"Цветы России на жостовских подносах"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока:

  1. Расширить представления детей о многообразии и красоте окружающего мира и роли художника в преобразовании этого мира.
  2. Углубление знаний учащихся о народном и декоративно-прикладном искусстве.
  3. Знакомство с искусством росписи жостовских подносов.

Задачи урока:

  • Обучающие:

    • Познакомить с историей появления жостовских подносов, раскрыть детям секрет послойного жостовского письма.
    • Закрепить знания о красивых цветосочетаниях, о контрасте и нюансе, побуждать детей пользоваться цветовым кругом.
  • Развивающие:

    • Развивать у учеников навыки кистевого письма, свободное владение кистью и гуашевыми красками при выполнении цветочной композиции.

    • Творческое развитие личности ребёнка, его воображения и фантазии. Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

  • Воспитательные:
    • Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость. Видеть и ценить труд художников, создающих неповторимые образцы жостовских подносов.

Тип урока: урок декоративного рисования

Оборудование урока:

  • ПК,
  • презентация,
  • жостовские подносы,
  • таблицы,
  • листы белой бумаги,
  • гуашь,
  • кисти,
  • вода.

Ход урока

1. Орг. Момент.
Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

2. Объяснение нового материала.

Ребята, тема нашего урока «Цветы России на жостовских подносах». Но прежде чем перейти к подносам, прочитайте на экране четыре слова: чай, чаепитие, самовар, поднос.

- Какая связь между этими словами?

- Составьте логическую цепочку из этих слов. Дискуссия и обсуждение разных вариантов, предложенных детьми.

Ребята, а вы знаете, что чай – это заморский напиток. В Россию он попал в 1637 году в качестве подарка от Алтын-хана русскому царю. Чай начали пить сначала при царском дворе как лекарство и только в 1679 году был заключен первый договор о постоянных поставках чая в Россию. Он так полюбился русским людям, что вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. В XIX веке чай стал русским национальным напитком.

Слайд. Это картина Кустодиева «Купчиха за чаем» 1918г. Прекрасный пример московского чаепития. Анализ картины. Молодая женщина пьет чай на балконе деревянного особняка. Складки темно-фиолетового с черными разводами платья и такой же чепец подчеркивают белизну округлых обнаженных плеч и свежие краски розового лица. Солнечный летний день клонится к вечеру. По сине-зеленому небу плывут розовые облака. А на столе пышет жаром ведерный самовар. Аппетитно расставлены фрукты и сласти – сочный, красный арбуз, яблоки, гроздь винограда, варенье, кренделя и булки в плетеной хлебнице.

Своим появлением самовар обязан чаю. В 1778 году в Туле оружейник Федор Лисицын построил собственную мастерскую по изготовлению самоваров. Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок.

Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который тоже стал непременным участником русского чаепития.

Слайд. В начале 19 в. в деревне Жостово, возник промысел по производству расписных металлических подносов. В 1825 году была открыта фабрика по производству подносов отцом и сыном Вешняковыми. Жостовские подносы изготавливают из тонкой кровельной стали. Стальные листы после штамповки грунтуют, шлифуют и покрывают несколькими слоями масляного лака. Подносы просушиваются в печах при t 90. Покрытие производится трижды, после чего поверхность подноса приобретает блеск.

Слайд. Вот теперь поднос попадает в руки мастера-живописца. Традиционный мотив - цветочный букет на черном фоне. Цветы на подносе легко узнаются. Это королева всех цветов роза, алые маки, звездчатые астры и георгины. Их подбирают с особой выдумкой и вкусом. Дополнить композицию могут более мелкие цветочки: ромашки, васильки, колокольчики.

«Цветы»

Вот фиалка, вот тюльпаны,
Георгины, розы, астры.
Вот и лилии, пионы,
Колокольчики и маки.
Васильки, сирень, жасмин —
Все вошли в букет один.
А букет красив, душист!
От цветов и воздух чист.

Слайд. Постепенно, классический черный цвет фона, сменяется зеленым, красным, белым.

Слайд. Рядом с цветами можно увидеть подмосковные пейзажи.

Слайд. Фрукты.

Жостовский мастер не работает по образцам, перед ним нет живых цветов, он пишет, руководствуясь воображением. Крупные и мелкие цветы объединяются в классические композиции:

Слайд "Букет собранный",

Слайд "Букет в раскидку",

Слайд "Венок",

Слайд "Ветка с угла".

Композицию определяет форма подносов:

  • Круглые
  • Прямоугольные
  • Треугольные
  • Овальные
  • Фестончатые
  • Восьмиугольные
  • Гитарные.

По размерам подносы были очень большие – «скатертные», трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.

Ребята, а теперь давайте посмотрим как создаются неповторимые по красоте и богатству росписи жостовских подносов.

Слайды: Этапы росписи жостовского подноса:

  1. Замалёвок.
  2. Тенёжка.
  3. Прокладка
  4. Бликовка.
  5. Чертёжка
  6. Привязка.
  7. Уборка.

Сегодня мы должны с вами научиться рисовать цветы в свободной кистевой манере жостовских мастеров. А на следующем уроке вы объединитесь в группы, чтобы придумать и создать разные по форме и цвету подносы. Нарисованные сегодня цветы вы наклеите на картонные заготовки, разной формы и цвета.

3.Показ на доске. Учитель берёт в руки кисть и показывает процесс рисования розы, ромашки, незабудки, тюльпана. Итак, начнём с розы – королевы цветов. В жостовских подносах она всегда в центре.

4. Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика

ЦВЕТКИ

Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.

(Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулак, покачивают кулачками вперед-назад).

5.Самостоятельная работа учащихся.

6. Подведение итогов урока.

Ответы на вопросы.

  1. В чем особенности жостовской росписи?
  2. Назовите основные формы подносов.
  3. В каких еще народных промыслах используются цветочные композиции?

На следующем уроке учащиеся объединяются в группы по 5 – 6 человек. Ребята должны затонировать картон, вырезать его по форме. Затем вырезаются нарисованные на прошлом уроке цветы и листья. Они наклеиваются на подносы в разные композиционные схемы: «букет собранный», «венок», «ветка с угла». Затем выполняется привязка – прорисовка мелких веточек и травинок на подносе. Последний этап – выполнение уборки, украшение края подноса золотой краской.