Интегрированный урок (окружающий мир + ИЗО) на тему: "Судьба природы — наша судьба"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Развивать экологическое мироощущение.
  • Развивать наблюдательность, умение видеть красоту и тонкость природы.
  • Воспитывать чувство сопереживания, быть неравнодушным к бедам природы.
  • Воспитывать чувство ответственности за своё поведение, выработать потребность в общении с природой.

Оборудование: Музыка для психологического тренинга, музыка Чайковского “Марш”, картины “Начало зимы”, “Март”, “Весна. Март”, атрибуты к сказке, Красная Книга, энциклопедия “Я познаю мир”, репродукции исчезнувших животных. Для детей: бумага, краски, фломастеры, карандаши.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Наблюдение за изменениями в природе.

1. Слушают музыку Чайковского, рассматривают репродукции с картин художников.

<Рисунок 1 >

<Рисунок 2>

< Рисунок 3>

- Какая репродукция подходит к музыкальным звукам этой мелодии? Почему?
- Какие изменения происходят в природе с наступлением весны?

2. Пословицы, поговорки о весне.

Март – с водой,
Апрель – с травой,
А май с цветами.

- Как вы понимаете смысл пословицы?

3. Составление прогноза погоды.

III. Работа над новым материалом.

Наступила весна, скоро совсем будет тепло и многие из вас отправятся на дачу, в лес, будете общаться с природой. И мы сегодня будем говорить о природе. Поэтому эпиграфом нашего урока я взяла слова М. В. Пришвина (прочитайте их).

1. Эпиграф урока.

Если будет вода, а в ней ни одной рыбки –
Я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород,
Но не летает ласточка –
Я не поверю воздуху, и лес без
Зверей с одними людьми – не лес.

М. Пришвин

- Исходя из этого эпиграфа, как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
- Как бы вы назвали тему нашего урока?

2. Название темы урока.

- Как вы понимаете смысл темы нашего урока?
- Сегодняшний наш урок будет тревожным. Мы поучимся быть наблюдательными, поговорим о ранах, которые люди наносят природе: о загрязнении воздуха и воды, о животных, исчезнувших навсегда, о нашем отношении к природе, умении видеть её беды. Речь пойдёт о том, как сохранить прекрасную природу Земли.

3. А начать наш разговор я хочу вот с этой сказки.

В некотором царстве, в некотором государстве жила – была одна мудрая матушка, звали её Землёй. Было у неё много детей. И чем больше их у неё становилось, тем сильнее она радовалась. Трудно ей было за всеми детьми уследить. И сказала тогда она одним: “Вы, будете жить всегда на одном месте, там, где родились, а двигаться будете только в глубь, ввысь, вширь”.

- Как вы думаете, кому она так сказала?

А другим сказала: “А вам, я даю крылья, лапы, плавники, чтобы вы могли бегать, прыгать, плавать, ползать”.

- Кому так говорила матушка Земля?

“А вы, будете самыми мудрыми, будете делать всё разумно и по-доброму относиться ко всем жителям природы” - говорила Земля третьим.

- К кому обращалась она с этими словами?

Но не зря звали матушку Землю мудрой. Придумала она детям работу, каждому свою и сказала: “Живите все дружной семьёй и помогайте друг другу во всём”.

- Давайте, подумаем, как дети Земли выполняют наставления матушки?
- Кто, чем помогает друг другу? (Что дают растения природе, животные).
- Как вы думаете, кто из детей Земли не соблюдает её наставления?
- Почему так думаете?

Но не все люди одинаковы. Многие понимают и слышат крик о помощи растений, животных, которым сейчас выжить очень трудно. И чтобы хоть как-то помочь им, люди создали книгу, в которую записали всех редких животных и все редкие растения. Вот эта книга.

Посмотрите на неё. Даже обложка у неё красного цвета. Почему именно красного цвета эта книга?

- А может из вас кто-нибудь знает растения или животных, записанных в эту книгу? Рассмотрите иллюстрации с изображением животных на доске.
- Кто сможет назвать этих животных?

<Рисунок 4>

<Рисунок 5>

<Рисунок 6 >

- Не случайно вы затрудняетесь назвать их, потому что с ними в природе встретиться мы не можем. Этих животных на Земле больше нет. Истории их исчезновения говорят о том, как человек иногда очень жестоко относится к своим меньшим братьям.

Этот небольшой длиннохвостый голубь более 100 лет назад был широко распространён.

И считалось, что этих птиц на Земле много.

Странствующие голуби собирались в огромные стаи. Иногда в стае насчитывалось около миллиарда птиц. Эти птицы приспособились к жизни в лиственных лесах и питались в основном семенами деревьев и трав. В одном лесу такая огромная стая могла оставаться всего только несколько месяцев. И, выведя птенцов, гигантские стаи птиц совершали перелёты в поисках корма, иногда за тысячи километров от предыдущих мест.

Люди убивали птиц всеми возможными способами. Они определяли направление движущейся стаи, вооружившись ружьями, палками и даже сетями. Не только выстрел, но и обыкновенная палка выбивала из низко летящей стаи несколько птиц. Такое уничтожение продолжалось иногда несколько часов. Мясо убитых птиц в огромном количестве засаливали в бочках и кормили свиней.

Никто в те времена не допускал и мысли, что голуби могут исчезнуть. Но через несколько лет многочисленные стаи заметно поредели, а потом и совсем исчезли. Не помогли и законы о запрете, охоты на этих птиц. Чуть более 80 лет назад в зоопарке умерла последняя странствующая голубка по имени Марта. Вот такая печальная история у этого странствующего голубя. Не менее грустная история и у этой крупной нелетающей птицы дронт. (Сообщение ребёнка).

Дронт – крупная нелетающая птица. Эти птицы жили на небольшом острове. Когда там поселились люди, они уничтожили всех дронтов.

И история морских коров не менее грустная (сообщение ребёнка).

Примерно 250 лет назад один путешественник обнаружил в море, у самого берега огромных неповоротливых животных, мирно жующих подводные растения. Этих животных называли морскими коровами. На них стали охотиться. Доверчивые звери не боялись людей, подплывали близко к лодкам. И люди безжалостно убивали их. Прошло 27 лет и морские коровы навсегда исчезли.

Если вам интересно узнать, как погибли другие животные и растения вы можете прочитать об этом в “Красной книге” и в энциклопедии “Я познаю мир” - экология.

Сегодня мы знаем много примеров того, что люди теперь уже начали думать, как сохранить животных и растения на Земле. Для этого они создают заповедники, законы, в которых запрещают охоту на животных. Но всё равно их ещё много гибнет. И даже когда человек их не убивает, они погибают сами.

- Давайте подумаем, почему это происходит?
- Вы, наверное, видели по телевидению передачу о том, как киты и дельфины выбрасываются на берег? А где дом у этих животных?

Посмотрите, человек их не убивает, не гонится за ними много дней и вдруг они не хотят жить.

<Рисунок 7>

- Как, по-вашему, в чём причина? Чем дышат дельфины и киты?

Таким же воздухом, как и мы с вами, поэтому они часто выныривают из воды. Вода в морях очень загрязнена, нередко на воде образуется мазутная плёнка, которая покрывает животное, когда оно выныривает. Плёнка застилает дыхательные пути и у китов наступает удушье. В агонии они выбрасываются на сушу.

-Как, вы, думаете, мы с вами, живущие в Новосибирской области, причастны к этой беде? Эта беда случилась в Красном море. Вода туда поступает и из реки Обь. А в Обь из всех рек нашей области.

- Видели ли вы, как летом часто возле речки моют машины?

Когда моют машины, в воду могут попасть бензин и мазут, который остаётся в воде в виде плёнки. Всё это попадает в море. Из-за этого гибнут морские животные.

4. Скоро наступит лето, и ваши семьи отправятся отдыхать на природу и очень часто можно видеть такую картину.

5. Разыгрывание сценки “Отдых на природе”.

Семья отдыхает на природе, они жгут костёр, едят, пьют напитки. Собираясь, домой, оставляют костёр и кучи мусора после себя.

- Правильно ли поступили отдыхающие? Что неправильно сделали? Как в этой ситуации поступили бы вы?

6. Обобщение.

Люди, оставляющие после себя мусор, поступают непорядочно. Они не задумываются над тем, что губят красоту природы, приносят ей вред.

Знаете ли вы?

Что бумага, брошенная вами, будет лежать более 2-х лет, консервные банки более 30 лет, полиэтиленовые пакеты и бутылки более 200лет, стекло – 1000 лет. А место под костром не зарастает 5-7 лет. Пожалуйста, не делайте новых кострищ. А для костра собирайте сушняк и валежник. Этим вы очистите участок леса от отмерших деревьев и сухих веток.

7. А сейчас попробуйте представить себе такую картину:

На Земле наступил 2206 год. На планете нет ни одного растения. Теплый ветер гонит по улице мусор, рябит воду в чёрных лужах. Огромные полчища крыс и комаров, которые шуршат в грудах мусора – это основное население Земли.

- Скажите, может ли такое случиться с нашей планетой на самом деле? Значит, нам надеяться не на что? В каком случае такого не случиться?

IV. Проект плакатов, предостерегающих людей от неправильного поведения в природе.

Работа над плакатами по группам.

Защита плакатов.

<Рисунок 8>

<Рисунок 9>

<Рисунок 10>

<Рисунок 11>

<Рисунок 12>

V. Обобщение.

Я очень рада, что вы верите, в разум людей и понимаете, что мы с вами в ответе за природу перед теми людьми, которые будут жить после нас. И мы снова возвращаемся к теме урока, ведь судьба природы – наша с вами судьба и судьба всего человечества.

Чем больше зелени окружает человека, тем чище и здоровее воздух вокруг нас, тем больше питания животным и людям. Все растения надо беречь. Помогая выжить растениям, мы помогаем выжить себе.

VI. Итог.

И в благодарность за вашу доброту, за отзывчивость на жалобы природы я хочу вам прочитать небольшое стихотворение. (Звучит фоновая музыка).

Нам жить в одной семье.
Нам петь в одном кругу.
Идти в одном строю.
Лететь в одном полёте.
Давайте сохраним:
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке,
И клюкву на болоте.