Использование ИКТ на уроках профессионального цикла

Разделы: Информатика


Современная социально-политическая и социокультурная ситуация в нашей стране определила новые направления развития общества, что объективно требует подготовки специалистов, способных к продуктивной профессиональной деятельности, обладающих требуемым уровнем общей и профессиональной культуры, готовностью к решению сложных задач в условиях быстро меняющейся социальной действительности. Современный период развития мирового сообщества характеризуется усилением роли информации, необходимостью повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов, которым предстоит осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях инновационного информационного пространства.

В настоящее время очевидной стала компьютеризация всех сфер жизнедеятельности общества; компьютеры стали неотъемлемой частью производственного процесса в различных сферах профессиональной деятельности. Для рационального использования компьютера как инструмента, помогающего в решении профессиональных задач, требуется специалист конкретной предметной области, знающий компьютер и умеющий работать с ним, как с инструментом, в своей деятельности.

Сегодня общество требует от начального профессионального образования формирования самостоятельной, ответственной, социально активной личности, способной к решению возникающих производственных и социальных проблем, обладающей высоким уровнем готовности к выполнению профессиональных функций и, в частности, готовности к продуктивному применению информационных технологий в практике профессиональной деятельности.

В связи с этим одной из актуальных проблем, стоящих перед современной педагогикой, является поиск путей и средств оптимизации процесса подготовки будущих специалистов технического профиля в условиях информатизации общества, формирования у них профессиональной культуры, готовности к продуктивному применению информационных технологий.

Образование сегодня претерпевает существенные перемены, одна из которых – перенос центра тяжести с обучения на учение. Сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание является важнейшим условием образовательного процесса. Педагог должен отойти от "натаскивания" обучающихся, ему необходимо находить творческий подход в обучении, создавать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности в едином сплаве: педагог – обучающийся.
Педагогическая практика в настоящее время испытывает следующие затруднения: потеря интереса к учению, отсутствие умения оценивать себя и товарища, отсутствие навыков самостоятельной работы.

Педагога интересуют многие вопросы. Какие типы уроков и формы их проведения возможны на том или ином этапе работы, при изучении той или иной темы курса? Чем руководствоваться, отбирая дополнительный дидактический материал, продумывая характер заданий, варианты их использования на уроке, оценивая эффективность различных средств и форм реализации задуманного?

Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить – это повсеместная компьютеризация и информатизация многих областей человеческой жизни. Это неслучайно: ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность деятельности человека, а также сделать эту деятельность разнообразнее. Информационно-коммуникационные технологии не только дают обучающимся возможность идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения более интересным.

Современные информационно-коммуникационные технологии реализуют важнейший дидактический принцип – принцип наглядности. Объекты, представленные посредством информационно-коммуникационных технологий, более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне, близость же знаний к реальной жизни делает эти знания более понятными. Кроме того, информационно-компьютерные технологии позволяют сделать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность.

Внедрение информационных технологий решает вопросы, связанные с развитием личности обучающегося, формированием его эмоциональной и когнитивно-познавательной сфер.

Урок, как непосредственный инструмент реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий, требует максимально тщательной разработки. Только урок может показать эффективность той или иной организационной формы обучения, педагогической технологии. Важной составной частью подготовки к учебному занятию является его сценарий. Проектируя будущий мультимедийный урок, педагог должен тщательно продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит задуматься о том, как преподаватель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с обучающимися, в чем будет проявляться развивающий эффект обучения.

На "уроке с мультимедийной поддержкой", где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта, преподаватель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.

Основные предназначения мультимедийного урока: изучение нового материала, преподнесение новой информации; закрепление пройденного, отработка учебных умений и навыков; повторение, практическое применение полученных знаний, умений навыков; обобщение, систематизация знаний.
Мультимедийные средства дают педагогу возможность представить необходимое изображение в нужный момент урока с точностью до мгновения. Однако для достижения максимального обучающего эффекта необходимо детально проследить последовательность подачи изображений на экран, четко продумать весь алгоритм видеоряда изображений.

Для того чтобы избежать быстрой утомляемости обучающихся во время учебного процесса, наглядный материал, выводимый на экран, должен быть оптимального размера, как минимального, так и максимального. Педагогу следует помнить о правильности структуры, объема и формата текстового материала. Текст может усиливать смысловую нагрузку, имея при этом подчиненный характер, а может выступать как самостоятельная единица информации, которую педагог не озвучивает специально. Желательно не дублировать текст с экрана, чтобы у обучающихся не возникало иллюзии лишнего звена поступающей информации.

Использование звука на уроке также имеет большое значение. Звук может выступать как шумовой эффект – в этом случае он используется для привлечения внимания учащихся, переключения их с одного вида учебной деятельности на другой. Звук может выступать как звуковая иллюстрация, как дополнительный канал информации, а может исполнять роль и учебного звукового сопровождения какого-то наглядного изображения, видеоролика.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий делает обучение увлекательным, позволяет более интересно и наглядно представлять учебный материал, а также мотивировать обучающихся на самостоятельное изучение данного материала.

На своих уроках я использую различные информационно-компьютерные технологии, например:

  • зачетный урок по бухгалтерскому учету по теме «Учет денежных средств и расчетов» построен в форме игры, построенной по принципу телеигры «Кто хочет стать миллионером?» (приложение1).
  • Конкурс «Лучший по профессии» (для бухгалтеров) включает в себя электронные кроссворды и тесты, поисковые задания в программе Консультант Плюс, задания для профессиональной работы с пакетом бухгалтерских программ 1С.
  • На уроках делопроизводства обучающиеся составляют документацию с использованием текстового редактора Microsoft Word или электронных таблиц Excel.
  • При изучении компьютерного делопроизводства в бухгалтерии, в частности раздела 1С:Предприятие, обучающиеся практически на каждом уроке работают с той или иной программой 1С.
  • Электронные кроссворды (приложение 2, приложение 3) и тесты (приложение 4) используются мной в качестве контроля знаний по многим темам при изучении различных дисциплин. Часто даю задание обучающимся подготовить кроссворд или тест по той или иной теме. Составляя кроссворд или тест, обучающийся: во-первых, повторяет пройденный материал; во-вторых, развивает свои творческие способности при оформлении теста или кроссворда; в-третьих, закрепляет навыки практической работы в электронных таблицах Excel, а педагог получает несколько вариантов контроля знаний по данной теме.
  • На уроках информатики и программного обеспечения использую интерактивные плакаты, электронные кроссворды и тесты, презентации.
  • На уроках компьютерной графики использую видео-уроки.
  • Чаще всего на своих уроках я применяю презентации, которые подготавливаю сама или кто-либо из обучающихся. Даю обучающимся задание подготовить презентацию по какой-либо конкретной теме в качестве зачетной работы по дисциплине. Составляя презентацию, обучающийся: во-первых, повторяет пройденный материал; во-вторых, расширяет кругозор, так как ему приходится использовать дополнительные источники информации, в том числе и Интернет; в-третьих, развивает свои творческие способности при оформлении презентации; в-четвертых, закрепляет навыки практической работы не только в редакторе Microsoft Power Point, но и в программах компьютерной графики Adobe Photoshop, Corel DRAWE, а также в сети Интернет, а педагог получает дополнительный ИКТ-материал по данной теме. В 2008-2009 учебном году обучающимися были подготовлены презентации по темам:
  • «Глобальная сеть Интернет»
  • «Классификация компьютерных сетей»
  • «Топология, методы доступа к сетям»
  • «Каналы связи»
  • «Локальные сети»
  • «Типы линий связи»
  • «Компьютерная графика»

На уроках компьютерной графики использую инновационные методы обучения, предполагающие освоение материала с помощью творческих работ. В этом случае обучающиеся не только на конкретном реальном примере осваивают новый программный продукт, но и развивают свой творческий потенциал.

Наибольший интерес вызывают творческие задания, в которых для всех обучающихся выдаются одинаковые задания. Знакомясь с графическим редактором Adobe PhotoShop, обучающиеся должны создать портрет из предложенных фруктово-овощных элементов. Все элементы одинаковые, а полученные результаты поражают своим разнообразием.

рисунок 1

рисунок 2

По результатам работ, как правило, проводится творческий конкурс. Чтобы работы отличались друг от друга, обучающимся необходимо приложить немало усилий. Роль педагога при таком варианте обучения очень важна. Он должен не только владеть технологией работы с программой, но и обладать творческими способностями. Критерии оценки таких работ вырабатываются в процессе совместного с обучающимися анализа их творений. Обсуждение работ вырабатывает общие критерии в выполнении дальнейших проектов.

При знакомстве с векторным графическим редактором Corel Draw, обучающиеся:

  • участвуют в конкурсе на лучшую эмблему профессии или эмблему училища;

рисунок 3

рисунок 4

рисунок 5

рисунок 6

рисунок 7

Особо хочется отметить факультативный курс «Анимационные программы», на котором обучающиеся подробно знакомятся с самыми современными компьютерными технологиями, изучая основы Flash-технологий. При изучении факультативного курса обучающиеся получают возможность:

  • научиться работать в среде Flash (приложение 5, приложение 6, приложение 7)

  • строить полноценный графический интерфейс, аналогичный по богатству возможностей интерфейсу Windows-приложений,

  • создавать Интернет-документы,

  • создавать интерактивные страницы в сайтах,

  • использовать файлы различных форматов,

  • преобразовывать файлы из одного формата в другой,

  • создавать небольшие фильмы для помещения на Web-страницы,

  • создавать анимированные рекламные баннеры,

  • создавать небольшие учебные, рекламные, развлекательные или художественные фильмы для помещения на Web-страницы сайтов,

  • создавать интерфейсы для различных Интернет-сервисов (почтовых серверов, Интернет-магазинов, справочных баз данных),

  • создавать полноценные Web-сайты.

Умение использовать средства ИКТ позволило обучающимся по профессии «Оператор ЭВМ» подготовить презентации для своих дипломных проектов. 7 человек из 22-х обучающихся этой группы (что составило 31,8%) закончили училище с повышенным квалификационным разрядом.

Лучшие работы обучающихся выставлены на сайте училища.

Я рекомендую своим коллегам шире использовать средства ИКТ на своих уроках.

  • Электронные тесты и кроссворды можно использовать в качестве средств контроля. Такие средства контроля значительно экономят время педагога на проверку (в отличие, например, от проверки письменных работ), а также тренируют память и логическое мышление обучающихся.
  • Мультимедийные презентации лучше использовать при изучении нового материала, преподнесении новой информации; закреплении пройденного, отработке учебных умений и навыков; повторении, практическом применении полученных знаний, умений навыков; обобщении, систематизации знаний.
  • При изучении нового материала хорошо использовать видеоуроки.

В завершении хочется отметить следующее, что такая форма преподавания дает хорошие результаты.

Обучающиеся не только успешно осваивают дисциплину и отдельные технологии, но и получают навыки популярных на сегодняшний день профессий, такие как дизайнер, фото-дизайнер и специалист в области мультимедиа. Кроме этого, такой метод активизирует познавательные и творческие способности обучающихся.