Преемственность в работе логопедов МОУ СОШ №163 и МДОУ №№ 24 и 27 г. Зеленогорска Красноярского края

Разделы: Логопедия


Ребенок на пороге школы. Каким он должен быть, этот ребенок? Какими качествами обладать? Какой объем знаний должен иметь при поступлении в школу и должен ли?

Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. Он – ученик, и это значимо! К обучению в 1-ом классе необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7–летнего возраста владели, прежде всего, нормативным звукопроизношением, грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений, навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольного учреждения. Группа ведущих ученых (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. В. Спирова, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова) доказали: существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Анализ письменных работ по русскому языку неуспевающих учеников позволил им выделить 4 группы специфических ошибок. Это такие ошибки, как замены букв, нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов, нарушения употребления лексико-грамматических категорий, ошибки в построении предложений. В исследованиях отечественных ученых вышеперечисленные нарушения письма рассматриваются как результат недостаточной подготовки ранних ступеней речевого развития к переходу на последующие его ступени, т.е. как результат недоразвития устной речи ребенка. Характер ошибок обусловлен, прежде всего, двумя причинами:

а) недостаточным уровнем сформированности фонематического слуха;
б) проблемами в развитии лексического и грамматического компонентов языка.

И в этом месте напрашивается вопрос о недоработках логопеда детского сада, так как ранняя ступень речевого развития сформирована недостаточно. Мы, практики, знаем, какими дети по состоянию здоровья приходят к нам на обучение. По данным врачей-педиатров нашего региона известно, что 60% детей поступают в школу, не соответствуя биологическому возрасту, наблюдается отчетливый рост отклонений в нервно-психической сфере (до 54%), нарушений зрения (45%), осанки и стопы (38%), заболевания органов пищеварения (до 30%), нарушений слуха (до 5%). В основном у ребят 2-я и 3-я группы здоровья. Вот те причины, на фоне которых нарушение речи является вторичным. Достижение качественного образования во многом зависит от правильного построения преемственности его уровней: дошкольного и начального общего образования; начального и основного общего образования. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) утверждена 17 июня 2003 года Федеральным координационным советом по общему образованию. Преемственность ДОУ и школы специалисты школы рассматривают как непрерывный, двусторонний процесс, где школа – преемник, опирающийся на достижения ребенка, школа – инициатор координации взаимодействия. Ребенок из детского сада пришел в школу, и перед школьной командой сопровождения возникла проблема, как обучать детей с особыми педагогическими потребностями? Посовещавшись, решили, что необходимо выстроить преемственность в работе ДОУ – школа. Руководствуясь целью успешного обучения ребенка в школе и определенными в связи выявленными проблемами задачами, был составлен план работы по осуществлению преемственности работы ДОУ и школы.

План работы по осуществлению преемственности ДОУ–школа

  1. Составление координационного плана совместной работы логопедов, учителей и воспитателей.
  2. Целеполагание и постановка задач на данный учебный год (согласно выявленному контингенту).
  3. Выбор педтехнологий обучения и успешного сопровождения учащихся-логопатов.
  4. Проведение родительского собрания для будущих первоклассников (март).
  5. Открытые уроки, занятия, консультации для будущих первоклассников (март).
  6. Посещение занятий в ДОУ учителями, логопедами школы.
  7. Проведение совещания-“круглого стола” по передаче детей в школу (май).
  8. Посещение уроков в школе воспитателями, логопедами в рамках программы “Адаптация первоклассников” (октябрь).
  9. Проведение совещания-“круглого стола” в рамках программы “Я – первоклассник” (октябрь).

Взаимодействие логопедов ДОУ и школы осуществляется в:

  • ознакомлении со списочным составом детей-логопатов;
  • ознакомлении с дефектами речи у детей-логопатов согласно списку;
  • составлении плана работы по устранению речевых нарушений;
  • посещении занятий в ДОУ логопедами школы;
  • участии в проведении родительского собрания, проведении занятий, консультировании будущих первоклассников (март);
  • составлении подробной характеристики детей-логопатов в ходе работы совещания-“круглого стола” (май);
  • передаче речевых карт воспитанников ДОУ (май);
  • ознакомлении с анамнезом детей-логопатов (сентябрь);
  • проведении совместного логопедического обследования (сентябрь);
  • коллегиальной постановке речевых заключений;
  • ознакомлении с планом сопровождения учеников-логопатов;
  • посещении занятий в школе логопедами ДОУ в рамках программы “Адаптация” (октябрь);
  • участии в работе совещания-“круглого стола” в рамках программы “Я – первоклассник” (октябрь).

Что дает такое взаимодействие?

  • Четкое представление о психофизических особенностях будущего первоклассника.
  • Целостное видение проблем будущего ученика.
  • Экономию времени в диагностировании ребенка.
  • Постановку и формулирование грамотного речевого заключения.
  • Выбор действенных педагогических технологий обучения и успешного сопровождения детей-логопатов.
  • Осуществление планирования коррекционного воздействия с целью успешного усвоения учебного материала учащимися.

Взаимодействие участников сопровождения в МОУ СОШ осуществляется интегрировано:

Учитель, воспитатель – контроль речи детей на занятиях и во время режимных моментов; развитие мелкой моторики.

Музыкальный руководитель – работа над темпоритмической стороной речи; автоматизация звуков в распевках.

Психолог – коррекция основных психических процессов; снятие тревожности при негативном настрое на занятие (особые случаи).

Учитель физической культуры – обучение упражнениям по осуществлению мышечной релаксации и их практическое применение; развитие общей моторики и координации движений.

Руководитель театральной студии – мотивационная установка на чистую речь; автоматизация звуков в спонтанной речи; работа над интонационной и мимической выразительностью.

Логопед – определение структуры и степени выраженности дефекта; осуществление мониторинга успешности учащихся; автоматизация звуков; коррекционная и профилактическая работа по устранению нарушений письменной и устной речи; оказание консультативной помощи учителям, родителям.

Результатом совместной работы логопедов ДОУ–школы является:

  • более мягкое прохождение периода адаптации у ребенка;
  • успешное выполнение работы по постановке звуков в стенах ДОУ;
  • стопроцентный охват детей, нуждающихся в помощи логопеда;
  • коррекция к окончанию второго класса школы такого вида речевого нарушения, как ФНР;
  • отсутствие разночтений в речевых заключениях у логопедов ДОУ и школы;
  • возможность отслеживания логопедами ДОУ результатов обучения в школе в течение четырех лет с целью совершенствования коррекционной работы;
  • прогноз уровня усвоения учебного материала учениками-логопатами по результатам диагностики, составление плана сопровождения детей с особыми педагогическими потребностями в области логопедии.

Для нас преемственность – это непрерывность в развитии и обучении детей, а именно: школа, как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Проблема преемственности в работе детского сада и школы продолжает оставаться актуальной, и для ее разрешения необходимо тесное сотрудничество в логопедическом сообществе детских садов и школ. Такое сотрудничество между логопедами детских садов №№ 24 и 27 и школы № 163 уже налажено и благополучно осуществляется на протяжении 12-ти лет. Мы готовы поделиться опытом работы в решении данной проблемы со всеми желающими