Урок обучения грамоте "Строчная гласная буква е. Упражнение в чтении и письме"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с новой буквой и звуками.
  • Сформировать четкое представление о том, что буква "Е" в начале слова обозначает два звука (И) и (Э), после согласных обозначает мягкость согласного и имеет звук "Э".
  • Формировать навык орфоэпически правильного, слогового, сознательного, выразительного чтения слогов, предложений с изученными буквами.
  • Продолжить работу над пониманием прочитанного текста.
  • Прививать любовь к природе, умения её беречь и охранять.

Оборудование и материалы:

  1. Презентационное сопровождение, выполненное с помощью MS Power Point;
  2. Мультимедиа оборудование (компьютер, мультимедийный проектор, экран)
  3. Учебник “Букварь”. Составители: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.
  4. Индивидуальные кассы букв.
  5. Классная лента букв.
  6. Книжка “По щучьему велению”.

План-конспект урока.

Этап урока Слайд
1. Орг. момент Слайд 2.
2. Повторение пройденного. Лента букв, слайд 3,4,5.
3. Сообщение темы урока. Слайд 6.
4. Работа над новым материалом. Слайд 7.

Буквы-человечки, схемы.

5. Чтение слогов и слов. Картинки на доске, букварь
6. Работа с пословицей. Слайд 8, 9.
7. Знакомство с книгой “По щучьему веленью”. Слайд 10.
8. Итог урока. Слайд 11.

Использованная литература и интернет – источники:

  • Уроки обучения грамоте по учебнику “Букварь” и прописям “Мои волшебные пальчики” Изд. Баласс, Москва, 2009
  • http://www.lenagold.ru/
  • http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com
  • http://viki.rdf.ru/
  • http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res&show=0
  • http://school-collection.edu.ru/
  • http://zavuch.info/

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок,
Начинаем мы урок!

2. Повторение пройденного. (Лента букв)

- На какие группы делятся буквы русского алфавита?
- Назовите гласные.
- Назовите согласные.
- Посмотрите на ленту букв.

- Какие согласные живут на первом этаже, какие на втором?
-Назовите парные согласные.
-Большинство согласных букв в русском языке обозначают два звука (твёрдый и мягкий), но есть такие согласные, которые обозначают только один звук. Давайте их вспомним.
- Назовите букву, обозначающую глухой твёрдый звук.

3. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы узнаем особую гласную букву, хитрую. Это буква "е".

4. Работа над новым материалом.

- Отгадайте загадку:

Зимой и летом
Одним цветом.

(Ель)

Затем проводится слого-звуковой анализ слова ели:

- Произнесите слово ели по слогам. Сколько слышите слогов? (Два). Скажите только первый слог. Произнесите его протяжно, чтобы услышать, сколько звуков в первом слоге.

(Одновременно учитель вычерчивает цветными мелками или открывает заготовленную заранее “схему – человечка” слова ели на доске).

- Смотрите на башмачки весёлого человечка: они вам помогут правильно ответить на вопрос, сколько звуков в первом слоге. (Выясняется, что первый слог состоит из двух звуков, образовавших слияние: [й’э]. . Учитель сообщает, что такой слог принято обозначать не двумя буквами, а одной, и показывает буквы Е, е).

- Почему же букву е можно назвать хитрой? (Слышатся два звука, а пишется не две буквы, а одна).

Знакомство с печатной буквой "е".

На что похожа буква е?
На дворе – такая жалость!-
Наша лесенка сломалась,
Наша лесенка сломалась,
Буква е зато осталась!

Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.

Работа по букварю. С. 102

“Одень человечка” (Дети закрашивают “человечка”, объясняя каким цветом надо закрасить)

- Буква е гласная, закрасим …

Эта буква может обозначать два звука:

[й] – согласный, мягкий, звонкий;
[э] – гласный.

Работа по букварю. С. 102

Чтение слогов с буквой "е".

- Какие слоги являются одновременно словами? (ел, ем)

Звуко-буквенный анализ слова ел.

В слове ел 1 слог, т.к. один гласный звук.

Буква е обозначает два звука [й, э].

Звук [й] – согласный, мягкий, звонкий;
Звук [э] – гласный, ударный;
Звук [л] – согласный, звонкий, твёрдый.

В слове ел – 2 буквы и 3 звука.

Отгадайте следующую загадку:

В шубе летом,
А зимой раздетый.

(Лес)

Давайте разберём слово лес:

- Чтобы легче было определить, какие это звуки, – говорит учитель, – надо произнести слово и смотреть на схему. (На доске цветными мелками вычерчена схема слова лес: .) Выясняется, что в слове лес три звука, в начале слова слышится слияние двух звуков [л’э] и в конце слова – звук [с]. Учитель объясняет, что гласный звук [э] после мягких согласных обозначается буквой е).

Работа по букварю. С. 102.

- Прочитайте следующие слоги. (3-4 строчка).
- На что обратили внимание? (В этих словах буква е обозначает мягкость согласного).
- Почему же букву е называют особой, хитрой? (Она может обозначать один или два звука).

Вывод: Буква е может обозначать два звука, если она стоит первой на письме или идёт за гласным. Буква е обозначает один звук, если следует за согласным.

Чтение слогов с буквой и.

- Чем похожи буквы е и и? (Обозначают мягкость предшествующего согласного).
- Ребята, скоро Новый год. И мы с вами очутились в новогоднем сказочном лесу.
- Наш лес волшебный, новогодний. В нашем волшебном лесу каждое дерево спрятало свой секрет. (На доске новогодняя ель, украшенная игрушками. С обратной стороны игрушек написаны слоги).

5. Чтение слогов и слов.

ед ле лев песни
ем ме лес ветви
ес пе пел сетка
ев де мел ветер
ер ве свет герои

- Скоро в ваших домах появятся такие же красавицы ёлочки.
- Скажите, а можно ли рубить ёлочки в лесу?

(Беседа о поведении в лесу, о том, как мы можем беречь лес).

- У каждого растения, как и у человека, есть душа. Об этом нам расскажет текст Г. Сапгира “Душа природы”. С.103.

Чтение текста.

- Какова главная мысль текста? (В каждом цветке автор увидел свою особенную красоту, свою душу).
- О каждом растении автор рассказал как о человеке. Он их одушевил, наделил своим характером, сравнил их. Согласны ли вы с автором?
- Видно ли в тексте отношение автора к природе?
- Мы с вами тоже должны любить природу, беречь и охранять её.

В нашем волшебном лесу пошел волшебный снежок. Давайте из его снежинок составим слова.

СА РЕ КА Е ЛИ

- А что хорошо делать, когда прошёл липкий снег?

(Лепить снеговиков).

6. Составление пословицы.

- Вот и у нас есть необычные озорники-снеговики. Из комков снеговика нужно составить пословицу. Раскроем секрет.

- Прочитайте предложение. Что это за предложение? (пословица)
- Как вы ее понимаете?
- Собирая снеговиков, мы не заметили, как оказались в самой глубине леса. Вот перед нами избушка.
- Посмотрите, кто нас встречает? (Дед Мороз)
- Он приготовил нам задания. (Напечатать слова тетради, разделить на слоги, поставить ударение.

СЛОВА с буквой е.

(Слова можно взять из букваря с.102).

- Отгадайте сказочного героя:

Вымолвил словечко,
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что не знаю,
Повезло лентяю.

(Емеля)

7. Знакомство с книгой “По щучьему веленью”.

- А кто знает, о чём эта сказка? (рассказ детей)
- Как звали главного героя сказки? (Емеля)
- Какой первый звук вы слышите, второй?...
- С какой буквы будем писать это слово? Почему?
- Что можете сказать о главном герое сказки. Какой он был? (ленивый)
- А за что он получил волшебный дар от щуки? (за доброту)

Чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми.

8. Итог урока.

- О какой Букве мы сегодня говорили?
- Почему эту букву называют хитрой?
- Спасибо за урок. МОЛОДЦЫ!