб"

Разделы: Биология


Тема урока: «Многообразие надкласса рыбы»

Тип урока: Комбинированный урок с использованием мультимедийных технологий.

Форма проведения урока:  урок – экскурсия.

Цели урока:

Образовательные

  • продолжить формирование умений узнавать изученных рыб,
  • обосновывать принадлежность к определенной систематической категории,
  • определять характеристику класса. 

Развивающие

  • развитие логического мышления, развитие умений навыков сравнения и анализа.

Воспитательные

  • привитие навыков коммуникативного общения,
  • способствовать развитию в ходе работы нравственных качеств учащихся,
  • воспитание бережного отношения к своему здоровью и бережному отношению к живому.

 Методы обучения: частично – поисковый.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация урока «Многообразие рыб».

 Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя. (Презентация).
Сегодня мы с вами совершим увлекательную экскурсию   в мир ихтиофауны. А кто знает, что такое ихтиофауна?  (ответы учащихся). 
Действительно, это удивительный мир рыб, который дает начало  наземным позвоночным. И сегодня на этой экскурсии мы должны привести  в систему знания, которые мы получили  на уроках  при  изучении класса рыб.

Эту экскурсию я хотела бы начать  со слов:  «Человек образованный тот,  который знает где найти то, чего он не знает».

Презентация (слайд).

А для начала мы проведем разминку. Условие! Кто ответит правильно,  на поставленные вопросы получит жетон с изображением   редкого  вида рыбы. В ходе  экскурсии мы должны выявить самого интеллектуального, любознательного, активного.

Слайд. Презентация.

II. Разминка.

1.  Рыбы, обитающие в разные периоды своей жизни в морях и пресных водах называются:

А) Морскими
Б)Проходными
В)Пресноводными

2.Крупной рыбой морей считают:

А)Китовую акулу
Б)Усатого кита
В)Атлантическую сельдь
Г)Обыкновенного сома

3.Уплощенная форма тела придонных рыб свидетельствует о:

А) Способе размножения
Б) Наличии у них скелета
В) Приспособленности к среде обитания
Г) Наличии у них покровительственной окраски

Выберите  правильные утверждения

  1. Рыбы видят близко расположенные предметы.
  2. У рыб нет органов слуха.
  3. По чешуе можно узнать возраст рыб.
  4. Орган боковой линии есть только у пресноводных рыб.
  5. Имеются рыбы у которых хорда сохраняется всю жизнь.
  6. Нервная система состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.
  7. Спинной мозг рыб расположен в позвоночном канале.
  8. Рыбы не способны к образованию условных рефлексов.
  9. Рёбра прикрепляются к дугам туловищных позвонков.
  10. Кровеносная система замкнутая.

Ребята, сколько вы же знаете, молодцы. Уважаемые экскурсанты, перейдемте в следующий зал.

Каких рыб вы знаете?
К какому типу относятся перечисленные вами рыбы? (ответы учащихся).
На основании каких признаков, рыб относят к подтипу черепные?
Какие признаки позволяют обьединить животных в класс рыбы?

Работа со слайдами. (Презентация).

Огромное количество рыб, обитающих в водах мирового океана, более 20000 видов, нуждается в классификации. А что означает это биологическое понятие?

Давайте посмотрим понятие -  класс (запись определения  в тетради).

Слайд (презентация).

Составим классификацию  надкласса рыб (работа со слайдами, презентация).

III. Задание

Вставьте пропущенные слова в тексте.

Хрящевые появились в глубокой древности. Челюсти образованы костями первой жаберной дуги. Хрящевые рыбы имеют выраженное рыло — _________. Скелет слабый, не окостеневший, ___. Отсутствуют жаберные крышки и плавательный пузырь. Чешуя плакоидная в виде шипа выходит наружу, покрыта твердым ______  веществом.
Хрящевые рыбы подразделяются на два подкласса:

Пластиножаберные (Elasmobranchi) и Цельноголовые(Holocephali).

Посмотрите видеофильм и  дайте названия животным, которых вы здесь увидите. 
(Слайд, презентация). Обсуждение ответов учащихся. 

Костные рыбы – это ___ позвоночные. Скелет частично или полностью становится костным. Рот образован  хватающими челюстями и зубами.Жаберные щели прикрыты______. Есть плавательный пузырь. Тело покрыто ______ чешуёй.
Длина от 0,7 см до 5-7 м, весят до 1,5 т. (Слайд, презентация).

Остановимся на представителей хрящекостных  и костных рыб (просмотр слайдов).

Перейдем  в следующий зал.

Ребята, а вы  и ваши родители любите рыбачить?  А каких рыб вы ловили? Как проходит ваша рыбалка? Это увлекательное занятие,  правда? Здесь есть азарт, смекалка. Можно приравнять ее к  спорту.

(Слайд,  презентация).

А вот как описывал рыбалку Эрнст Хемингуей, в своем рассказе «Старик и море».

"Еще не рассвело, а он уже закинул  свои крючки с  приманкой и медленно поплыл по течению.  Один из   живцов  находился на глубине сорока морских саженей, другой ушел, вниз, на семьдесят пять, а третий  и четвертый погрузились в голубую воду на сто и сто двадцать пять саженей. Живцы висели головою вниз, причем стержень крючка проходил внутри рыбы,   и был накрепко завязан и зашит, сам же крючок – его изгиб и острие был унизан свежими сардинами. Приблизившись к крючку, большая рыба почувствовала бы, как сладко и аппетитно пахнет каждый его кусочек."  

А вот как обычно проходит рыбалка (просмотр видеофильма).     

Уважаемые экскурсанты, наверняка есть рыбы, которые вам не попадались на удочку.  Эти рыбы занесены в красную книгу РТ. ( форель горчак, осетр, белуга).  (Слайд,  Презентация).

При переходе в следующий зал,  давайте   немного разомнемся.

IV. Физминутка.

(Слайд,  Презентация).Давайте представим.

Мы идем на рыбалку. Перед нами чудное озеро. Посмотрели налево,  посмотрели направо. Закинули удочку, Ура! Есть улов. Тянем. Ух, и тяжелая рыба попалась.  Какая замечательная рыбалка. Здоровье это все, все без здоровья ничто. 

 А какая связь существует между рыбами  и здоровьем человека? Можно ли есть сырую рыбу? (ответы учащихся).

Уважаемые экскурсанты, мы оказались с вами в зале лабиринте, чтобы из него выбраться, нам необходимо правильно выполнить задания. (восстановить таблицу классификацию надкласса рыб)

(Слайд, презентация)

Зоовикторина.

V. Рефлексия.

Уважаемые экскурсанты мы должны с вами оценить результат нашей экскурсии.

Подведение итогов (выявление самого любознательного, активного по числу жетонов).
Обращение к эпиграфу «Человек образованный тот,  который знает где найти то, чего он не знает».

VI. Домашнее задание:

  1. Параграф 22 изучить
  2. Заполнить таблицу  на странице 137  (в тетради).
  3. Выписать произведения,  в которых одним из  персонажей является рыба.

За дополнительными приложениями обращайтесь к автору