Практические работы по геометрии для 7-го класса

Разделы: Математика


Древняя мудрость гласит: «К водопою коня может привести даже маленький ребенок. А вот заставить этого коня напиться не смогут даже десять взрослых мужчин». Так и в школе: можно посадить детей за парты, можно контролировать дисциплину, но без возникновения у самих детей желания учиться, мы не сможем их ничему научить. Поэтому перед каждым учителем стоит важнейшая задача: пробудить у учащихся познавательный интерес, чтобы они сами, добровольно захотели испить из «источника знаний». Целесообразно использовать задачи прикладного характера. Тогда у учащихся будет формироваться информационная компетенция и накапливаться жизненный опыт. Это, в свою очередь, повысит интерес к предмету.

Те знания, которые были приобретены посредством напряжения своих собственных сил, которые сопровождались эмоционально окрашенным фоном, становятся тем багажом, который учащиеся вынесут за стены школы.

Одним из способов пробудить у учащихся познавательный интерес на уроках геометрии – это использование такой формы работы, как практическая работа.

Я предлагаю разработку практических работ по геометрии в 7 классе.

Практическая работа №1:

Тема: «Точки, прямые, отрезки»

Цели: Познакомить учащихся с понятиями точка, прямая и их взаимным расположением.

Инструменты: Карандаш, линейка, резинка.

Задания:

  1. Проведите прямую, обозначьте ее буквой а и отметьте точки А и В, лежащие на этой прямой, и точки P, Q и R, не лежащие на ней. Опишите взаимное расположение точек A, B, P, Q, R и а, используя символы принадлежности.
  2. Проведите три прямые так, чтобы каждые две из них пересекались. Обозначьте все точки пересечения этих прямых. Сколько получилось точек? Рассмотрите все возможные случаи.
  3. Отметьте точки А,В,С,Д так, чтобы точки А,В,С лежали на одной прямой, а точка Д не лежала на ней. Через каждые две точки проведите прямую. Сколько получилось прямых?
  4. Сделайте вывод.

Практическая работа №2:

Тема: «Равенство геометрических фигур»

Цели: Познакомить учащихся с понятиями равных фигур.

Инструменты: Карандаш, линейка, резинка, ножницы, калька, рисунки равных фигур.

Задания:

  1. Каждой группе предлагается найти не менее двух способов доказательства того факта, что изображенные на рисунках фигуры являются равными (подсказка: вырезать одну фигуру и наложить на другую, перевести на кальку одну фигуру и наложить на другую).
  2. Сделать вывод.

Практическая работа №3:

Тема: «Смежные и вертикальные углы»

Цели: Познакомить учащихся со свойствами смежных и вертикальных углов.

Инструменты: Карандаш, линейка, резинка, транспортир.

Задания:

  1. Начертить смежные углы. С помощью транспортира измерить каждый из смежных углов.
  2. Выдвинуть гипотезу.
  3. Выполнить доказательство гипотезы.
  4. Начертить вертикальные углы. С помощью транспортира измерить каждый из вертикальных углов.
  5. Выдвинуть гипотезу.
  6. Выполнить доказательство гипотезы.
  7. Сделать выводы.

Практическая работа №4:

Тема: «Медианы, высоты, биссектрисы треугольника»

Цели: Познакомить учащихся с понятиями медиана, высота, биссектриса треугольника.

Инструменты: Карандаш, линейка с делениями, резинка, транспортир, треугольник.

Задания:

  1. Построить остроугольный треугольник. С помощью карандаша, линейки с делениями, транспортира, треугольника построить в нем высоту, медиану и биссектрису.
  2. Сделать вывод.
  3. Построить прямоугольный треугольник.
  4. С помощью карандаша, линейки с делениями, транспортира, треугольника построить в нем высоту, медиану и биссектрису.
  5. Сделать вывод.
  6. Построить тупоугольный треугольник.
  7. С помощью карандаша, линейки с делениями, транспортира, треугольника построить в нем высоту, медиану и биссектрису.
  8. Сделать вывод.

Практическая работа №5:

Тема: «Первый и второй признак равенства треугольников»

Цели: Познакомить учащихся с теоремой о первом и втором признаке равенства треугольников.

Инструменты: Карандаш, линейка с делениями, транспортир, ножницы.

Задания:

  1. Построить треугольник АВС, у которого АВ=10 см, угол А=30°, ВС=15 см.
  2. Вырезать построенный треугольник.
  3. Сравнить свой треугольник с треугольником соседа по парте.
  4. Сделать вывод.
  5. Построить треугольник АВС, у которого угол А=40°, АВ=10 см, угол В=45°.
  6. Вырезать построенный треугольник.
  7. Сравнить свой треугольник с треугольником соседа по парте.
  8. Сделать вывод.

Практическая работа №6:

Тема: «Теорема о сумме углов треугольника»

Цели: Познакомить учащихся с теоремой о сумме углов треугольника.

Инструменты: Карандаш, линейка, транспортир.

Задания:

  1. Изобразить остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники.
  2. С помощью транспортира измерить углы каждого треугольника и найти их сумму.
  3. Сделать выводы.

Список используемой литературы:

  1. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина «Геометрия 7-9», учебник для общеобразовательных учреждений.