Урок внеклассного чтения по повестям Гоголя " Вечера на хуторе близ Диканьки"

Разделы: Литература


Проведению урока предшествовала подготовительная работа: ученики были разделены на 4 группы, каждая из которых получила творческое задание - создать презентации по темам:

I группа - «Сорочинская ярмарка»

Цель: выявить, как относится автор к своим героям, из чего это видно; показать соотношение лирического и комического, показать красоту пейзажных зарисовок и яркого описания ярмарки.

II группа - «Вечер накануне Ивана Купала»

Цель: раскрыть губительную силу денег, проанализировать художественное своеобразие повести.

III группа - «Майская ночь, или Утопленница»

Цель: выяснить какую роль играют в тексте описания природы, в чем их своеобразие; проследить, как вводится в повесть легенда о сотниковой дочке, какова ее роль в движении сюжета, обратить внимание на композицию повести.

IV группа - «Ночь перед Рождеством»

Цель: раскрыть народный характер повести, определить главную идею произведения, ответить на вопрос, почему Вакула добивается своей цели, в чем была его сила.

Каждая группа получила задания: прочитать повесть и продумать ответы на следующие вопросы.

«Сорочинская ярмарка»:

  1. Зачитайте начало 1-ой главки — описание роскошного летнего дня (выразительно). С каким чувством вы читаете эти строки? Найдите и прочитайте ещё 1-2 описания природы (Днепра) из других повестей.
  2. Составьте калейдоскоп ярмарки (3-4 картинки), прочитайте их. Какими средствами передаёт Гоголь атмосферу ярмарки? (юмористические способы: неожиданность, несоответствие, гипербола; какие части речи чаще всего употребляются; какова пунктуация текста?)
  3. Как относится Рудый Панько к своим героям? Из чего это видно? А что тебе понравилось в ней или кто?
  4. Почему эта повесть изумила А.С.Пушкина?
  5. Зачитайте последние два абзаца повести. Почему грустно, хотя всю повесть мы весело смеялись? В каких произведениях устного народного творчества всегда присутствует грусть?

«Вечер накануне Ивана Купала»:

  1. О чем эта повесть? Какая легенда лежит в основе повести?
  2. Назовите имена действующих лиц. Прочитайте портрет Басаврюка. Что олицетворяет он: добро или зло?
  3. Как Петро добыл богатство? В чем заключается губительная сила денег? Зачитайте особо понравившиеся места.
  4. Кто из героев вызывает сострадание? Почему? (Петро? Пидорка? Ивась?)
  5. Как описание природы предупреждает читателя о предстоящей трагедии?

«Майская ночь, или Утопленница»:

  1. Расскажите коротко о сюжете повести, назовите имена действующих лиц, зачитайте описание внешности Ганны.
  2. Найдите и прочитайте выразительно одну из страшных легенд повести (главы 1, 4,5). Что вас поразило, заставило задуматься, огорчиться в этой легенде?
  3. За что парубки расправились с головой (сельским старостой)? Как они проучили старосту? На чьей вы стороне?
  4. Зачитайте описание природы, заставившее вас насладиться пейзажем.
  5. Что в повести фантастика, легенда, а что — правда? (приведите доказательства).
  6. Как по-вашему, хорошо это или плохо — уметь читать? Как этот вопрос связан с повестью, с кем из героев?

«Ночь перед Рождеством»:

  1. О чем это произведение? Постарайтесь определить его главную идею. (Коротко расскажите).
  2. Назовите происшествия и приключения героев, которые можно назвать комическими? Что вызвало смех? Зачитайте одно происшествие (можно по ролям).
  3. Прочитайте выразительно понравившиеся описания природы. Какую роль, по-вашему, играет описание природы?
  4. Какие украинские слова тебе понравились в повести и почему? Чему вы научились, прочитав «Ночь перед Рождеством»?

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Наглядность: портрет Гоголя, выставка книг, компьютерные презентации.

План проведения урока

  1. Организационный момент.
  2. «Вечера на хуторе близ Диканьки» и народное творчество.
    • Вступительное слово учителя.
  3. Подготовка к восприятию нового материала, мотивационный этап.
  4. Изучение нового материала.
    • Презентация I группы; ответы на вопросы;

    • Презентация II группы; ответы на вопросы;

    • Презентация III группы; ответы на вопросы;

    • Презентация IV группы; ответы на вопросы;

  5. Итог урока.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

I Организационный момент. Приветствие учащихся. Запись темы урока «Вечера на хуторе близ Диканьки» Связь с народным творчеством.

II Вступительное слово. (Приложение1)

Создавая «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь использовал устное народное творчество. Начинающий писатель изучал книги, посвященные фольклору, обращался к родным и знакомым с просьбой собирать для него украинские «всевозможные поверья и обычаи», а также устные рассказы, «о Иване Купале, о русалках», о духах и домовых, «с их названиями и делами». В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь использует и образную систему фольклора, и его идейную сущность. В народных сказках, песнях, былинах высмеивается все то, что враждебно людям, и прославляется справедливость, любовь, труд и счастье. Мечты народа о другой, лучшей жизни и нашли отражение в романтических повестях Гоголя. Положительные герои сказок всегда сильные, красивые и справедливые люди, они борются с силами зла и выходят победителями.

А кто из героев «Вечеров на хуторе близ Диканьки» преодолевает трудности на пути к счастью?

III Создаю проблемную ситуацию, цель которой — вызвать интерес, создать положительный настрой.

IV Изучение и освоение нового материала

Выступает I группа.

План:

Повесть «Сорочинская ярмарка» изумила Пушкина. Гоголь прославляет беззаботную молодость, нравственную чистоту, любовь и счастье.

  • Начало первой главки — это гимн природе. (выразительное чтение)
  • Калейдоскоп ярмарки (пересказ 3-4 картин).

Атмосфера ярмарки. Юмористические способы её передачи.

  • Грицько и Параска сумели отстоять своё счастье, победить злые силы.
  • «Пусть их живут, как венки вьют», - напутствует молодых добрый Черевик.
  • «Сорочинская ярмарка» - самая веселая повесть сборника, но последние эпизоды звучат грустно.

Выступает II группа.

План:

  • Тема денег в повести «Вечер накануне Ивана Купала».
  • Нет счастья там, где позабыт «полезный труд», где жажда денег вытеснила все человеческие чувства (Образы Пидорки и Петруся).
  • Описания природы в повести предупреждают читателей о предстоящей трагедии.
  • Басаврюк — олицетворение зла.

Выступает III группа.

План:

  • «Майская ночь, или Утопленница» - гимн природе и торжествующей любви. Выразительное чтение отрывка «Знаете ли вы украинскую ночь?...» Мы испытываем очарование лунной ночи.
  • Как же должны быть красивы и счастливы люди, живя в этом прекрасном мире!
  • Образы Левко и Ганны. Описания внешности раскрывают характеры героев.
  • В повести тесно переплетены мир реальный и вымышленный. Их связывает мир природы. Легенды вплетены автором в оживший мир украинской природы.

Выступает IV группа.

План:

  • Труд и любовь — основа народной жизни. Эта мысль пронизывает повесть «Ночь перед Рождеством»
  • Мужественно, упорно борется за свою любовь кузнец Вакула. Да и как не бороться, если Вакула не может жить без Оксаны!
  • Приключения Вакулы на пути к счастью. Образы Солохи, Чуба, черта в повести.

V Итог урока.

  1. В чем проявилась связь «Вечеров на хуторе близ Диканьки» с устным народным творчеством.
  2. Почему мы называем повести «Вечера на хуторе блих Диканьки» романтическими?
  3. В чем видит автор прочную основу жизни народа?
  4. Что мешает людям, по мнению Гоголя, жить красиво и счастливо?
  5. Что такое юмор? Назовите способы юмористического повествования. Приведите примеры.
  6. Какие украинские слова запомнили вы, читая повести Гоголя? Что они обозначают?

VI Домашнее задание: подготовить электронную презентацию повести.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5