Окружающий мир. Урок-путешествие на тему "Земля – наш дом родной". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Развивать экологическую культуру, память, речь.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому, прививать любовь к
  • родному краю, любовь к природе.

Оборудование: экологические знаки, иллюстрации на тему: “Золотая осень”, грамзапись “Моя Россия”, иллюстрации полевых цветов.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Закрепление изученного материала:

Ученик 1.

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном –
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных.

Ученик 2.

Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивлённо.

1) Цели и задачи урока;

Ребята, наша планета Земля одна из 9 планет Солнечной системы. Миллиарды лет светится маленькой точкой в космическом пространстве.

Сегодня на уроке мы будем говорить не только о красивой природе на нашей планете, но и о бережном отношении к Земле – дому. Наша планета добра к нам, и мы должны отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь.

И сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие, которое так и называется:

“Земля – наш дом родной”.

А первая наша станция называется “Наша голубая планета”.

2) Станция “ Наша голубая планета”.

 

<Рисунок №1>

Выступления учащихся:

1.

Наша планета Земля очень щедра и богата,
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята.

2.

И, конечно, тревожно, что порой мы безбожно
Не храним, что имеем, не щадим, не жалеем.

3.

Ни за что не в ответе, будто самую малость
Нам на этой планете жить и править осталось.

4.

Мы не гости на планете, и Земля – наш дом,
Будет в нём светло и чисто, если мы спасём:
1. и прозрачные озёра,
2. и кедровый бор,
3. и цветочных полей узоры,
4. и речной простор.

1.

Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.

2.

Развеем над нею и тучи, и дым.
В обиду её никому не дадим.

3.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей!

4.

Украсим всю Землю цветами, садами…
Все: Такая планета нужна нам с вами!

3) Песня “ Моя Россия”.

1.

Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На проталинках солнечные блики,
На камнях играющего краба.

2.

Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба парящего над полем.
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите.

Все: Берегите землю! Берегите!

4) Станция “ Братья наши меньшие”.

Учитель. Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о помощи. Мы должны сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.

Ребята, следующая наша станция называется

“Братья наши меньшие”. Ну, чтобы попасть на следующую станцию нужно ответить на следующие вопросы.

Викторина.

1. Дерево – символ нашей России.
2. Перед какой погодой птицы перестают петь?
3. Почему снегиря так назвали?
4. С прилётом каких птиц, считаем мы, начинается весна?
5. Кто меняет шубу два раза в год?
6. Какой хищный зверь любит малину?
7. Какую пользу приносят черви?
8.Для чего птице хвост?
9. У какой птицы самая большая семья?
10. Какая наука занимается охраной окружающей среды?
11. Что такое экология?
12. Богатырь стоит богат, угощает всех подряд:
Ваню – земляникой, Аню – костяникой,
Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой, а кого-то хворостинкой.

Учитель. Ой, ребята, а куда мы с вами попали?

Ученик.

Бом – бом- бом!
Начинается погром,
Выезжаем на природу,
Сколько здесь в лесу народу!
Здесь костёр и там костёр,
Банки, склянки, всякий сор…
А вот и сама Хозяйка леса.

(Появляется Лягушонок. Он плачет).

Хозяйка леса. Что случилось, Лягушонок?
Лягушонок. (вздыхает) Здесь недавно были (начинает плакать) они…, они…обижали…
Хозяйка леса. Ребята, лягушонок так расстроился, что не может говорить. Да вы, наверное, и сами догадались. Очевидно, здесь были те, кто не бережёт природу.
Хозяйка леса. Но, дорогой лягушонок, я уверена, что эти ребята знают, как вести себя в лесу, в поле, на речке…

5) Знакомство с экологическими знаками.

Учитель. Ребята, представьте себе, что вы оказались в лесу или на берегу озера. Какие экологические знаки вы поставите, чтобы природе было хорошо.

Дети рассказывают об экологических знаках:

1. Берегите природу!
2. Не сорить!
3. Не разводи костёр в лесу!
4. Осторожно: муравейник!
5. Дикие животные!

<Рисунок №2>

Хозяйка леса. Вот видишь: эти ребята настоящие друзья природы. И я думаю, что они знают, какую пользу приносят людям обитатели леса.

6) Рассказы детей о пользе обитателей леса.

Ученик 1. Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1кг зерна, то, значит, одна сова спасёт в год тонну хлеба.

Ученик 2. У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть 100 гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.

Ученик 3. Летучие мыши очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160 – 170 комаров.
Ученик 4.
Ласточка за лето ловит от полумиллиона до миллиона всяких комаров, мошек, тлей.
Ученик 5.
Жабы уничтожают не только вредных насекомых, но и слизней, а это опаснейшие враги полей и огородов.
Ученик 6.
За летний период корольки прилетают с кормом до 400 раз. Если сложить в одну линию насекомых, которых съедает стриж за лето, то она растянется на километр.

(Дети рассказывают, лягушонок внимательно слушает и заметно оживляется)

Лягушонок. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – маленькая рана, нанесённая природе. А ведь природе сейчас очень трудно залечить даже самые маленькие раны.

Учитель. Ребята, вы должны быть настоящими друзьями природы. Часто, особенно в последнее время, мы слышим слова: “ Земля – наш общий дом”, “ Берегите братьев наших меньших”. Как приятно, когда дети знают и берегут природу: деревья, цветы, птиц, муравьёв.

7) Физкультминутка. Игра на внимание.

Ребята, встаньте, пожалуйста. Если я называю съедобные грибы, то вы садитесь.

Если гриб несъедобный, то вы стоите.

- Белый гриб.
- Мухомор.
- Подберёзовик.
- Опята.
- Бледная поганка.
- Подосиновик.
- Лисички.

8) Станция “ Цветочная поляна”.

Хозяйка леса. А вот самое красивое место в моих владениях – цветочная поляна.

А вы их , ребята , знаете? (Цветы оживают).

<Рисунок №3>

Ромашка.

Белая корзинка – золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.

Колокольчик.

Эй, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.

Ландыш.

Белеют горошки
На зелёной ножке.

Василёк.

Колоситься в поле рожь.
Там во ржи цветок найдёшь,
Хоть не красный он, а синий,
Всё ж на звёздочку похож.

Гвоздика.

Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Полюбуйся дикими
Алыми…(гвоздиками)

Одуванчик.

Я шарик пушистый
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок, остался стебелёк.

Учитель. Ребята, находясь в гостях у природы, необходимо быть добрым и вежливым гостем. А как нужно поступать с красиво цветущими растениями.

Ученик 1.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы –

Ученик 2.

Опустеют все поляны,
И не будет красоты.

Все:

Не топчите цветы полевые,
Хороши они только живые.

Ученик 3.

Охраняются Красною книгой
Много редких животных и птиц.
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.

Ученик 4.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются звери, охраняются птицы,
Охраняются даже цветы.

III. Повторение изученного материала:

1) Работа по учебнику Е.Г. Зверевой-Андреевской “ Окружающий мир”.

Стр.8.

- Почему осень называют золотой?
- Какие изменения происходят в природе с приходом осени?
- Какие птицы готовятся к отлёту?

2) Рассказ “ Золотая осень” по составленному рисунку.

3) Выступления учащихся “Природа родного края”.

4) Беседа “ Наука экология”.

- Что изучает экология?
- С кем ведёт борьбу экология?
- А нас мы можем назвать маленькими экологами?
- Почему?

IV. Итог урока.

1) Правила поведения в природе.

Учитель. Ребята, кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвёт цветок, не причинит вред животному.

Ребята, какие правила поведения в природе вы запомнили?

Ученик 1.

Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,

Ученик 2.

Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.

Ученик 3.

Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай,
Что цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять…

Ученик 1.

Когда в лес ты придёшь,
Муравейник не тревожь,
Ворошить его нельзя.
Муравьи твои друзья.

Ученик 2.

Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают!
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.

Ученик 3.

Уходя с полянки,
Убери все банки.
И оставь, как было –
Чисто и красиво.

Все:

Природа – это дом, в котором мы живём,
И в нём шумят леса и плещут реки.

<Рисунок №4>

Учитель. Растите, дети, большими и добрыми. Любите и берегите Землю, на которой вы живёте. И она вернёт вам заботу о себе хорошим здоровьем, щедрым урожаем, весёлым пением птиц.

Ученик 5.

Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.

Ученик 6.

Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,

Все:

И была планета голубою!
Мир, в котором ты живёшь!

Ученик 9.

Нас много, ребята,
Везде, где живём,
Деревья посадим,
Сады разведём.

Ученик 7.

Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела.
И под ёлкой жил смешной колючий ёж.

Ученик 8.

Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил весёлый тёплый дождь.

Ученик10.

Чтобы мирно мчались годы,
Расцветал за веком век,
Другом быть для всей природы
Должен каждый человек.

Песн я “Дорога добра”.

2) Награждение грамотами.

Учитель. Ребята, мы провели конкурс рисунков на тему: “Земля – наш дом родной”. Хочу наградить грамотами наших победителей…

Домашнее задание.

Составить рассказ об одном из животных родного края.