Урок по окружающему миру в 1-м классе по теме "Зимующие птицы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значение для природы. Совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию . Уточнить знания учащихся о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц.
  2. Развивать взаимосвязь человека с природой. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.
  3. Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.

Оборудование:

  1. Картинки или фото с изображениями птиц.
  2. Демонстрационный магнитный плакат с карточками “ Птицы зимой” (“Спектра”)
  3. Звукозаписи с голосами птиц.
  4. DVD проигрыватель.
  5. Коробка для кормушки.
  6. Ножницы , клей , нитка или тесьма.

Этапы урока:

I. Организационный момент.

– Ребята, проверьте свои рабочие места. На парте у вас должен быть учебник, пенал, коробочка, ножницы, клей, тесьма .

II. Объяснение нового материала.

– Сегодня мы отправимся в путешествие по зимнему лесу. Поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму.
– Как называются эти птицы ? (Зимующие)
– Для чего нужны птицы в природе ? (Создают красоту в природе, являются санитарами леса, способствуют размножению растений).

Сказочно красив лес в зимний день, особенно, когда вдруг блестнет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные “цветы”. Это птицы зимнего леса. Вы наверняка многих знаете, а для этого вы должны отгадать загадки, чтобы увидеть какие прицы спрятались в лесу. (По мере отгадывания, на доске появляются иллюстрации птиц и учитель дополняет знания учащихся про каждую птицу.)

Физкультминутка.

Ванька-встанька,
Приседай-ка.
Непослушный ты какой!
Нам не справиться с тобой.

Загадки.

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.
(Воробей)

Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь )

Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она ?
(Ворона )

Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока )

Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
(Дятел )

Воробьи спокойно переносят холода, когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ножке стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.
Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вверх головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогает их длинные и острые коготки.
В наших лесах чаще всего встречается большой пестрый дятел. Он – украшение нашего леса. Дятел – труженик. Расклюет дятел в своей “кузнице” шишку и летит за новой.
Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самоучек наряд более скромный. Они держаться обычно стайками (7–10 птичек ). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду. С приходом теплоты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.
Сорока ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяется на зиму ближе к жилью людей.
Клестов называют “северными попугайчиками”. Такое прозвище они получили за то, что, подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя часть изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими коготками, достают из нее семена. Клесты единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при 28 градусах мороза.
– Ребята, о каких еще зимующих птиц, вы знаете? (Называют птиц, учитель показывает иллюстрации )

Физкультминутка.

Я мороза не боюсь
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку,тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать,бегать,и играть.

– Ребята, когда в лесу столько много птиц, то можно услышать их пение. (звучит музыка с голосами птиц, учитель называет какая птица поет)
– Когда птицы так звонко поют?
– А когда мы не слышим их пение?
– Как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему?
– Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и снегу затрудняют птицам добывания корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
– Ой, ребята, к нам в гости кто-то пришел, да еще и известие принес. (Экзотическая птица приносит телеграмму от свих друзей – зимующих птиц, чтобы ребята помогли ей дать ответ.)

“Телеграмма”

“ Встречайте нас мы к вам летим
Удостовериться хотим,
Что все для нас готово:
И корм и ласковое слово.
Никто надеемся сейчас,
Пернатых не обидет нас.
Боимся голода и кошек –
Не пожалейте хлебных крошек.
Не трудно пир для нас устроить,
Кормушку надо нам построить.
Немного сало для синиц,
И семечек для разных птиц.
Труда не будет вам составить,
Зато, как звонко будем славить
Сердечек ваших доброту,
Проснувшись рано по утру!
Мы звонко песню, Вам споем
И счастлив будет каждый дом!
Друзья, не обижайте нас,
Ведь мы весну несем для Вас!”

– Как же нам помочь птицам? (Надо сделать кормушки)
– Для чего нужны кормушки?
– Как долго мы должны помогать птицам?
– Чем питаются птицы?

Для различных птиц нужны разные корма, а некоторые надо заранее заготовить.
Клесты – шишки. Дятел – шишки, личинки в коре деревьев. Синицы – семечки, овес, сырое несоленое сало, сырое мясо. Воробьи – овес, тыква, пшено, просо. Снегири, свиристели– ягоды рябины и калины (после заморозков). Вороны, галки, сороки – кусочки сырого мяса. Семена крапивы, репейника, конского щавеля, лебеды – собирают в августе – сентябре. Хранят в виде венчиков. Зимой венчики вешают возле кормушек.

– Вы запомнили какой корм едят птицы ?

III. Подведение итогов урока.

– Мы узнали, чем питаются птицы зимой. А теперь мы с вами поможем нашим пернатым птицам. Сделаем кормушки для птиц и откроем “Птичью столовую”. (Учитель объясняет и показывает, как быстро и легко можно сделать кормушку.)

“ Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробьи, снегирь – сосед
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний –
Путешественник – скворец…
Вот и песенки конец.”
(З.Александрова )

– Какие птицы называются зимующими? Почему?
– Назовите этих птиц.
– Как надо помогать птицам ?
– Чем питаются птицы?