Обобщающий урок по теме "Магнитное поле. Электромагнитная индукция"

Разделы: Физика


Цели урока:

  1. Проверка и закрепление знаний учащихся по данной теме.
  2. Развитие навыков систематизации знаний.
  3. Воспитание чувства ответственности за свою учёбу.

Оборудование:

  1. Керамические магниты.
  2. Прибор Ленца.
  3. Гальванометр, катушка, дугообразный магнит.
  4. Генератор переменного тока.
  5. Конструктор “Геомаг”.
  6. Дидактические материалы “А.Е. Марон 11 класс”.
  7. Диск “Уроки Кирилла и Мефодия” 10 класс уроки № 28-31.

Ход урока

I. Приветствие, ознакомление с планом урока.

1. Здравствуйте ребята, сегодня у нас пройдёт обобщающий урок по теме “Магнитное поле. Электромагнитная индукция”. На уроке присутствуют гости, это учителя физики нашего района. У них тоже есть такие же прекрасные ученики как вы, они будут волноваться и переживать за вас, поэтому давайте будем отвечать спокойно и уверенно.

2. Ребята, в конце сегодняшнего урока вы все получите оценки. Эта оценка будет выводиться из среднего арифметического из трёх оценок, которые вы должны получить в течении урока. Первую оценку вы получите за рассказ правила или объяснение формулы. Вторую оценку вы заработаете за решение задачи у доски или объяснение опытов, которые буду демонстрировать я и которые вы увидите на экране. Третью оценку вы получите за тесты, в которых будет по три задания.

3. Ребята, прежде чем начать работу, давайте вспомним что мы на сегодняшний день знаем о самых обыкновенных магнитах?

Ответ: Магнит в переводе означает “любящий камень”, издавна магнитом лечили людей, магнитам предписывали душу, у магнита есть два полюса.

II. Проверка знаний.

1. Рассказ правил и объяснение формул. (Они заранее записаны на доске)

2.

Правила: буравчика, левой руки, Ленца

Определение: явления электромагнитной индукции, самоиндукции

Формулы:

Fa=B|I| L sin a
Fл=|q|vB sin a
Ф=BS cos a
E=vBL sin a
Eis=-L I/t
Wm=LI * I/2

3. На доске чертежи к задачам – учащиеся выходят по одному и находят неизвестную величину.

4. Учитель показывает опыты, ребята объясняют (на предыдущих уроках они эти опыты уже видели)

а) с керамическими магнитами – взаимодействие магнитов;
б) прибор Ленца – явление электромагнитной индукции;
в) гальванометр, катушка, магнит – появление переменного электрического тока;
г) генератор – загорание лампочки.

5. На экране демонстрируется кадры, учащиеся объясняют о чем они говорят

6. Вопрос: что общего между самоиндукцией и инерцией?
7. Какое наше изученное правило напоминает следующая картинка? Смотрите приложение 1
8. Работа с тестами из дидактического материала.

Ответы:

1 2 3
В - 1 В А А
В - 2 В Б Б

Через 5 минут показываю правильные ответы, шкалу оценивания.

III. Подведение итогов.

  1. Выставляем себе оценки, выводим среднее арифметическое.
  2. Сдаём листочки с оценками.

IV. Обобщение урока, благодарность учащимся за хорошую работу.

V. Реклама –конструктор “Геомаг” (Все фигурки собраны из маленьких магнитов).

VI. Задание на дом:

Приготовить сообщение о применении всех сил и явлении, которые мы сегодня повторили в современной технике.