Использование пиктограмм на занятиях по английскому языку с дошкольниками

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

Занятия иностранным языком в школе раннего развития «Семицветик» проводятся 2 раза в неделю. Занятие не должно быть слишком длительным и утомительным для детей дошкольного возраста. Поэтому я стараюсь максимально эффективно использовать учебное время, сочетая различные виды деятельности, превращая урок в занимательную игру.
Основной целью обучения является не только ознакомление детей с иноязычными словами и выражениями, но и общее развитие ребенка. Опыт применения различных способов обучения показал высокую эффективность использования символов (коммуникационных моделей: жестов и пиктограмм). Что особенно удобно на начальном этапе обучения, так как дети зачастую еще не владеют навыками чтения и письма на родном языке и им трудно не только запомнить, но и понять грамматические структуры иностранного языка.

Использование пиктограмм способствует развитию у детей речевой компетенции, пониманию синтаксических и грамматических отношений в высказывании, а также развивает логическое и образное мышление, память, способность к восприятию сообщений и порождению логически связного текста. При этом каждое занятие имеет свой сюжет, все задания и виды деятельности логически взаимосвязаны, практически на каждом занятии дети тренируются в употреблении грамматических структур на основе пиктограмм: читают «зашифрованные» предложения, сами составляют такие предложения из отдельных картинок, специально изготовленных кубиков. А так как используемые символы довольно просты, дети с лёгкостью могут воспроизвести их, нарисовать, могут сами составить предложение, несколько предложений, рассказ.
При таком подходе занятия не только создают необходимые предпосылки для дальнейшего изучения английского языка, но и вносят большой вклад в развитие ребенка.
В качестве примера привожу образец урока на тему «Продукты. Овощи, фрукты».

План урока

Цель занятия: систематизировать знания детей по теме: «Продукты. Овощи, фрукты»

Практические задачи: закрепление ранее усвоенной лексики и речевых образцов по теме «I can» (я могу), I see… (Я вижу…), I like …(Я люблю), продукты, счёт. Формировать умение строить высказывания по образцу (с помощью пиктограмм), и умение самостоятельно строить высказывания с опорой на ранее полученные знания.

Образовательные задачи: расширение лингвистического кругозора детей за счёт закрепления ранее изученной лексики, развитие познавательной активности и интереса детей к дальнейшему знакомству с английским языком.

Воспитательные задачи: формирование коммуникативных умений и навыков, воспитание культуры общения.

Развивающие задачи: развитие внимания, памяти, логического мышления.

Материал: муляжи фруктов и овощей, кукла Клоун Джек, «подзорная труба» (свёрнутая трубкой бумага), картинки с изображением фруктов и овощей, карточки-пиктограммы, картинки – символы, плакат с изображением дерева.

1. Приветствие:

Кукла Clown Jack- Good morning!

Дети:

- Good morning, good morning!  Good morning to you!
Good morning, good morning!  I’m glad to see you!

Кукла Clown Jack:   - I’m glad to see you too!

Песенка - приветствие: «Hello, how are you?»

Hello, how are you? (4 р.)
I'm hungry! I'm tired!
I'm cold! I'm sad!
Hello, how are you? (4 р.)
I'm happy! I'm great!
I'm good! I'm OK!
Hello, how are you? (4 р.)
Hello, how are you?

Дети (спрашивают друг друга)

- How are you?
- I'm happy! I'm great! I'm good! I'm OK!

2.Игра «Путешествие по волшебной дорожке» “I can……”

Вместе с педагогом. дети отправляются в “Путешествие по волшебной дорожке».

Педагог:

- Закройте глаза (close your eyes!) и представьте, что мы с вами попали в волшебную страну, но впереди много препятствий и нам нужно сказать волшебные слова, чтобы их преодолеть!

- Впереди высокие горы. Чтобы их преодолеть, мы превратимся в птичек и скажем волшебные слова: - I can fly!
- …..высокие кочки (превратимся в зайчиков)  - I can jump!
- …..джунгли с лианами (превратимся в обезьянок) – I can climb!
- …..жаркая пустыня с колючими кактусами (превратимся в страусят) – I can run!
- Впереди глубокое море. Чтобы переплыть его, мы превратимся в рыбок и скажем волшебные слова: - I can swim!

(Речь сопровождается  жестами и соответствующими движениями: «– дети указывают рукой на себя. «Can» –  дети поднимают указательный палец вверх)

3. «Зашифрованные письма» Пиктограммы.

Педагог:  - Мы приплыли к острову.  Клоун Джек оставил нам сюрприз: подзорную трубу и зашифрованные послания о том, что он увидел на острове.

(Детям предлагаются карточки-пиктограммы с зашифрованными фразами : I see a carrot, I see a tomato, I see a pear)

<Рисунок1>

4. Игра “Что я вижу? “I see…..”

Детям предлагается посмотреть в «подзорную трубу» и рассказать о том, что  они видят на волшебном острове, использую конструкцию “I see…”

Дети:

- I see a plum! I see a banana! I see a lemon!

(Рассказ сопровождается жестами. «– дети указывают рукой на себя.

«See» –  дети держат ладонь «козырьком» над глазами)

4.Закрепление нового материала “Fruit and Vegetables”.Magic Tree”

Педагог:

- Вот мы пришли к Magic Tree. Какое необычное дерево! Что же здесь не правильно? (Фрукты расположены на земле, а овощи на дереве. Дети проговаривают  названия овощей и фруктов и исправляют ошибки )

<Рисунок2>

Дети

- A pear is on the tree. A tomato is on the ground. A plum is on the tree.
После выполнения задания дети считают, сколько на дереве овощей, а сколько фруктов.

5. Составляем пиктограммы.

Педагог:

- Выберете то, что вы любите больше всего. Скажите об этом по-английски. А так как это дерево необычное, то нам нужно  не только сказать, но и написать об этом. I like  bananas.

(Используя карточки-символы дети составляют свои «зашифрованные письма» и выбирают понравившийся овощ или фрукт. Затем говорят о том, что им нравится по-английски, сопровождая речь жестами: «– дети указывают рукой на себя, «like» – дети кладут ладонь на сердце)

<Рисунок3>

6.  Игра с мячом «Съедобное - несъедобное»

Педагог:        - Bananas!
Дети- I like bananas.
Педагог:        - Table!
Дети:  - No!

7. Завершение занятия. Песенка «Goodbye! See you again!»

Clap your hands, spin around! Jump up high! OK!
Clap your hands! Turn left, turn right! One, two, three, four:
Goodbye, goodbye, see you again!
Goodbye, goodbye, see you my friends!
Goodbye, goodbye, I have fun today! I have fun today!

Появляется Clown Jack и благодарит детей за помощь, дарит им наклейки с изображением фруктов и овощей. Дети выбирают понравившуюся картинку (Give me please a pear, an apple, a plum….)

Clown Jack:  

- Goodbye! See you again! See you my friends!

Дети

- Goodbye! See you again!