Сценарий театрализованной постановки, посвященной жизни и деятельности французского художника А.Матисса

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Представленный сценарий является примером того, как можно осуществить знакомство учащихся с жизнью и творчеством выдающейся личности, оставившей след в истории человечества.
Подобного рода постановки могут быть включены в цикл внеурочных мероприятий под общим названием: «Жизнь замечательных людей» или «История одного шедевра». Или же использованы как иллюстративный материал на уроках изобразительного искусства (например, в 6 классе по программе Б. Неменского).

Данная театрализованная постановка, посвящена жизни и деятельности французского художника – Анри Матисса.

Все действие сопровождается видеорядом (презентацией) и делится на две смысловые части. Первая – это рассказ ведущих о становлении А. Матисса как художника, а вторая - театрализованное «оживление» картины «Семейный портрет», внутри которой рассказчиками становятся сами герои картины. В постановке используется Восточная музыка, танец и декорации к картине. (Рисунок 1)

Рисунок 1

Участие учащихся в подобных инсценировках способствует:

  • развитию их творческих, в том числе и актерских, способностей;
  • активизации познавательной и исследовательской деятельности;
  • раскрытию роли искусства в жизни человека.

1. Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в последний день, а именно 31 декабря 1869 года в
городке Ле-Като-Камбрези на северо-востоке Франции в семье торговца зерном и красками. После окончания школы Анри учился в Париже на юриста. Получив диплом, он работал помощником адвоката в Сен-Квентине, но особого восторга от своей работы молодой Матисс не испытывал: она ему казалась бесконечно скучной и никому не нужной. (Рисунок2).

Рисунок 2

2. Есть в русском языке поговорка: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Она вполне подходит и к жизни Матисса. Именно операция и двухмесячное пребывание в больнице подарили миру такого мэтра в изобразительном искусстве как Анри Матисс. Именно там он впервые взял в руки кисть, и впервые попробовал свои силы в живописи,
копируя цветные открытки. (Рисунок 3)

Рисунок 3

3. В 1891 году, в возрасте 22-х лет преодолев сопротивление отца, Матисс оставляет юриспруденцию и переезжает в Париж для поступления в академию Жюлиана. А позже он начинает работу в мастерской мистика и символиста Гюстава Моро. По совету которого Анри прилежно копировал работы старых мастеров в Лувре. Что же касается его тогдашней манеры письма, то она была близка к импрессионестической. Но цвет, поначалу приглушенный постепенно набирал силу и уже тогда начинал приобретать самостоятельное значение в работах художника.

4. Женитьба, рождение детей, недостаток денежных средств, заставляют художника много работать и искать любые средства для существования. Именно в это время он увлекается дивизианизмом, смысл которого заключался в письме отдельными точками чистого основного цвета. (Рисунок 4)

Рисунок 4

5. Летом 1905 года Матисс с головой ушел в эксперименты с цветом, пробуя создавать на полотне немыслимые до той поры цветовые контрасты. На выставке в 1905 года, в Осеннем Салоне он выставляет ряд работ, среди них «Мадам Матисс». (Рисунок 5) Второе ее название «Зеленая полоса» (которая в картине обозначает линию носа).

Рисунок 5

6. Эти произведения и картины его друзей произвели настоящий фурор. Так появилось новое направление в авангардном искусстве, получившее название «фовизм» (от фр. Слова «дикий»). Правда, эта группа просуществовала всего около трех лет. Позднее каждый из них пошел своей дорогой. Самый талантливый из них – Матисс – не только остался верен своим принципам, но и развил их дальше.

7. Год 1908. Художник едет в Алжир и знакомится с искусством Востока, что оказалось очень важным для его творчества. Отсюда в его работах  преобладание цвета над формой, пестрота и узорчатость, стилизация предметов. (Рисунок 6)

Рисунок 6

(Звучит восточная музыка + Восточный танец + Выносят декорации) (Рисунок 7. Рисунок 8)

Рисунок 7

Рисунок 8

8. На самом деле Анри Матисс только сейчас начал находить себя в живописи, а ведь ему к этому времени было почти 40. Назначение своей живописи художник связывал с созданием атмосферы отдыха и радости для человека, утомленного безрадостным трудом и суетой повседневных будней. Он хотел приблизить свою живопись к тем людям, которые лишь от случая к случаю выбираются в музей. «Танец» и «Музыка». (Рисунок 9. Рисунок 10.) Работая над ними, художнику удалось достичь абсолютной гармонии формы и цвета. Краски «Танца» и «Музыки» - это символы земли, неба и человека.

Рисунок 9

Рисунок 10

9. Мир картин Матисса превращался в напоминание о том, чего людям так недостает в реальной жизни, но к чему так страстно стремится их сознание. К числу таких произведений и относится «Семейный портрет» (Рисунок11) - одна из 35 картин художника, находящихся в Эрмитаже.

Рисунок 11

10. Говорит Амели - Жена Матисса.

- Анри верил своему принципу, что искусство должно доставлять человеку радость, поэтому создает на своем полотне красочное зрелище, нарядное и приятное на глаз. Глядя на эту картину, зритель ощущает необычную насыщенность цветов, напоминающих пестрый восточный ковер, и нарядный и жизнерадостный характер всего произведения. Для этого Матисс находит лаконичные решения, простые, но действительно выразительные художественные средства. Он передает объемные формы, не прибегая к помощи линий и светотени, и это позволяет ему усилить звучание цвета, не дробя его на отдельные плоскости и нигде не затеняя его.

11. Маргерит - дочь художника.

- В «Семейном портрете» лишь изгиб фигуры сидящей за вышивкой Амели фиксирует основные грани дивана - валик за спиной, сиденье, переднюю стенку. Отцу здесь не нужно прибегать к четкому контуру, т.к. уже цвет платья мамы резко выделяет ее фигуру.

Таки же образом написан и камин с расположенными на нем предметами. Только вазочка с цветами и стоящая на камине статуэтка напоминают о горизонтальной плоскости под ними. Не будь их, весь этот участок картины казался бы параллельным холсту, отвесным.

12. Пьер и Жан - сыновья Матисса.

- В «семейном портрете» изображена довольно банальная бытовая сцена, но очень насыщенная цветом. Используя контрасты, отец добивается огромной выразительности в звучании красок. Например, красная одежда брата, сидящего перед белым с пустотой в центре камином, желтая книга на фоне черного платья Маргерит... Путем чередования черных и белых квадратов на шахматной доске, художник привлекает зрителя к центру картины, куда и обращены все изображенные на ней фигуры. Перспективное сокращение шахматной доски - лишь намек на глубину. - Отец сознательно отвергал современные ему художественные приемы, он в живописи искал простоту и доходчивость.

Если бы, рассматривая эту картину, вы по привычке стали искать все то, что обычно передают художники, а именно: портретные сходства, раскрытие характеров, подробности костюмов и т.п., - то вы бы обнаружили, что в «Семейном портрете» многое из этого либо вообще отсутствует, либо намечено в самых общих чертах.

13. В этом и заключалась гениальность Матисса. Впереди была еще длинная, но полная трудностей и творчества жизнь. (Рисунок 12). Прожив до 84 лет, художник умер в Ницце, в городе, который для Матисса ассоциировался с земным раем и был единственным местом, где он чувствовал себя свободным и счастливым. Поэтому совершенно логично, что именно здесь и был организован музей, посвященный его жизни и творчеству.

Рисунок 12

14. Ворвавшись в живопись отчаянным революционером, возмутившим публику своими картинами. А. Матисс к концу жизни превратился в признанного мэтра, эксперименты которого вызывали неизменный интерес, а работы, воспевавшие радость бытия, восхищение зрителей. (Рисунок 13)

Рисунок 13