Информационные технологии в начальном образовании

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека; учить беречь органы чувств.

Задачи:

Образовательная:

  • расширить представления детей об организме человека;
  • познакомить детей с органами чувств (глаза, уши);
  • учить детей правилам гигиены.

Развивающая:

  • развивать внимание, мышление, речь.

Воспитательная:

  • воспитывать дисциплинированность, организованность;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, посредством соблюдения правил гигиены;
  • воспитывать уважительное отношение к слабослышащим и слабовидящим людям.

Здоровьесберегающая:

  • соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
  • смена видов деятельности детей на уроке;
  • соблюдение офтальмологического режима с помощью проведения физминутки.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация Power Point к данному уроку, диск виртуальная школа Кирилла и Мефодия “Человек и его здоровье”.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Проверка готовности к началу урока.

2. Актуализация знаний учащихся.

- Чтобы сформулировать тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю вам разгадать кроссворд. Итак, 1-ый вопрос: (читает ученик) и т.д.

- Ребята, а теперь обратите внимание на слово, которое записано по горизонтали и назовите тему нашего урока: “Органы чувств” (или “Органы” какие это органы? “Органы чувств”).

3. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с органами чувств и их значением. Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. А какие чувства мы можем испытывать с помощью этих органов? (холод – тепло, чувство прекрасного, сладкое и соленое, ощущение приятного запаха из кухни, когда мама печет пирог).

4. Работа по теме урока.

- Сейчас я загадаю вам загадку, ответив на нее, вы узнаете, с какого органа чувств мы начнем разговор:

Брат с братом
Через дорогу живут,
А один другого не видит (глаза).

- Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы нашего организма. Через них мы больше всего узнаем о том, что происходит вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке. В древности ученые предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через глаза.

- Закройте глаза. Подумайте, чего бы мы лишились, если бы у нас не было такого органа чувств, как глаз?
- Что же такое зрение?

- Ребята, в жизни вам наверняка встречались люди, лишенные возможности видеть окружающий мир. Как мы должны относиться к таким людям? (с уважением, тактично, не заострять на них внимания, при возможности оказать помощь).

Доклад ученика о строении глаза. Во время выступления, на экране появляются иллюстрации.

- Итак, внимательно слушайте и смотрите на экран.
- Ребята, но вы должны помнить, что для сохранения хорошего зрения нужно придерживаться определенных правил:

  1. Читай и пиши только при хорошем освещении;
  2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.
  3. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.
  4. Не читай лежа.
  5. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.
  6. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.
  7. Не стесняйся носить очки!

А еще, через каждые 20-30 минут полезно давать глазам отдохнуть. Это мы с вами сейчас и сделаем.

5. Физминутка.

Сядьте ровно. Выпрямите спины. Вслушайтесь в мелодию, которая звучит. Посмотрите на прекрасную фотографию зимнего леса. А теперь, не поворачивая головы, только глазами следите за движениями моей ручки. Закройте глазки. Дайте им возможность отдохнуть. Распрямите плечи. Глубоко вдохните и медленно выдохните.

Мы с вами отдохнули и готовы продолжить урок.

6. Работа по теме урока (продолжение).

- Следующий орган чувств, с которым мы познакомимся – это ухо.
- В русском языке существуют десятки крылатых выражений, в которых упоминается этот орган чувств.

Например:

  • Трещит за ушами (человек ест быстро и с аппетитом);
  • Лапшу на уши вешать (врать, рассказывать небылицы. Обычно это крылатое выражение используют в тех случаях, когда вранье не злостное, а от избытка фантазии, желания посмеяться);
  • Навострить уши (насторожиться, о животных);
  • Превращаться в слух (очень внимательно и заинтересованно слушать);
  • Пропускать мимо ушей (не реагировать, никак не обращать внимания на то, что говориться, что сказано);
  • Краем уха (невнимательно, урывками).

- А сейчас навострите ушки и внимательно меня слушайте.
- С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку. Ухо – второй по важности орган чувств у человека.
- Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее.

- Что же такое слух? Слух – это способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определенный участок мозга и перерабатываются там таким образом: мы слышим и понимаем слова.

- Слух тесно связан с речью. Ребенок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения. Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов. К таким людям нужно относиться очень тактично.

7. Работа по учебнику.

- А теперь, откройте учебники на странице 133 и прочитайте, как сохранить хороший слух.
- Расскажите, как следует беречь уши?

8. Итог урока.

- Сейчас мы с вами увидели, какую форму и строение имеет ухо человека. А теперь мы посмотрим, как разнообразна природа. Какими разными формами и размерами ушей она награди животных. Внимательно смотрите на экран и называйте животных, которые на нем появляются.

- Сейчас мы с вами присутствовали на “параде ушей”. Так чьи же все-таки уши самые большие?
- Надеюсь, всё то, что вы услышали на этом уроке, вы не пропустили мимо ушей!
- Мне понравилось, как вы работали на уроке! Спасибо!

Приложение.