Урок внеклассного чтения в 5-м классе по теме: "Мы в ответе за тех, кого приручили"

Разделы: Литература


Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (Э.Сент-Экзюпери).

Цели урока:

  •  Обучающая. Познакомить учащихся с рассказом М. Осоргина «Мумка» и рассказом Е.Носова «Трудный хлеб». Создать условия для осмысления учащимися проблемы отношения к домашним питомцам; рассмотреть нравственные понятия: любовь, ответственность, забота, доброта, верность.
  • Развивающая. Создать условия для формирования коммуникативной компетенции (работа в группах, подготовка устных ответов по заданиям, выразительное чтение текста, беседа);
  • Воспитательная.  Работать над формированием гуманного отношения к домашним животным через знакомство с рассказами М.Осоргина и Е.Носова, при прослушивании песни «Пропала собака», стихотворения О. Дмитриевой «Квартал перед сносом».

Оформление урока:

Мультимедийная презентация; детская песня «Пропала собака»;изображение дома; раздаточный материал для работы в группах (вопросы, рисунки собак, кошек,  человека – для составления кадров).

Ход урока

1. Стадия вызова.

 Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Я рада  вас приветствовать. Сегодня у нас  урок внеклассного чтения.  Начать  же его я хочу стихотворением О. Дмитриевой «Квартал перед сносом»:     (Что такое квартал – знаете?)

Здесь бродят псы, доверчивы и тощи.
К прохожим льнут – не отогнать никак.
Хозяева на новую жилплощадь
С собой не взяли кошек и собак.

Продуты ветром черные бараки.
Здесь по ночам, во тьму вперяя взгляд,
Оставленные кошки и собаки
Поодиночке в комнатах сидят.

Еще живет в углу знакомый запах,
Еще надежды дух неистребим.
И вздрагивают головы на лапах –
В коротких снах приходят люди к ним.

- О чем говорится в этом стихотворении?
- Ребята, какую проблему поднимает автор в этом стихотворении? (проблема отношения хозяев к своим питомцам).
- Что вы можете сказать о поведении хозяев?
- А как ведут себя животные?

В нашей школе после прочтения этого стихотворения ребята изготовили такую картину.

(Рисунок 1: многоквартирный дом, в каждом окне изображены мордочки собак и кошек – грустные).

- Что вы видите на этой картине?  Почему она грустная?

- Какие животные?  (одинокие, грустные)
- Почему?  (Остались одни, не хватает хозяев, от этого в доме темно и холодно.)

- Ребята, вот по такому началу урока, вы можете догадаться, о чем пойдет речь дальше?

(о том, как надо  относиться к животным; о взаимоотношениях человека и его питомцев).

- Вспомните, какие произведения о животных вы  читали? (Тургенев «Муму»,  рассказы Л.Толстого «Для детей», С- Экзюпери «Маленький принц», Чехов  «Каштанка», стихотворения С.Есенина, Н.Рубцова, и др.)

Да, ребята, очень многие писатели и поэты были неравнодушны к проблеме отношения между человеком и его питомцами. Эта проблема существует и до наших дней.
Как правильно относиться к домашним животным? Что значит - гуманное отношение, и какие понятия оно в себя включает? Вот на эти вопросы мы с вами и будем искать ответы.
А помогут нам в этом рассказ Михаила Осоргина «Мумка» и рассказ Евгения Носова «Трудный хлеб».

2. Стадия осмысления содержания.

  • Беседа по рассказам:

- Что объединяет эти рассказы?    (они оба о собаках)
- А кого бы из собак вы поместили на этой картине? (никого, т.к. у них есть дом и хозяева; Мумку, потому что ему было плохо)
- Давайте подробнее поговорим о Мумке Михаила Осоргина.
- Чем можно подтвердить такое высказывание: «Мумке жилось хорошо»? В чем это выражалось? (у него была крыша над головой, своя подушка, которую мыли и чистили,  на обед  - жирные кости с мясом).
- Почему жизнь Мумки нельзя назвать счастливой?  ( его никто не любил: примеры –  как мальчик относился к собаке?  Как Савельевна отзывалась о нем?)

«Мумку ненавидели все – и домашние и посторонние; он это знал и отвечал тем же чувством всему миру»,- пишет автор.

- Почему он стал таким злым? Или он таким родился?
- Что влияет на характер щенка, собаки?  (воспитание, внимание, любовь)
- Автор говорит, что только мать любила Мумку. Вы согласны с этим?

Найдите последний диалог мальчика с матерью. Давайте зачитаем…

- Так какие чувства испытывала мать к собаке?  (жалость. Любви не было. Не видел Мумка ни ласки, ни любви)

- Автор пишет: «Он родился честным псом, - а стал домашней утварью».
Как вы понимаете это выражение? ( утварь не нуждается ни в любви, ни в ласке  -- именно так и поступали хозяева с Мумкой)

  • А теперь вспомните рассказ Е.Носова «Трудный хлеб».

- Можем ли мы назвать счастливой жизнь Чанга?

- О чем говорят такие строки: «Хозяин ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля»…,  «Спаниель благодарно чиркнул по песку обрубком хвоста, понял, что его похвалили. А может, в добром голосе хозяина почуял к себе ласку».  (ласка, доброта, взаимопонимание царят в отношениях между Чангом и его хозяином)

- Найдите последний диалог между охотником и автором. Давайте зачитаем.

- Как эти слова характеризуют хозяина слепой собаки?  (Он не сможет предать своего друга, т.к. привязан к нему. Он уважает, ценит и любит своего четвероногого друга).

Итак, ребята, чем был счастлив Чанг и чего не хватало Мумке?  (любви)

Выводы:  Авторы рассказов обращают внимание на проблему содержания домашних животных и отношения к ним. Видите, какие разные бывают отношения между хозяином и его четвероногим питомцем. 

- У кого из вас есть кошки, собаки?
- А правильно ли вы относитесь к своим друзьям?
- Какие чувства должны проявляться у хозяина по отношению к домашним животным?

Ответы  ребят, а затем СЛАЙД ( см. Приложение1)

Слайд (любовь, дружба, взаимная радость от общения,  забота, верность, доброта, ответственность, и т.д.)

- А сейчас я хочу предложить вам придумать правила  отношения человека к домашним животным, основанные на  этих чувствах.

- Ребята, неслучайно в начале урока я обратила ваше внимание на эту печальную картину.
Сейчас у нас есть возможность ее изменить, а произойдет это только тогда, когда вы предложите свои правила.

-  У вас на столе  есть чистый лист, на котором записано слово, выражающее какое-либо чувство, фигурки человека и животных.

Ваша задача:  придумать правило отношения человека к домашним животным (используя это слово), здесь же  создать картинку, т.е. проиллюстрировать данное правило. Пользоваться вы можете клеем, карандашами, фломастером.

(На работу  даётся 4 минуты. После чего группы представляют свое правило, объясняя его).

- Свою картинку вы можете поместить в любом окне этого грустного дома.

Заслушиваем группы.(Рисунок 2).

- Как изменился дом?
- Почему он стал радостным? (в нем поселились любовь, забота, доброта).

С давних времен человек приручает животных, кто-то служит ему по хозяйству,  кто-то охраняет жилище, а кто-то находится рядом для того, чтобы приносить радость. Ты приходишь домой, а тебя здесь с таким нетерпение ждет  Мурка, Васька или Барсик. И радости от встречи нет конца: они и мяукают, повизгивают, трутся об ноги – и это дорогого стоит.  Согласны?

- Но вернёмся к нашему дому….

- Всех ли брошенных и оставленных собак, кошек мы заселили в этот дом? Конечно, нет.
- Ребята, как  вы думаете, хотелось бы и другим животным жить в доме, где царят такие правила?
- А как мы могли бы узнать об этом?  Вообще, откуда мы узнаём какую-либо информацию? (из объявлений).

(на дверь «дома» вывешивается бланк объявления)

Ваша задача написать объявление от имени собаки, с целью – найти хозяина. Для этого вы должны разрекламировать себя, чтобы вас непременно захотели взять. На работу вам 4-5 минут.

Несколько ребят зачитывают свои объявления.

А теперь я хочу закончить то стихотворение, с которого начала урок.

Помните?  

И вздрагивают головы на лапах –
В коротких снах приходят люди к ним.

Настал сентябрь. В заброшенном квартале
Над блеклою травой кружится сор.
Вдруг резко тормоза заскрежетали.
И мальчик с плачем бросился во двор.

И закричал у дома: «Борька! Борька!»
Взъерошен, длинноног и длиннорук.
По лестнице бежал и плакал горько,
И снова принимался звать. И вдруг

Явился кот.
Облезлый, драный, грязный.
Сощурился на громкий зов, на свет,
Почти привыкнув к жизни несуразной,
Где дом – не дом, и человека нет.

И мальчик потащил его к машине,
Не чуя ног, не чувствуя земли.
И слезы счастья – самые большие
На шерсть кота  бесстрастного текли.

А из такси родители смотрели,
Не говоря друг другу ничего.
И их сердца внезапно подобрели,
Постигнув сердце сына своего.

Они, наверно, чувствовали смутно,
Что мир вещей, отнявший столько сил,
Мир суетных забот, сиюминутных,
Их души постепенно исказил.

Но только, если  глупый мальчик плачет,
Целуя в нос облезлого  кота,
То это все в конечном счете значит,
Что в мире есть любовь и доброта!

III. Стадия рефлексии.

- Как бы вы и ваши родители поступили в подобной  ситуации?
- При подготовке к этой встрече я сделала для вас визитки в виде сердечка. Как вы думаете, почему я выбрала такую форму?
- Я хочу, чтобы ваши сердца всегда были открыты для любви и добра, чтобы они бились и горели для добрых дел.   Чтобы  рядом с нами было больше таких счастливых котов, щенков, мальчишек и их родителей.

Итог урока:  Ребята, так как же можно сформулировать тему нашего урока?

(Называются разные версии).

- А как вам такое название: «МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ».  Эти слова принадлежат французскому писателю А. де Сент- Экзюпери. А взяла я их из сказки «Маленький принц».
- Как вы чувствовали себя на уроке?
- Что особенно понравилось? Почему?
- О чем вы поделитесь после этого урока с друзьями, родителями?

Домашнее задание:

найти стихотворение об отношении к животным (необязательно к домашним), оформить его на отдельном листе. Потом вы можете соединить эти листочки и у вас получится сборник стихов.

Слайд – шоу о собаках. Приложение 1(продолжение).