Статья на тему: "Рисунок в технике граттаж"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель занятия:Познакомить обучающихся с техникой граттаж, создать рисунок в изученной технике.

Задачи:

  • Образовательные: расширить знания обучающихся в области графики; изучить технологию выполнения рисунка в технике граттаж с помощью ИКТ;
  • Воспитательные: воспитывать у детей интерес к необычным техникам, творческое мышление, эстетический вкус и фантазию;
  • Развивающие: развивать у воспитанников умение грамотно пользоваться средствами художественной выразительности, способствовать развитию навыков работы технике граттаж.

Возраст воспитанников: 9–12 лет.

Материалы и оборудование:гуашь или цветной картон, парафин, деревянная палочка или пустой стержень от авторучки, бумага, простой карандаш, ластик, кисточка, баночка для воды. Репродукции: А.Матисс. Женщина с распущенными волосами; В.Ван-Гог. «Мусме»; П.Пикассо. Дон Кихот; К.Петров – Водкин. Младенец в люльке; Д.Митрохин. «Руба».

План проведения занятия:

  1. Вводная беседа (10-15 мин.)
  2. Объяснение последовательного выполнения рисунка в технике граттаж по компьютерной презентации (5-7 мин.)
  3. Практическая часть (20-25 мин.)
  4. Физпауза (3 мин.)
  5. Подведение итогов. (5 мин.)

Ход занятия

1. Дорогие ребята! Сегодня я хочу познакомить вас с не совсем обычной техникой рисования, техника эта называется ГРАТТАЖ.

На сегодняшнем занятии мы с вами должны будем нарисовать рисунок в этой технике, но прежде чем рассказать об особенности этого рисунка, я хочу, чтобы вы внимательно рассмотрели работы, что лежат перед вами на столе.

- Скажите, пожалуйста, к какому виду изобразительного искусства можно отнести данные работы? (Графика)

- А, с помощью, каких выразительных средств, художнику удалость передать графическое изображение? (Линия, штрих, контур, пятно и тон).

- Если вы внимательно приглядитесь к работам, то заметите, что бумага покрыта одним цветом и сквозь него проступает другой цвет, как это возможно?

Послушайте, как расшифровывается понятие ГРАТТАЖ или воскография – графический рисунок, выполненный с помощью острого предмета на специально загрунтованной поверхности, методом процарапывания.

Прежде чем перейти к практической части нашего занятия, давайте выполним несколько графических упражнений. Приложение 1.

Искусство рисунка, как любое другое искусство, создается с помощью особого языка. Им необходимо овладеть, чтобы наилучшим образом понимать рисунок и научиться рисовать. С помощью одних и тех же средств: линии, штриха, пятна, тона – художники передают свое восприятие мира. Все зависит от того, как художник использует эти средства, как ведет линию, как кладет пятно. Посмотрите на репродукции великих мастеров, как виртуозно, владеют они выразительными средствами рисунка. (Использование наглядности.)

Во время выполнения графических упражнений можно включить негромкую музыку, например FRANK DUVAL & ORCHERSTRA «Sorry To Leave You».

2. Объяснение последовательного выполнения рисунка в технике граттаж по компьютерной презентации. Приложение 2. Комментарии по ходу презентации, ответы на возникающие вопросы.

3. Практическая часть начинается с создания эскиза для воскографии, чем разнообразнее будут рисунки, тем интереснее будет итог.

Совет: Для правильного выбора соотношения тона нижней части граттажа и верхнего слоя, который ложиться на восковую поверхность, лучше выбирать контрастные цвета, для того чтобы рисунок хорошо читался. Фон под слоем парафина или воска может быть как однотонным, так и разноцветным. Верхний слой воскографии не обязательно черный, но лучше темных тонов.

4. На занятиях изобразительной деятельностью нужно обязательно использовать здоровье сберегающие технологии, так как практическая часть занятия очень продолжительная, глазам и позвоночнику нужно давать отдохнуть, используя различные упражнения. Приложение 3.

5. В заключение занятия идет коллективное обсуждение творческих работ детей. Выделите ценные находки в композиции и в передачи графического изображения. У кого из ребят самая необычная работа? Что общего между всеми работами?

Рефлексия. Замечательные у нас получились рисунки, правда, ребята? Как вы думаете, достигнута ли цель нашего занятия? У кого-то уж возникло желание научить знакомых ребят, одноклассников или родителей рисунку в технике граттаж?