Интегрированный урок (русская литература + татарская (родная) литература) по теме "Звезда Пушкина, звезда Тукая"

Разделы: Литература


Цель: показать учащимся значение творчества А.С.Пушкина в становлении классика татарской литературы Г. Тукая как поэта. 

Оборудование:

  • Портреты А. Пушкина и Г.Тукая
  • Презентация «Звезда Пушкина, звезда Тукая»  (Приложение 1)
  • Татарская народная мелодия, татарская народная песня «Аллюки» на слова Тукая,
    • романс на слова А.С.Пушкина «Я вас любил» (муз. И. Шереметьева)
  • Мультимедийный диск «Жизнь и творчество Г. Тукая»

Эпиграф к уроку:

Пушкин илә Лермонтовтан үрнәк алам,
Әкрен-әкрен югарыга үрләп барам.

Г.Тукай

 ХОД УРОКА

(Звучит татарская народная мелодия)

Учитель родной литературы: Табигатьнен ямьле яз аенда-апрельдә татар халкынын бөек шагыйре Г.Тукай, ә елнын иң матур вакыты җәй башында июнь аенда рус халкынын даһи шагыйре     А. С. Пушкин туган. Аларнын икесенен дә гомере кыска була. Г.Тукай  бары тик 27 ел гына яши, иҗат итү чоры 8 ел, А.С. Пушкин 37 ел  яши. Әмма аларнын гомере гасырлар белән исәпләнә. Бу бөек шагыйрьләрне халык һәрвакыт хөрмәт итә, горурлык белән искә ала.

Учитель русской литературы: «Солнце русской поэзии» – А.С.Пушкин – освещал путь очень многим великим поэтам, жившим в одну эпоху с ним и после него. Путеводной звездой был он и для татарского народного поэта Г.Тукая, которому, как и Пушкину в русской поэзии, нет равного в татарской.
А.С. Пушкин и Г.Тукай – великие поэты, великие личности. В истории двух народов нет людей более возвышенных и гениальных. Каждый из них заставил волноваться общественность своего времени, умы последующих поколений.
Пушкин не может повториться вновь. Для этого надо родиться Пушкиным. И Тукай не может повториться вновь. Если говорить о писателях, которые , мало прожив, успели многое сделать, то одним из них, несомненно, является Пушкин, а другим – Тукай… и каждый из них за короткий срок успел сложить десятки тысяч стихотворных строк, которые находят отклик в сердцах тысяч почитателей истинной поэзии.
М. Горький говорил, что своим творчеством Пушкин заложил прочный фундамент всего искусства послепушкинской поры. С Пушкина начинается великий поворот… Подобный пример наблюдается и в татарской литературе. После Тукая возросли вес и значение национальной и татарской литературы в глазах других народов.

Учитель родной литературы: Биография Тукая – одна из драматичнейших биографий в истории мировой литературы. На первый взгляд, немного дорог исходил поэт. Но сколько трагического уготовила ему судьба на этих надменных дорогах!  Сиротство, нищета, унижения… Тукай – дитя своего народа. Его взрастил и вскормил сам народ. Когда читаешь его стихи, особенно лирику, то с первых же строк начинает звучать эта мелодия, ты слышишь музыку, воплотившую судьбу народа, его историю.
– Шагыйрь гомере кыска була. Азмы какканны вә сукканны кичерә ул үз гомерендә, тик үз сүзләре белән әйтсәк.”...үстерде маңлаемнан сыйпап милләтем”, шуңа Тукай халыкның күңелен аңлый. Әсәрләрендә аның милли һәм патриотик хисләренең матурлыгын шигырь теленә күчереп җырлап калдыра. Шундый әсәрләренең берсе – “Милли моңнар”шигыре.

Чтение ученицей стихотворения Г.Тукая «Национальные чувства» (тат)

Звучит татарская народная песня «Аллюки» на слова Тукая.

Учитель родной литературы: Тукай пришел в литературу, одухотворённый великими идеями гуманизма и демократизма. Сегодня мы с гордостью говорим, что Тукай учился у русских поэтов. Огромное значение для него  имела  встреча  с Пушкиным, подружившись с которым, он уже не расставался с ним всю жизнь. Тукай по праву считает себя учеником Пушкина. Он первым из поэтов Востока продолжал его реалистическую традицию. Пушкин был для Тукая не просто наставником. В его отношении к русскому поэту мы чувствуем особенную внутреннюю  теплоту и нежность, свойственную только натурам поэтическим.
– Габдула Тукай иҗатына А.С.Пушкин әсәрләре нык тәэсир иткән. Әдип рус шагыйрен үзенең остазы, маягы итеп саный. Аңа багышлап шигырьләр яза. (“Пушкинә”шигыре укыла.)

Чтение стихотворения «Пушкину» Тукая и в переводе С. Ботвинника:

Себе ты равных не имел, поэт вольнолюбивый!
Всегда душе моей близки твоей души порывы.
Деревья, камни – всё вокруг, тебя услышав, пляшет.
Коснется слуха звонкий стих – на сердце радость ляжет.
Я с ярким солнцем бы сравнил твои стихотворенья.
Бог столько сил в тебя вложил, исполнил вдохновенья!
Моя душа не знает тьмы: ты жизнь в неё вселяешь,
Как солнце – мир, так душу ты стихами озаряешь!
Я наизусть твердить готов твои произведенья,
Вкушать плоды твоих садов, влюбляться в их цветенье.
От дерева до деревца я теми брёл садами.
И восхищался без конца твоими соловьями.
Душе – ты радость, взору – свет, так будь в веках прославлен,
Пусть будет памятник, поэт, тебе в сердцах поставлен!
Идти повсюду за тобой – мой долг, моё стремленье,
А то, что веры ты другой, имеет ли значенье?
Моя душа близка твоей, но так различны силы!
О. если бы такой талант судьба мне подарила!

Учитель русской литературы: Пушкина и Тукая роднит разнообразие поэтических мотивов, интерес ко всем явлениям жизни. Это любовь к родине, родным просторам, свободолюбивые настроения, революционные порывы, тонкое и глубокое понимание природы, восторженное отношение к женщине.

Чтение стихотворения «Талисман» А.С.Пушкина:

В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя всё, меняя нас,
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.
Прими же, дальняя подруга,
Прощанье сердца моего,
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Пред заточением его.

Звучит романс на слова А.С. Пушкина «Я вас любил» (муз. И. Шереметьева)

Учитель русской литературы: Многие стихи двух великих поэтов глубоко драматичны, они сильны внутренними личными переживаниями, чувством  невозвратимой утраты.
Природа была одной из самых излюбленных тем в творчестве поэтов. Для Пушкина и Тукая красота родного края всегда возвышена и прекрасна, исполнена внутренней радости и света. Настроение её изменчиво и непостижимо.
От простых и ясных картин поэты переводят разговор на сложные вопросы бытия. В знаменитом стихотворении Пушкина «Зимняя дорога» мы слышим глубокие раздумья над своей судьбой.

Чтение стихотворения «Зимняя дорога»:

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.

– Что описывает поэт в этом стихотворении? (Зимнюю дорогу)
– Какое настроение вызывает у поэта зимняя дорога и какие слова помогают его передать? (Настроение лирической грусти, печали)

Эпитеты: волнистые туманы; печальные поляны; по дороге зимней, скучной – «зимняя» создает образ томительно долгой дороги;
колокольчик однозвучный
Постоянные эпитеты придают тексту народно-поэтический тон – тройка борзая, разгулье удалое (о песнях ямщика)

Словарная работа:

Борзая – быстрая, резвая тройка
Тройка –  три  лошади, запряженные рядом в один экипаж
Разгулье – буйное, безудержно-веселое времяпровождение
Удалое – исполненный удали, отваги, проникнутый ими.
Удаль –  безудержная, лихая смелость, соединенная с бойкостью, ухарством )  

Эпитеты относятся к глаголу: льёт печально, утомительно гремит.
Эпитеты стоят после определяемого слова: по дороге зимней, скучной ; колокольчик однозвучный; что-то слышится родное; то разгулье удалое
Повторение эпитетов печальные и печально в 3-й и 4-й строках усиливает их значимость: они называют чувство, преобладающее в стихотворении.
– Найдем метафоры, которые формируют художественный образ:

Пробирается луна (как человек);
Льёт … свет (= льёт воду) 

Олицетворение (разновидность метафоры): печальные поляны
– Создать образ в стихотворении помогает звукопись, т.е. повторение одних и тех же звуков или сочетаний звуков.
Подумайте, в чем своеобразие звукописи данного стихотворения.
С помощью каких звуков создаются образы?

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.

Первая строфа – звук «л» – что-то холодное, светлое (луна)
Вторая строфа – «р» и «л» – стук лошадиных копыт и мертвая неподвижность окрестностей.
Третья строфа – к «л» и «р» добавляются шипящие, то ли однообразная песня, то ли шум ветра…

Учитель родной литературы: Тукайның әдәби мирасында Пушкиннан тәрҗемәләр , яки аның иҗатыннан файдаланып язылган күп кенә шигырьләр бар. Ул тестның төгәллеген һәрвакытта да сакламый. Еш кына әсәрләренең бары тик нигезен, идеясын гына ала да оригиналдан бик нык аерылып торган өр-яңа әсәр иҗат итә. Шуңа күрә Тукайны үз заманында Пушкин. Лермонтовларны боза гына, дип язалар. Сез нинди фикердә торасыз?

Г Тукайның“Буран” шигырен тыңлап карагыз һәм әйтегез:  

Нәрсә берләштерә бу ике әсәрне?              
Буран
Тик кенә торганда капланды томанга бар һава;
Кар оча, кар себрелә, кар котрына һәм кар ява.
Кар бәрә йөзгә рәхимсез, күз ачып булмый карап;
Һәр кара нәрсә — бүре һәм һәр маяк булды карак.
Карны җиңгән күк, төшә җиргә тонык ай яктысы;
Ай да куркынган шикелле: бер сары, бер ак төсе.
Көн буе яткан иде, үлгән җылан күк, юл тыныч;
Чыкты соң кайдан адаштыргач буран — бу куркыныч?.
Әллә ычкынганмы баудан Каф тау арты җеннәре?
Йә тишелгәнме ходайның бихисап зур мендәре?
Кар булып җирдә очамы ушбу мендәр җоннары?
Иөгрешеп җан аулый мәллә Каф тау арты җеннәре?
Сукранам мин, кар арасыннан карый да ай көлә,
Мин фәкыйрь михнәттә — гүя чарлагыннан бай көлә!

                                                                                     Габдулла Тукай


Любя русскую литературу, глубоко почитая А.С.Пушкина, Г. Тукай оставался истинным патриотом. Но своей родиной он считал не только Татарстан, но и всю Россию. Во многих стихотворениях он писал о своей искренней любви к ней.
Чтение стихотворения  «Туган авыл».

Учитель родной литературы: Тукай, как и Пушкин, тонкий лирик. Он высоко ценил народное творчество. «Народ велик, он могуч, он страстен, он музыкален, он писатель, он поэт», – говорил  Тукай. Он полной пригоршней черпает вдохновение из родных песен и языка, где богатство народной души отразилось наиболее ярко. Поэтому поэт в адрес своего родного языка произносит благодарные слова:

Чтение стихотворения Тукая «Родной язык»  (аудио) можно и пение учащихся.

– Тукай Пушкин шикелле лирик шагыйрь. Аның “Халык зур ул, көчле ул, дәртле ул, шагыйрь ул”-дигән сүзләре һәркемгә таныш. Ул туган телдән илһам алган, аңа гимн булып яңгырый торган юллар багышлаган.
– Ул нинди шигырь?
– «Туган тел» җыры бергәләп җырлана.
Бу җыр сезне дә илһамландырсын иде! Тукай рухы сезгә дә көч, дәрт бирсен иде! Сезнең арада белгәнегезчә каләм тибрәтүчеләр бар. Сүз Акңигитова Альбинага бирелә. (Укучы үзе язган юлларны укый)  

Учитель русской литературы: Тукай высоко ценил долг поэта, который состоит в том, чтобы идти по избранной дороге, не прельщаясь никакими соблазнами, не сворачивая с неё. И для него до конца творчества самой яркой путеводной звездой остаётся имя А.С.Пушкина.
Пушкин и Тукай! Две ярко сверкающие звезды! Великие личности. Каждый из них заставил волноваться общественность своего времени, умы последующих поколений, заставил волноваться и каждого из нас. Эти имена в жизнь каждого входят очень рано. Первые книжки для нас в домашней библиотеке – это сказки Пушкина и Тукая, которые сопровождают нас всю жизнь. А изучая их поэзию и прозу, мы неизменно чувствуем, какой огромный художественный мир создали они. И каждый из нас находит в них что-то своё, особенно близкое и дорогое…

Пушкин – море,
Море – Лермонтов.
В небе вечности сверкай
Негасимое созвездие:
Пушкин, Лермонтов, Тукай.
Шигъре Лермонтов вә Пушкин –
олуг саф диңгез ул,
Хәзрәти Пушкин вә Лермонтов, Тукай –