Туристско-краеведческая деятельность как средство развития познавательного, оздоровительного, воспитательного процесса

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Введение

В ХХI веке особую актуальность и значимость приобретает образование, воспитание нового здорового поколения, способного жить и работать в новом веке, веке образования, культуры, духовности, новых технологий для того, чтобы жить и работать достойно, добиться в жизни определенных высот, человек должен быть здоровым. Здоровье — самая главная ценность человека. Эту истину знали уже древние греки. Отец медицины, Гиппократ одним из первых в истории провозгласил прямую связь физической культуры, образования и здоровья. Он подчеркивал, что тот, кто не закаливает свой организм, обречен на «изнеженность мышц и тупость ума». Сегодня как никогда остро стоит вопрос о «здоровье народа». В корне изменилось и само это понятие. Раньше, когда говорили о здоровье, оно ассоциировалось лишь с медицинской помощью, с охраной здоровья человека. В настоящее время понятия «здоровый человек», «здоровая нация» расширили свое значение, охватывают и духовное, и физическое развитие человека. Проблема воспитание здорового поколения объявлена у нас делом государственной важности. Президент нашей Республики Михаил Николаев провозгласил идею:
«Через здоровье общества и каждого из нас — к благополучию и процветанию республики» и подчеркнул, что «здоровье является бесценным национальным богатством и достоянием общества. Укрепление здоровья населения, формирование здорового образа жизни становятся важнейшей задачей, решая которую, общество движется вперед к новым рубежам развития». В выполнении этой доктрины неоценима роль физической культуры. Сильнее, здоровее, умнее и совершеннее тот, кто охотно отдает себя во власть движения.
Одним из самых массовых и доступных форм занятия физической культурой является туризм. По моему глубокому убеждению, туризм является самой массовой формой активного отдыха и оздоровления, один из самых важных средств воспитания. Он характеризуется многими положительными свойствами.
Во-первых, туристские маршруты выводят нас на свежий воздух. Ученые давно установили, что свежий воздух очень богат отрицательными нонами, которые обладают способностью быстро и эффективно снимать усталость. Туристический поход — это движение, физическая нагрузка, самым благотворным образом воздействующая на организм человека. Тренированный человек не так скоро утомляется, работоспособность у него всегда повышенная
Во-вторых, тишина леса, простор полей, аромат и краски леса — все многообразие красот родной природы, заставляют забыть о будничных делах и заботах, раскрепощают нервную систему.
Наконец, туризм является профилактикой бездуховности, эмоциональной бедности и различных правонарушений. Он решает проблему занятости детей, позволяет им рационально использовать свое свободное время, органически сочетать досуг с образовательной деятельностью.
О пользе туризма я знаю не понаслышке. Начал увлекаться туризмом еще, будучи студентом Смоленского педагогического института. В составе институтской команды, исколесил пешком леса Смоленщины, плавал на байдарках по речкам области. И закалка, полученная в туристических походах, помогает в моей профессии. В моей педагогической практике я широко применяю туризм и не просто туризм, а с элементами изучения родного края. Наш улус имеет красивую природу. Совершая пешие прогулки во время туристических походов по живописным местам своего улуса, дети изучают историю своего края, своей малой родины.
Таким образом, сочетая в своей педагогической практике, занятия спортом и туристско-краеведческую деятельность, я преследую три цели:
воспитательный, оздоровительный и познавательный. Естественно, что между ними нельзя провести какую-то четкую грань. Но все вместе они помогают учащимся расти физически и духовно, помогают познать окружающий мир, себя, во время туристских походах они учатся преодолевать различные трудности, закаливать себя физически, изучают родной край, ценить дружбу, заботу и помощь друга, с пользой проводить свое свободное время. Считаю, что очень многое потерял тот, кто не испытывал радости туристских походов:
быть в постоянном движении, открывая для себя все новые красоты природы, спать в палатках, на открытом воздухе, петь песни у костра. Это гораздо полезнее, чем бесцельно бродить по улицам или собираться по вечерам по подъездам. Организация туристических походов, решая проблемы занятости детей, особенно в каникулярное время, выступает одним из самых доступных и массовых методов пропаганды здорового образа жизни: ребенок с самого детства, познавший красоту окружающего мира в коллективе друзей и единомышленников и укрепивший свое здоровье во время туристических походов, не будет вовлечен в сомнительные компании, будет уверенно смотреть в будущее.

I. История туризма и особенности самодеятельного туризма.

Туризм — самая массовая форма активного отдыха и оздоровления, одно из самых важных средств воспитания подрастающего поколения.
Примечательно, что сама история зарождения туризма связана с детьми, со школой. Его зарождение как социального явления относится к концу XVII — началу XVIII века, когда учащиеся школ некоторых европейских стран стали совершать пешеходные «прогулки на природу. Но потребовалось еще около двух столетий, чтобы из прогулок и непродолжительных горных путешествий туристическая деятельность превратилась в хорошо организованное движение.
В 70-х годах ХIХ столетия в школьном обучении стали использоваться пешеходные прогулки и у нас в России. Одной из первых в своей педагогической практике их применила Александровская учительская школа Тифлиса. С 1885 года начала проводить путешествия по Днепру и по другим местам России Киево-Печерская гимназия. С 90-х годов начинают регулярно участвовать в различных путешествиях и другие учебные заведения. Отдельные педагоги достаточно системно использовали туристско-краеведческую деятельность с учащимися. Однако само ее построение напоминало обычную прогулку, экскурсию, главной целью которых было созерцательное восприятие окружающего мира. Более глубокое отношениях этой деятельности мы видим у великих педагогов прошлого, начинал с Я. Коменского, Ж-Ж. Руссо, Кд. Ушинского, которые считали экскурсии, наглядность окружающего мира одним из важнейших принципов педагогики.
По характеру организации туризм делится на плановый и самодеятельный. Плановые совершаются по заранее разработанному и подготовленному какой-то организацией маршруту, с предоставлением всевозможных услуг и размещением на специальных базах и гостиницах. Этим видом туризма занимаются специальные туристические организации. В своей практике я использую самодеятельный туризм, поэтому больше остановлюсь на этом виде туризма.
Организация самодеятельного туризма строится в основном на принципах самообеспечения и самообслуживания, т.е. в самодеятельных путешествиях туристы находятся на полном самообслуживании, сами решают все вопросы, связанные с выбором маршрута, обеспечением снаряжением
разработкой графика движений. Это не значит. что самодеятельный турист полностью бесконтролен. Он вполне организован, действует по разработанному маршруту и графику движения, включает в себя различные соревнования, краеведческую работу. Самодеятельный туризм способствует оздоровлению организма, имеет большую познавательную ценность, активно воздействует на всестороннее развитие личности и ее нравственных качеств, воспитывает чувство самоутверждения условиях борьбы с трудностями, со стихийными силами природы.

II. Туристско-краеведческая деятельность учащихся

Как учитель я использую в своей педагогической деятельности самодеятельный туризм как внеклассную форму занятий.
Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, достигнуть более высокий уровень развития двигательных способностей, нравственных качеств, закрепить привычку регулярно тренироваться.
Взяв на вооружение туристско-краеведческую деятельность в своей работе с 1986 года, стараюсь соединять три основных блока: воспитательный, образовательный и оздоровительный.
Рассмотрим каждый блок отдельно.

2.1. Образовательный блок имеет познавательный характер.

Туристское краеведение помогает изучать историю, экономику, трудовую деятельность, быт и культуру населения, организовать поисковую работу, исследовать природу и концентрирует внимание на изучение тех особенностей, которые обусловлены местонахождением объектов или явлений в границах определенного, как правило, небольшого района вдоль туристского маршрута. Оно расширяет кругозор учащихся средствами наглядного предметного познания окружающего мира как  бы по спирали: от родного «гнезда», родного края к Отечеству и далее к другим странам. Такой принцип познания окружающего мира связан с физическими, физиологическими и психическими возможностями детей. Важнейшим принципом в подходе к этой деятельности служит принцип комплексности, целостного воздействия на личность ребенка. Это особенно важно в начальный период знакомства и  развития интереса детей к туристско-краеведческой деятельности. Туристско-краеведческая работа — это средство, вырабатывающее особый жизненный стиль, в основе которого лежит здоровый образ жизни. Очень важно привить ребенку интерес к туристско-краеведческой деятельности как можно раньше и гораздо легче добиться этого через познание окружающего мира, через красоту природы, через наглядное познание мира природы.
Свою программу образовательного блока туристско-краеведческой деятельности связываю с темами географии и биологии. Такая связь дает широкие возможности дополнить, углубить учебно-образовательный и оздоровительный недостаток в изучении школьных предметов.
Убежден, что любая тема уроков биологии и географии может успешно усвоена, когда она дополнена реальными картинами окружающего мира, а не загнана в классно-урочную систему и строится, как все остальные предметы, в стенах школы. Мой небольшой опыт туристско-краеведческой деятельности подтверждает это. Как только работа начинает строиться в процессе внешкольной деятельности, куда включаются родители учащихся, картина меняется. В этом случае каждый учащийся с помощью родителя и учителя заранее подготовлен к восприятию объектов природы и сам участвует в образовательном процессе, знакомя свою группу с одним из природных объектов и получал информацию от остальных. Такое практическое усвоение курса географии и биологии дает значительный эффект. А туризм выступает как важная форма нравственного, трудового, физического воспитания на основе развития самодеятельности и самоуправления, формирования активной жизненной позиции участников похода.

2.2. Воспитательный блок туристско-краеведческой деятельности является самым важным и имеет несколько направлений.

В области общественно-политического воспитания это развитие активной жизненной позиции, выработка навыков и привычек общественного поведения.
В области трудового воспитания — это выработка навыков самообслуживания, уважения к физическому труду, воспитания непримиримости к лепи, умение выполнять порученное дело с наименьшими затратами.
В области нравственного воспитания – это воспитание сознательной дисциплины, бережного отношения к общественной собственности, чувства дружбы, товарищества, единства слова и дела, коллективизма, культуры взаимоотношений между людьми, между коллективом и личностью, умение подчинять личные интересы общественным.
В области физического воспитания — это укрепление здоровья участников походов путем преодоления трудностей, формирования здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье.
Как видим, задачи, которые решает в области воспитания туризм, весьма широки и разнообразны. И, пожалуй, самое главное — комплексность этих форм воспитания, их органическое единство и оптимальное сочетание в условиях путешествия, благодаря чему и достигается наивысший воспитательный и оздоровительный эффект.
Опыт работы с учащимися показал, что подростки и даже юноши лучше воспринимают законы нравственного поведения, если они «оформлены» в виде законов, правил, заповедей, в виде кодекса их поведения. Причем  введение этих законов, норм и заповедей должно идти постепенно по решению самих ребят, которые этот кодекс чести сами и создают.
В туристской прогулке или экскурсии на природу, когда тишина леса, красота тропинки, поляны умиротворяют возбужденного школой, семьей, двором ребенка, значительно легче осуществлять любое воспитательное воздействие.
Вопросы дисциплины и культуры поведения легко решаются у костра в туристском походе, а позже эти навыки развиваются и закрепляются в постоянном общении и вне туристских мероприятий. Но первый толчок по установлению особого стиля отношений легче принимать в условиях автономного существования коллектива, когда группа чувствует наибольшую сплоченность, взаимозависимость, когда каждый идет на взаимодействие, взаимопомощь более заинтересованно, легко без внешнего принуждения.
Например: перед выходом в поход поставил перед ребятами следующие задачи: проследите за своей речью, особенно за обращениями друг к другу, чтобы не фигурировали грубые слова, чтобы вы называли друг друга только по именам, а не по фамилиям. На деле же даже такое конкретное воспитательное задание оказалось для ребят не таким уж простым. После похода ребята с большим интересом сами анализировали, как им удалось «значительно лучше» обращаться друг к другу. Они наперебой хвастались, что лишь иногда говорили грубо, но в целом разговаривали друг с другом уважительно, почти без грубых слов. Я отметил, что такие «красочные» эпитеты, как («козел» и «дурак»), прозвучали во время похода редко.

2.3. И, наконец, самый любимый учащимися, оздоровительный блок туристской деятельности.

Оздоровительный блок включает в себя различные соревнования, спортивные игры, развивающие ловкость, быстроту, сноровку. В зависимости от способов передвижения содержание игр и соревнований меняется. Например, при лыжных походах во время игр и соревнований отрабатываем поведение в лавиноопасной зоне, подъемы, спуски, торможения, повороты, трапление лыжни, а при водных путешествиях учу технике работы веслами, плавания на байдарке, так как при путешествии на байдарке гребец должен соблюдать определенные правила. Во время привалов изучаем азы туриста: правила страховки при переправах и правила завязывания узлов. За время туристского похода ребята уже самостоятельно учатся к начальным приемам всех туристских навыков. 

Заключение

В последнее время желающих заниматься в секции туризма становится все больше. От ребят поступает много предложений совершить лыжный поход за пределы улуса. Но из-за определенных трудностей пока такие походы не возможны. В разное время создавались постоянные группы из числа гимназистов, с которыми совершили лыжный поход по маршруту Нам – Искра – Тастах – Улуу-Сысыы: — Салбан и комбинированный пеше — водный сплав по реке Кэнкэмэ до озера Хардан. Учащиеся, посещающие секцию «Туризм» не пропускают уроки, более выносливы, реже подвергаются различным заболеваниям. Родители довольны тем, что туризм решает проблему занятости детей, одобряют выбор своих детей, принимают участие в организации походов. Правильно организованное и проведенное туристское путешествие обеспечивает хороший отдых, физическое развитие и спортивное совершенствование ребят, расширяет кругозор, воспитывает коллективизм, любовь к природе, дисциплинированность, самостоятельность и инициативу.
Подводя итог, хочу отметить, что необходимо прийти к пониманию того, что жесткое следование классно-урочной системы значительно ссужает учебно-воспитательный процесс. Есть предметы, требующие выхода учащихся за пределы помещений в окружающий мир. Важную роль в этом деле могут сыграть многие виды внешкольной деятельности. Среди них особое комплексное решение многих учебно-воспитательных и оздоровительных проблем принадлежит туристско-краеведческой деятельности.
Как уже отмечалось, туризм сегодня выступает как познавательный активный отдых, в оздоровлении организма. достижение науки, изменяя  характер труда и учебы, действуют и на самого человека: на первое место выдвигаются его мыслительные, эмоционально-психические функции, на второй план отходят двигательные, физические. Происходит снижение двигательной активности при повышении уровня эмоционального напряжения. Гиподинамия, вызванная недостаточной двигательной активностью, вызывает быструю утомляемость, которую снять сложнее, чем усталость, вызванную физическими усилиями.
Лучшим и наиболее эффективным способом восстановления физических и духовных сил является активный отдых, который должен рассматриваться как одна из основных потребностей человека. Наиболее доступным и полезным видом активного отдыха является туризм.
Туризм и здоровье неотделим. Туристские путешествия не только способствуют физическому закаливанию организма, снимают усталость, укрепляют нервную систему, они все больше становятся настоятельной потребностью человека как активный, насыщенный физическими нагрузками отдых. Еще раз отмечу: туризм — мощное средство профилактики различных заболеваний, в особенности сердечно-сосудистых, болезней нервной системы, органов дыхания, пищеварения. В настоящее время надо шире использовать походы выходного дня для подготовки учащихся к более сложным путешествиям, отработки техники, проверки снаряжения. Таким образом, в походах — высок не только оздоровительный и спортивный, но и воспитательный и образовательный эффект.

Список литературы

1. Абухов А.Х. Туризм на новом этапе. М., Профиздат, 1983.
2. Козлова Т.В., Рябухина Т.А. Физкультура для всей семьи. М., Ф.и С., 1989.
3. Пасечный П.С. На туристкой тропе. М., Ф. и С., 1986.
4. Рогатин Б. В ногу со временем. М., Ф. и С., 1986.
5. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста М., Профиздат, 1985.

Приложение