Конференция с использованием мультимедийной презентации "Имена России в биологии"

Разделы: Биология


Цели:

  • Образовательная:

    1. Расширить знания учащихся о великих русских ученых-биологах, микробиологах, генетиках и их научных открытиях.

  • Воспитательные:

    1. Воспитывать у учащихся патриотизм, любовь к Родине;

    2. Воспитывать у учащихся уважение к людям науки и их достижениям.

  • Развивающие:

    1. Развивать у учащихся умения сравнивать и обобщать материал, анализировать, делать выводы;

    2. Развивать у учащихся навыки самообразования, самоанализа, самоконтроля, творческие способности.

Техническое оснащение:

  1. Мультимедийный проектор.

  2. Персональный компьютер.

  3. Музыкальный центр.

Ход мероприятия:

Вступительное слово ведущего: еще совсем недавно вся страна с интересом следила за голосованием в рамках телевизионного проекта “Имя России”, в ходе которого из 500 наиболее достойных представителей нашего прошлого, отобранных Институтом советской истории РАН, зрители выбирали самую ценимую, приметную и символичную личность российской истории. В число этих 500 кандидатов попали политические деятели, писатели, художники, композиторы, деятели искусств и науки. Были среди них и биологи. Сегодня мы с вами вспомним великих русских ученых, внесших вклад в развитие биологии и медицины, поговорим об их главных достижениях и открытиях и попробуем выявить на ваш взгляд наиболее значимую для развития медицины и фармации личность.

Обратите внимание на имена ученых, о которых сегодня пойдет речь (см. Приложение 1).

ВАВИЛОВ Николай Иванович

ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович

ЕРМОЛЬЕВА Зинаида Виссарионовна

ИВАНОВСКИЙ Дмитрий Иосифович

КОЛЬЦОВ Николай Константинович

МЕЧНИКОВ Илья Ильич

ТИМИРЯЗЕВ Климент Аркадьевич

ТИМОФЕЕВ-РЕСОВСКИЙ Николай Владимирович

Это далеко не полный перечень великих русских ученых-биологов, генетиков, микробиологов. В процессе конференции вам предстоит выбрать того ученого, который был на ваш взгляд более причастен к достижениям медицины и фармации в России. После представления всех кандидатов в бланке для голосования вам нужно будет написать фамилию выбранного вами ученого и сдать его для подсчета голосов.

Первым русским ученым, о котором пойдет речь, является Николай Иванович Вавилов.

Учащиеся делают сообщения об основных этапах жизни и научной деятельности Н.И. Вавилова, В.И. Вернадского, З.В. Ермольевой, Д.И. Ивановского, Н.К. Кольцова, К.А. Тимирязева, Н.В. Тимофеева-Ресовского (см. Приложение 2), сопровождающиеся мультимедийной презентацией (см. Приложение 1).

При рассказе о жизненном пути И.И. Мечникова учащиеся показывают инсценировку:

Учащийся 1: Илья Ильич Мечников – эмбриолог, бактериолог, иммунолог. В 1882 году открыл явление фагоцитоза (одна из защитных реакций организма, главным образом при воспалении). В 1886 году основал первую в России бактериологическую станцию. С 1888 года работал в Пастеровском институте (Париж). Создал теорию происхождения многоклеточных организмов. Был автором многочисленных трудов по проблеме старения. В 1908 году стал лауреатом Нобелевской премии по медицине. Но… эпизод из жизни:

Мечников: любимая жена Оленька вот уже 5 дней мечется в лихорадке. Врачи сказали, что надежды на выздоровление почти нет. Стоит готовиться к худшему. Брюшной тиф.

Учащийся 2: Перед глазами Ильи Ильича всплыл образ первой жены Людмилы Федорович. Их семейная жизнь с самого начала не обещала быть долгой. Незадолго до свадьбы Людмила тяжело заболела. То, что поначалу напоминало сильную простуду, оказалось скоротечной чахоткой. Илья Ильич был в отчаянии.

Мечников: почему болезнь отнимает у меня единственного близкого человека? Почему именно моей Лю (так Мечников называл жену) суждено умереть, ведь на свете много других людей, которые уже прожили долгую достойную жизнь и готовы встретить свой конец?

Учащийся 2: Так думал он долгими бессонными ночами. Внезапно ему в голову пришла шальная мысль, что его чувство способно победить тяжелую болезнь, что если свадьба состоится, недуг отступит, и, несмотря на скептическое отношение к этой затее родителей жениха, в 1869 году молодые люди устроили свадьбу. Венчание представляло собой печальное зрелище. Невеста была настолько слаба, что не могла самостоятельно идти к алтарю, и ее пришлось нести на стуле. Их семейная жизнь оборвалась через 4 года после свадьбы. Людмила скончалась, так и не успев подарить мужу наследников. Илья Ильич решил расстаться с жизнью, приняв морфий…

Учащийся 1: Обрести душевное равновесие Мечников смог лишь через год после кончины жены. Во многом этому способствовал новый брак с 16-летней Ольгой Белозеровой. И вот теперь судьба снова отнимала у Ильи Ильича любимую женщину.

Мечников: зачем мне жить без нее? Что у меня останется, если она умрет?

Учащийся 2: Илья Ильич никак не мог заставить себя думать о чем-то другом. Вдруг на лице профессора появилось решительное выражение. Он подумал:

Мечников: мне незачем жить. И я умру. Но теперь я не поступлю так глупо и эгоистично, как 7 лет назад. Теперь моя смерть послужит науке.

Учащийся 2: Мечников привил себе возвратный тиф, чтобы умереть вместе с любимой и выяснить, передается ли болезнь с кровью. Вскоре Илья Ильич почувствовал первые признаки болезни. Внезапно появился озноб, ни толстое одеяло, ни ярко пылающий камин не помогали согреться.

Мечников: печень и селезенка увеличены, язык обложен. Скоро жар станет еще более сильным, потом температура спадет, но ненадолго. Через пару дней начнется второй приступ. Обычно их бывает не больше 5, но этого, как правило, хватает для того, чтобы умереть (размышлял Илья Ильич) в любом случае моя смерть не будет напрасной. Я пожертвую собой ради науки.

Учащийся 2: Но смерть его не взяла…

Учащийся 1: Казалось бы, у Мечникова было все – и всемирная слава, и восторженные ученики. Но все-таки кое-чего ему не хватало – Илья Ильич отчаянно не хотел стареть. Ведь если бы не старость, он мог бы успеть еще очень многое! Теорию старения Илья Ильич решил проверить на себе. Принимая соответствующую диету.

Учащийся 2: Однако жизнь сыграла с ученым жестокую шутку. Спустя год профессор простудился. Поначалу он не придавал большого значения своей болезни. Но простуда никак не проходила. Более того, кашель становился все более мучительным, его приступы сопровождались удушьем – простуда осложнилась бронхиальной астмой. Сердце не справлялось с недостатком кислорода. Летом 1916 года Илья Ильич Мечников почувствовал сильную боль в груди. Спустя сутки гениальный ученый скончался от инфаркта миокарда. На 72-ом году жизни Мечникова не стало…

Голосование:

Ведущий: еще раз посмотрите на фамилии тех ученых, о которых шла сегодня речь. Запишите на бланке голосования фамилию выбранного вами ученого и сдайте бланк для подсчета голосов.

Наша конференция подходит к концу. Однако, не стоит думать, что успехи отечественной науки ограничиваются только достижениями прошлого.

И сколько бы не миновало лет,
Наука не стоит на месте.
И ныне пополняется ученый свет
Героями будущих побед.

И пока идет подсчет голосов мы хотели бы рассказать вам о выдающихся российских ученых, являющихся нашими современниками.

Учащиеся делают короткие сообщения об основных направлениях работы и достижениях современных ученых-биологов, сопровождающиеся мультимедийной презентацией (см. Приложение 1):

Учащийся 3: Пехов Александр Петрович - профессор, доктор биологических наук, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук высшей школы. Автор свыше 200 научных работ, в том числе 6 монографий, опубликованных в отечественной и зарубежной научной печати. В его работах отражены результаты его исследований ряда фундаментальных проблем общей и молекулярной генетики, а также генетики соматических клеток, бактерий, бактериальных вирусов и плазмид. Установил тонкое строение ядерного аппарата бактерий, раскрыл механизмы синтеза ДНК и белковых оболочек бактериальных вирусов, изучил воздействие факторов космического пространства на клетки, разработал схемы идентификации и классификации плазмид и транспозонов. Разработал способ моделирования эволюции плазмид. Александр Петрович создал крупную научную школу. Подготовленные под его руководством 3 доктора медицинских наук и 30 кандидатов медицинских и биологических наук активно работают во многих университетах России и за рубежом.

Учащийся 4: Киселев Лев Львович - родился в 1936 году. Академик Российской академии наук, Европейской академии, член Европейской организации молекулярной биологии (EMBO), заведующий лабораторией структурно-функциональной геномики Института молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта РАН, биолог, биохимик. Основные исследования посвящены молекулярным механизмам реализации генетической информации, структуре и функции генов высших организмов. С 1994 года Л.Л. Киселев является руководителем российской части программы "Геном человека".

Учащийся 5: Георгиев Георгий Павлович - родился 4 февраля 1933 г. в Ленинграде. Российский биохимик, специалист в области молекулярной биологии, академик РАН, директор и зав. отделом молекулярной генетики рака Института биологии гена РАН. Открыл в ядрах клеток животных новый тип рибонуклеиновой кислоты - ядерную РНК, подобную ДНК (д-РНК), из которой образуется матричная РНК (1961). Обнаружил в ядрах клеток частицы - информосомы, - содержащие информационную РНК, и расшифровал их структуру (1964). Обнаружил в животных клетках и исследовал мобильные генетические элементы. Дал первое описание элементов ядерного скелета и выяснил природу ДНК в местах ее прикрепления к скелету; исследовал структуры нуклеопротеидных комплексов.

Учащийся 6: Скулачев Владимир Петрович - родился 21 февраля 1935 года в Москве. Доктор биологических наук, профессор кафедры биохимии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАH. Основные научные интересы связаны с изучением энергетики биологических мембран и механизмов биологического окисления: трансформации химической энергии в электрическую на мембранах митохондрий, роли мембранного потенциала как фактора, сопрягающего освобождение и аккумуляцию энергии в клетке, окислительному фосфорилированию.

Учащийся 7: Спирин Александр Сергеевич - родился в поселке Калининский Московской области 4 сентября 1931 года. Доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой молекулярной биологии МГУ, директор Института белка РАН в г. Пущино (один из самых "работающих" в России институтов в наше время), действительный член РАН, стал одним из самых молодых членов-корреспондентов АН СССР. Область его научных интересов - структура и функция белоксинтезирующего аппарата, регуляция биосинтеза белков. Главным научным достижением является определение структуры рибосом. Также предположил существование в клетках особой небольшой фракции РНК, состав которой повторяет состав ДНК, и которая могла бы служить посредником между генами и белоксинтезирующими частицами. Таким образом, было предсказано существование информационной РНК, передающей информацию о составе синтезируемого белка из ядра в цитоплазму. В 1964 г. обнаружил информосомы - специальные цитоплазматические центры хранения и переноса информационной РНК (открытия мирового масштаба). Изучал состав нуклеиновых кислот у микроорганизмов. Установил видовую специфичность ДНК у бактерий, показав, что состав нуклеиновой кислоты не идентичен у разных видов. Открыл корреляцию составов ДНК и РНК у микроорганизмов.

Учащийся 8: Свердлов Евгений Давидович - родился в 1938 года в Днепропетровске. Академик РАН, директор Института Молекулярной Генетики РАН, заведующий лабораторией структуры и функции генов человека Института Биоорганической Химии им. М.И. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН. Наиболее крупные научные достижения: клонирование человеческого интерферона, расшифровка структуры РНК-полимеразы. В настоящее время одно из основных направлений деятельности - изучение влияния ретровирусов на видообразование приматов (сравнение геномов высших приматов).

Ведущий: “Имя России” - игра, а в игре есть всегда один победитель.

Объявление результатов голосования.

Их именами славится Россия
Ученые приносят славу ей,
Мы не забудем их,
Великих, русских,
Всемирно признанных людей!

Литература:

  1. Борохова И. Новые документы о Н.И. Вавилове. Газета “Биология”, №14, 2003 г. М.: изд. “Первое сентября”.
  2. Голованов Я. Этюды об ученых. М., 1970 г.
  3. Зигуленко С.Н., Малов В.И.. Вавилов Н.И. М.: “Просвещение”, 1987 г.
  4. Красильников В.  Знаменательные даты в истории микробиологии. Газета “Биология”, №43 - 44, 2001 г. М.: изд. “Первое сентября”.
  5. Малая энциклопедия персоналий: 2000 великих людей. М.: издательство “АСТ”, 2001 г.
  6. Петунин О.В. Селекция и биотехнология. Газета “Биология”, №8, 2006 г. М.: изд. “Первое сентября”.
  7. Раменский Е.  Николай Константинович Кольцов. Газета “Биология”, №6, 2003 г. М.: изд. “Первое сентября”.
  8. Рубцов А.  К столетию со дня рождения Н.В. Тимофеева-Ресовского. Газета “Биология”, №45, 2000 г. М.: изд. “Первое сентября”.
  9. Фролов В.А. Война с микробами. Интригующие подробности открытия Мечникова. М.: издательство “Эксмо”, 2008.
  10. Чаурина Р.  Зинаида Виссарионовна Ермольева. Газета “Биология”, №19, 2000 г. М.: изд. “Первое сентября”.
  11. Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье. Книга для учителя. М.: изд. “Первое сентября”, 2000 г.