Проект интелектуально-творческого развития детей дошкольного возраста "Фиолетовый лес"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: активизировать интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • формировать элементарные математические представления;
  • развивать логическое мышление, психические процессы, моторику;
  • развивать эмоциональную отзывчивость через «общение» с разнообразными сказочными персонажами, «населяющими» лес;
  • развивать познавательную активность, любознательность через развивающие игры;
  • актуализировать сенсорные анализаторы как условие и основополагающая база благоприятного интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

«Фиолетовый лес» - развивающая сенсомоторная зона, состоящая из нескольких игровых областей. В каждой из них действуют свои герои, которые учат детей играть в различные игры В.В. Воскобовича. Всех героев связывает сказка, она «оживляет» математические понятия, делая их интересными и доступными для детей. Выполняя задания, ребенок помогает сказочным персонажам преодолеть возникающие на их пути препятствия.

Изготавливают «Фиолетовый лес» из различных материалов (ткань, разноцветная пленка, рисование красками) и в разной технике. Это зависит от творчества педагогов. В свое группе я создала «Фиолетовый лес» в виде аппликации на мобильной ширме, дополнив его стоящим деревом с Золотыми плодами и Ковровой Полянкой на стене.

Все сказки «Фиолетового леса» сопровождают Малыш Гео и Ворон Метр.

В «Фиолетовом лесу» я выделила следующие зоны:

  1. Чудесная поляна золотых плодов.
    Главный герой здесь умудренный опытом паук Юк и его внучата паучата. Они учат детей играть в игры «Геоконт» и «Геовизор».
  2. Озеро Айс.
    Герой здесь – Главный Незримка Всюсь (хранитель озера). В этой развивающей области дети играют в «Нетающие льдинки озера Айс».

  1. Город говорящих попугаев. Здесь сказку сопровождают попугаи Эник и Беник. В городе есть Цифроцирк. Его директор – Магнолик Нолик, главные артисты: знаменитый фокусник Коттерфильд, зверята-цифрята, шуты-акробаты Буквята. Они предлагают детям поиграть в «Конструктор букв и цифр» и в «Игровизор» (приложения к «Игровизору» «Забавные буквы» и «Лабиринты цифр»).
  2. Страна Муравия. Ее хозяйка – королева Мурана – вместе с муравьем Мурашиком приглашают детей попутешествовать в «Лабиринте букв» (приложение к «Игровизору»)

  1. Поляна Чудесных Цветов. Главная героиня Девочка Долька совместно со своими подругами (Пятиглазка, Семиглазка, Трехглазка и др.) в занимательной форме учит детей делить целое на части, изучать дроби с помощью игры «Чудо-Цветик».
  2. Ковровая Полянка. Ее хозяева гусеница Фифа и Лопушок знакомят детей с дидактическими пособиями из комплекта «Ларчик».

  1. Чудо-острова, на которых живет пчелка Жужа и которые часто посещает китенок Тимошка. Эти герои играют с детьми в «Чудо-соты» и «Чудо-крестики».

Формы работы в «Фиолетовом лесу» могут быть самые разнообразные: специально организованная деятельность: занятия, решение проблемных заданий, придумывание историй с участием «жителей» леса и детей группы, сочинение загадок, сказок, стихотворений, исследовательская деятельность, проведение математических праздников и досугов и пр.; свободная деятельность детей, связанная с использованием игр В.В. Воскобовича, а также героев сказок.

Проблемная ситуация «Как паучок Ромбик запутал свою паутинку»

Задачи:

  • развивать пространственную ориентацию;
  • формировать умение откладывать определенное количество единиц на заданной оси;
  • закреплять знание цифр и букв;
  • развивать моторику, внимание;
  • воспитывать чувство сострадания, сочувствия и взаимовыручки.

Материал: игра В.В.Воскобовича «Геоконт» на каждого ребенка, паучки.

Описание ситуации

Детям рассказывается история, которая произошла с паучком Ромбиком и предлагается ему помочь, выполнив задания.

Однажды паук Юк уехал по делам в Город Говорящих попугаев. А своим внучатам-паучатам строго-настрого наказывал не трогать его паутину, так как он начал придумывать новый узор для Малыша Гео и еще не закончил его.

Когда паук Юк уехал, все его внучата собрались вокруг паутины и стали рассматривать будущий узор. Они долго гадали, что это будет. Одни говорили, что это похоже на мельницу, другие увидели цветок, а третьим казалось, что это будет звезда или комета. Малыши еще немного постояли возле паутины и разошлись каждый по своим делам. Остался один паучок Ромбик. Он ничего не говорил, а только долго молча рассматривал узор. Он все стоял и стоял, и ему начало казаться, что он знает, что хотел изобразить дедушка Юк. И тогда Ромбик решил помочь своему дедушке. Он взял ниточки-резинки и... о горе, они оказались такими непослушными, что почти сразу же сильно запутались. Сколько паучок не старался, ему так и не удалось распутать паутинки и сделать все как было. Ромбик сел возле запутанных ниточек и заплакал.

Воспитатель: Какая печальная история. Ребята, а вы хотели бы помочь паучку Ромбику? Давайте вместе попробуем распутать паутинку и восстановить узор, который сплел паук Юк.

Детям предлагается «Геоконт» с запутанными резиночками. Нужно распутать все резинки и восстановить узор по координатам:

  • для самой длинной резинки – К-4, Б-1, Ф-4, С-1, Г-4, З-1, Ж-4, О-1;
  • для резинки средней длины – Ф-1, К-1, Г-1, Ж-1;
  • для самой короткой резинки – З-1, З-4, Ж-1, З-3.

Развлечение «Как малыш Гео побывал в гостях у хранителя озера Айс»

Цель: познакомить детей с новой развивающей игрой В.В.Воскобовича «Прозрачный квадрат»

Задачи:

  • учить детей составлять изображение из нескольких частей;
  • закреплять геометрические фигуры;
  • развивать воображение, восприятие, внимание, образное мышление, моторику;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, доброту, умение доводить начатое дело до конца.

Материал: развивающая сенсомоторная зона «Фиолетовый лес», игра В.В.Воскобовича «Прозрачный квадрат», образцы для игры, герои Малыш Гео, ворон Метр.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает детям историю о том, как малыш Гео побывал в гостях у хранителя озера Айс – Незримки Всюсь. Во время этого путешествия малышу Гео встречались разные препятствия, с которыми дети должны помочь ему справиться.

Воспитатель: Сегодня мы побываем вместе с малышом Гео в гостях у хранителя озера Айс – Незримки Всюсь.

Однажды ворон Метр принес тревожную весть с Поляны Чудесных цветов: девочка Долька никак не может найти свих подружек Пятиглазку и Шестиглазку, они направились к озеру Айс за водой и не вернулись. Малыш Гео тут же решил отправиться на поиски девочек-цветочков. И тогда ворон Метр подарил малышу «помощников» - нетающие льдинки озера Айс. Малыш Гео сначала не понял, зачем ему в пути какие-то льдинки и хотел было вернуть их, но ворон раскидал крылом на земле льдинки, а потом из четырех пластинок сложил фигуру. «На что похоже?» - спросил ворон. «На лошадку», - ответил Гео. «Правильно, - сказал ворон и произнес, обращаясь к льдинкам: - Лошадка Ош помоги малышу Гео найти подружек девочки Дольки». Льдинки вспыхнули холодным светом и прямо на глазах у Гео превратились в быстроногую красавицу – лошадку Ош.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие с малышом Гео? Ворон Метр принес льдинки и для вас, давайте тоже сложим из них лошадку Ош и догоним малыша, пока он не ускакал слишком далеко.

Дети по образцу складывают фигуру лошади из «Прозрачного квадрата». Не нужно раздавать сразу все фигуры из набора, вначале детям предлагается только необходимый ассортимент льдинок.

Лошадка Ош понесла малыша так быстро, что Гео даже не заметил, как они пролетели мимо города Говорящих попугаев и очутились перед глубоким ручьем. Тогда лошадка снова превратилась в льдинки, и Гео задумался, как же ему добраться по воде до озера Айс?

Дети встают со своих мест и, представляя, что они скачут на лошади и совершают путешествие к ручью.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем малышу Гео добраться по воде до озера Айс. Какие волшебные помощники есть у нас для этого? – льдинки. Давайте сложим из льдинок лодку или кораблик.

Дети сначала пробуют самостоятельно сложить лодку, только затем, если они не смогут сами справиться, предлагается образец.

Пальчиковая гимнастика: сложить ладони в форме лодочки и движениями вправо-влево, вверх-вниз показать, как они будут плыть по извилистому ручью.

Малыш Гео плыл в лодочке и думал о том, что же ожидает его впереди. Ведь он был немного знаком с Незримкой Всюсь. А тот был большим любителем творить разные пакости. Но вот лодка вынесла Гео в спокойные воды озера. Сначала малыш ничего не заметил, но потом он услышал тихое всхлипывание, как будто кто-то плакал. Гео внимательно посмотрел кругом и увидел на берегу двух потерявшихся подружек и с ними Незримку Всюсь. Это он стоял и плакал. Хоть Всюсь и был проказник, но он никогда не был злым, и малышу Гео стало очень жаль его. Гео подплыл к берегу и стал расспрашивать о том, что же все-таки произошло.

Оказывается, что у Незримки Всюсь были верные друзья и помощники – Нетающие льдинки озера Айс. Но налетел сильный ветер и разметал их по всему Фиолетовому лесу, и теперь Незримка не знает, как вернуть их назад. А девочки-цветочки вовсе не потерялись, они пожалели Незримку Всюсь и остались с ним, чтобы помочь ему хоть чем-нибудь. Тогда малыш Гео отдал Незримке свои прозрачные льдинки. Всюсь очень обрадовался, сложил из льдинок конфету и угостил всех друзей.

Детям предлагается тоже сложить из льдинок конфету. Дети закрывают глаза, и перед ними оказываются настоящие конфеты.

Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим Незримку Всюсь за такие чудесные льдинки и вкусные конфеты и попрощаемся с ним: «До новых встреч!»

Математический досуг «Спасаем Магнолика Нолика и его друзей»

Цель: развитие математических способностей.

Задачи:

  • закреплять умение откладывать на заданном луче определенное количество единиц;
  • закреплять знание геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг;
  • формировать умение соотносить цифру и количество предметов;
  • учить создавать заданные образы с помощью «Нетающих льдинок озера Айс» и палочек Кюизенера;
  • развивать пространственные представления, внимание, моторику;
  • воспитывать умение действовать в команде и приходить на выручку попавшему в беду.

Материалы: ковролин с планом приключений и заданиями, развивающие игры «Геовизор», «Игровизор», «Прозрачный квадрат», палочки Кюизенера, куклы-герои (паук Юк и его внучата, Магнолик-Нолик, Малыш Гео), тоннель, изображающий пещеру.

Ход занятия

Воспитатель обращается к детям с тревожным видом:

Воспитатель: Ребята, хранитель озера Айс – Незримка Всюсь – закрыл в Цифроцирке директора Магнолика Нолика и всех его друзей. Всюсь забрал ключ от цирка, и теперь мы не можем туда попасть. Но не надо отчаиваться, нам на помощь пришел Малыш Гео. Он принес карту с заданиями, если мы выполним все задания, нам удастся освободить Магнолика Нолика, Филимона Коттерфильда и зверят-цифрят.

Дети вместе с воспитателем рассматривают карту с заданиями.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, к кому мы должны отправиться, чтобы выполнить первое задание? – к пауку Юку. Давайте посмотрим, что нам нужно сделать.

1 задание. Отгадайте загадки и изобразите ответы с помощью «Геоконта».

Три угла, три стороны
Могут разной быть длины (треугольник)

Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем прямой,
4 угла и 4 стороны.
Все 4 стороны одинаковой длины (квадрат)

Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку.
Кто же я такой, друзья? (круг)

Воспитатель: Давайте посмотрим следующее задание. Не пойму, на что же это похоже? – на лабиринт. На карточке написано «Игровизор», посмотрим. Точно в «Игровизор» вложен лабиринт, который нам нужно преодолеть.

2 задание. Математический лабиринт из приложения к «Игровизору» «Лабиринты цифр».

Воспитатель: Ну, что же, и с этим заданием хитрого Незримки Всюсь мы успешно справились. Посмотрите, куда же дальше нам нужно отправиться? – в пещеру, в горы.

Физминутка «Горы».

Воспитатель: Давайте покажем, как мы умеем лазить по горам.

Высокие горы встают на пути,
И мы по горам начинаем ползти,
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые тучи.
Еще немножечко мы поднажмем
И до пещеры заветной дойдем.

Воспитатель: Вот мы и добрались. Но в пещере очень темно. Как же нам найти правильную дорогу и не заблудиться? На карточке есть подсказка: нужно сделать из прозрачных льдинок свечку.

3 задание. Игра «Прозрачный квадрат». Детям предлагается несколько льдинок, они должны сделать из них свечку. Не обязательно использовать все детали. Например, свечка может быть такой:

Воспитатель: Теперь у нас есть свет, и мы можем смело пройти пещеру.

Детям предлагается проползти по тоннелю.

Как только все дети успешно выбрались из пещеры, они услышали зловещий голос Незримки Всюсь: Хорошо, вы прошли пещеру, но это еще не все! Ха-ха-ха!

И Всюсь бросает детям образец ключа.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это? – ключ. А что можно им отпереть? – наверное Цифроцирк. Но нельзя же отпереть замок нарисованным ключом. Из чего мы могли бы изготовить такой ключ? – из палочек Кюизенера.

4 задание. Детям предлагается по образцу изготовить ключ с помощью палочек Кюизенера.

Воспитатель: Наконец-то мы выполнили все задания, и теперь Магнолик Нолик и его друзья свободны!

Появляются Магнолик Нолик и Филимон Коттерфильд. Они благодарят ребят за помощь, и в награду за освобождение Филимон Коттерфильд показывает детям фокус. Он произносит волшебные слова: Крибли-крабли-помпадур. И появляется угощение для детей.