Урок МХК по теме "Готическое искусство"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: составить общее представление об эпохе готического средневековья; увидеть характерные особенности эпохи в искусстве, культуре, религии и духовном мире человека; сравнить с античной культурой.

Задачи урока:

  • Образовательные – познакомить учащихся с готическим стилем и культурой европейского Средневековья, научить выделять готический стиль из других стилей, выявлять его особенности в различных проявлениях жизни, учить составлять из полученных раннее знаний по другим предметам целостную историческую картину, использовать приобретенные знания для расширения кругозора;

  • Развивающие - способствовать формированию познавательного интереса, эстетической активности обучаемых, побуждать к развитию связной, логичной, красивой речи на примерах художественной критики, высказыванию собственных суждений, обогащать словарный запас;

  • Воспитательные - воспитывать эстетический вкус, способность и желание к самообразованию.

Оборудование:

  • для обучаемых – учебник, тетрадь для записей, карандаш для кратких зарисовок;

  • для педагога – проекционное оборудование, подборка репродукций, фотоматериалов и слайдов: ратуша в Сен-Кантене, центральный неф, вид на запад в соборе в Меце; церковь Сент-Юрбен в Труа, интерьер; Святая капелла, интерьер верхней капеллы, Западная сторона с розой XV века; собор Парижской богоматери; собор в Руане, фрагмент фасада, общий вид; собор в Меце, центральный неф, вид на восток; собор в Руане центральный неф; собор Парижской богоматери; интерьер Сен-Дени, центральный неф, интерьер; собор в Кельне, фрагмент фасада; собор в Кельне, общий вид; готика, схема конструкции готического храма; крабы, крестоцветы, гаргулии, фотографии соборов Праги, готическая скульптура, скульптурные фрагменты соборов, костюмы бургундских щеголей, куртка котарди, образцы текстильных узоров, костюмы моды «мипарти», виды манто, женские головные уборы, монохромные одежды Филиппа Доброго, наряды жениха и невесты, обувь, связь готического костюма с архитектурой. Музыкальный фрагмент средневековой литургии, песня трубодуров «Гимн вину».

Предварительная подготовка: подбор репродукции и слайдов, музыкальных фрагментов, эпиграфа; отбор материала для урока; задания опережающих сообщений к данному уроку – «рыцарство», «культ Прекрасной Дамы», «костюм мужской», «костюм женский», «силуэт», «связь костюма с архитектурой и скульптурой»; карточки-задания по теме « Романское искусство», кроссворд по теме «Европейское Средневековье. Романское искусство».

Технологическая карта урока

Тема урока:

«Готическое искусство» - один из уроков темы № 8 «Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности» в курсе МХК 10 класса по программе Л. А.Рапацкой: МХК. 10-11 классы. М. Владос.2001.

План урока:

  1. Повторение изученного материала 5 мин.
  2. Знакомство с новым материалом 10 мин.
  3. Постановка проблемы 3 мин.
  4. Углубление и расширение темы урока 15 мин.
  5. Выводы 3 мин.
  6. Подведение итогов, выставление оценок 2 мин.
  7. Домашнее задание 2 мин.

Возможная личностно-значимая проблема: научиться погружаться в другое время, вживаться в образ человека изучаемой эпохи, рассуждать с его точки зрения и представлять атмосферу иного времени уметь чувствовать связь эпох и поколений через предметный мир и произведения искусства.

Планируемые результаты изучения материала: учащиеся выявляют уровень знаний по предыдущему материалу, продолжают работу по формированию адекватных культурно-исторических понятий, создают личностный образ европейского Средневековья.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности: иллюстративно-репродуктивный, частично поисковый, проблемный. Форма урока: комбинированный урок.

Развитие умений учащихся: ознакомление и анализ произведений искусства помогают реконструировать многомерный и противоречивый образ эпохи: дают возможность увидеть, что искусство – один из путей воздействия на общественное сознание. Погружение в мир искусства способствует развитию специфических навыков, необходимых грамотному читателю, слушателю, зрителю. Историко-культурный материал способствует формированию собственного мнения, выработке личностного отношения культурному наследию европейского Средневековья. Учащиеся воспроизводят известный историко-культурный материал, анализируют изученное, сравнивают, актуализируют знания. Развивается воображение, способности эмоционально-ценностному восприятию, креативность. Также развиваются умения анализировать и интерпретировать информацию, анализировать и оценивать собственные знания.

Основные понятия и термины: арка, аркбутан, витраж, контрфорсы, нервюры, неф, «роза», шпиль, баллада, литургия.

Ход урока

п\п

Этапы урока

Содержание урока

Примечания

1

Повторение

изученного

Средневековье-время междоусобных войн, жизнь человека была коротка, в соответствии с этим менялась психология людей, на которую оказывала влияние религия.

Вопросы классу для повторение. Каким было место человека в жизни общества и государства (идея: человек песчинка в огромном мире)? Грамотность населения? Что являлось центром культуры? Какое место в жизни человека играли суеверия и приметы? Внешний облик человека Средневековья. Почему романская архитектура носила оборонительный характер?

В то же время идет опрос – на открытой части доски записан кроссворд, с ним работают 2 человека, по желанию учащиеся работают по карточкам на местах. Карточки сдаются, кроссворд проверяет весь класс.

2

Знакомство с новым материалом

Сущность понятия «готика». Противовес античной классики. Предпочтение заостренным к верху аркам, окнам, дверным проемам. Готические архитектурные сооружения устремлялись всей своей стройной громадой ввысь. В. Гюго: « Готика – застывшая музыка». Готический стиль развивался в Европе свыше трех столетий. Ранняя готика –XII-нач.XIII в., высокая готика – XIII в., и поздняя готика ( пламенеющая)- XIV-XV в. Бурное развитие городов ( экскурсия – погружение). Особенности стиля, этапы развития.

На доске написан эпиграф к уроку.

Под звуки литургии на доску проецируются слайды с порталами и интерьерами готических соборов.

3

Постановка проблемы

Городская культура. Утверждение новых идеалов красоты. Понятие прекрасного и безобразного.

 

4

Углубление и расширение темы урока включение новых сторон в обозрение проблемы

Архитектура и ее особенности. Витраж и его появление. Где можем видеть готический стиль (в быту, шрифты).

Герой эпохи, рыцарства, культ Прекрасной Дамы.

Костюм мужской и женский, силуэт, связь костюма с архитектурой и скульптурой (подготовленное сообщение). Акцент на народность средневековой литературы и музыки поэзию трубадуров с ее иронией и протестом против религии, с ее шутливостью и жизненным оптимизмом. (Гимн вину). Рыцарские куртуазные романы и поэзия, появление книг.

 

5

Выводы

Образ человека анализируем через путь духовного развития в период от античности до средневековья. В античной Греции человек выступает как творец. В эпоху средневековья – как исполнитель воли божьей. Поведение, быт, праздники, изменения системы материальных и духовных ценностей, разность восприятия бога в античном мире и в средневековом обществе (бог, живущий на Олимпе и бог как абсолют). Противоречие идеалов красоты: гармоническая, физически и духовно прекрасная и совершенная личность и аскетизм, умерщвление плоти, ибо тело человека главный источник его греховности. Анализ места художника в античной Греции и в эпоху средневековья.

 

6

Подведение итогов, выставление оценок

Педагог резюмирует. Архитектура становится вертикально устремленной, легкой, воздушной, кружевной – как сказал В.Гюго «застывшей музыкой» что говорит о величии Бога. Храм « симфония света и тени» (О. Роден) - вместилище святого духа, отсюда его грандиозные масштабы. Портал, как правило, украшен скульптурами. Огромное количество скульптурных образов на внешних и внутренних стенах должны служить для людей своеобразным толкованием и постижением духовного мира Бога. Огромное пространство храма это идея абсолютной покорности Богу и обретение «рая на земле»- в ярком красивом светлом храме. Интерьер храма украшен нервюрами, витражами, фресками, мозаиками, скульптурами – что говорит о синтезе искусств, подчиненной божественной идее. Церковь становится главным заказчиком и цензором произведения искусства. Герой эпохи – бедный рыцарь, который страдает от лишений и неразделенной любви к прекрасной даме. Готика, как стиль искусства, смог реализоваться как в храмовом так и в светском направлении. Обращается внимание на внешний облик людей. Костюм определяет социальный статус и полностью закрывает тело хозяина. Церковные каноны частично распространяются на облик живых людей. «S-образный» силуэт. Названия литературных произведений : рондо, романс, баллада, песня.

 

7

Домашнее задание

Ответить на вопросы. Почему средние века часто ассоциируются с темными и мрачными временами? Справедливо ли это? Как мы сегодня воспринимаем понятие «Возрождение»? С чем ассоциируется этот период? Чем отличались люди эпохи Возрождения от людей средневековья?

 

Источники информации (школьные и внешкольные).

Учебники.

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура.10 кл. М. Владос. 2002.

Журналы.

Читаем, учимся, играем.№8/2006.

Используемая литература:

  1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура.М.1999
  2. История архитектуры. Х. Френч. Москва.2003
  3. Мировая скульптура. сост. И.Г.Мосин. Кристалл. М. 2003
  4. Ойстрах О.Г., Демидова Т.Л. Методическое пособие по курсу «Мировая художественная культура» М. «Фирма МХК».2001
  5. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 класс. Владос.М.2008
  6. Энциклопедия для детей. т7. Искусство ч.1. М. Аванта.2003