Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательное пространство Центра детского творчества

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


В настоящее время концепция внедрения информационно–коммуникационных технологий все активнее проникает в различные сферы деятельности человека. Система образования не является исключением.

В связи с этим профессиональная деятельность педагога претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования (повышение профессионального уровня педагога, освоение новых образовательных технологий, переход от принципа “образование на всю жизнь” к “образованию через всю жизнь”) сегодня оказываются напрямую связанными с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).

Однако это вовсе не означает, что наличие в учреждении современных средств ИКТ автоматически влечет за собой рост профессионального мастерства педагогов и качества образования.

Внедрение новых информационных технологий в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования в целом и исторического образования в частности.

Поэтому одним из разделов программы развития центра детского творчества, отражающей все направления национального проекта “Образование”, стало приоритетным направлением “Информатизация учебно–воспитательного процесса Центра детского творчества”, направленная на внедрение новых образовательных ресурсов и технологий.

В этом направлении мы сочли наиболее целесообразным создать систему взаимных согласованных действий всего педагогического коллектива.

Определили цели и задачи Центра детского творчества в этом направлении до 2012 года.

Определили какой вклад может привнести каждый участник образовательного процесса в формирование ИКТ - компетентности, и какие в связи с этим перед ним стоят задачи.

Основная работа методической службы направлена на осознание включенности системы образования в глобальные информационные процессы и готовность к использованию современных интерактивных телекоммуникационных технологий как важного аспекта профессионального роста.

Основные задачи, которые стоят перед методической службой по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательную деятельность заключаются:

  • в поиске новых методов работы;
  • включение в программу обучения новых компьютерных технологий;
  • участие в конкурсах и фестивалях с информационными технологиями;
  • организация семинаров по использованию информационных
  • технологий для педагогов и сотрудников ЦДТ;
  • использование компьютерных технологий при подготовке докладов,
  • выступлений, при проведении конференций, при защите портфолио;
  • создание и ведение сайта ЦДТ.

Важная роль в формировании ИКТ - компетентности отводится библиотеке. Работа библиотеки направлена на формирование у участников образовательного процесса навыка поиска информации на различных носителях, ее обработки и систематизации.

Задачами библиотеки являются:

  • создание электронного каталога, доступного для сотрудников ЦДТ, с целью ускорения работы по поиску информации в фонде библиотеки;
  • создание и пополнение медиатеки, с возможностью просмотра и отбора информации.

В процессе работы педагоги дополнительного образования формируют новый стиль преподавания и разрабатывают модель организации учебного процесса на основе информационных технологий.

Основные задачи, которые стоят перед педагогами:

  • разработка систематизированных, методически грамотно построенных программ с применением информационных технологий;
  • поиск, апробация и применение электронных образовательных программ;
  • разработка интегрированных курсов (с дисциплинами “информатика”, “технические средства обучения”);
  • организация проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • участие в конференциях по проблеме применения информационных технологий в образовании.

Определили цели и задачи Центра детского творчества в воспитательной работе – это опыт применения информационных технологий в подготовке и проведении воспитательных мероприятий ЦДТ:

  • проведение конференций, мастер-классов с использованием мультимедиа технологий;
  • подготовка и проведение праздников, тематических вечеров;
  • издание газеты ЦДТ, создание фильмов, и т.д.

В 2008 году был создан информационно-методический кабинет. Для его деятельности была приобретена компьютерная техника: компьютеры, ноутбук, мультимедийный проектор, принтер, сканер, лицензионное программное обеспечение, компьютеры объединены в локальную сеть и подключены к сети Интернет.

Материальная база, пусть и небольшая, для использования педагогами и детьми современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе была сформирована, и можно было приступать к работе.

В 2008 году наша тема опытно-экспериментальной работы была включена в план работы Педагогической академии последипломного образования Московской области по направлению “Современные образовательные технологии”.

В 2008–2009 учебном году Центру присвоен статус городской экспериментальной площадки. Тема опытно-экспериментальной работы “Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательное пространство Центра детского творчества”.

В эксперименте участвуют учащиеся и педагоги.

Контингент учащихся, охваченных экспериментальной работой – 1170:

дошкольники – 180 чел.;
1-4 классы – 362 чел.;
5-9 классы – 502 чел.;
10-11 классы – 126 чел.

Педагогов, участвующих в экспериментальной работе – 11 чел., в том числе с высшей категорией – 2 чел. (18%); с первой – 4 чел. (36%).

Определены темы индивидуальной опытно-экспериментальной работы педагогов по внедрению ИКТ в образовательную деятельность с целью обеспечения условий для формирования информационной культуры учащихся:

  • Использование мультимедийных информационных технологий при изучении предмета “Народная культура”.
  • Формирование проектной деятельности у учащихся на занятиях в объединении “Спектр”.
  • Использование мультимедийных материалов как средство формирования у учащихся информационной грамотности в курсе “Безопасность дорожного движения”.
  • Работа с источниками информации как средство повышения культуры учащихся в области личной безопасности.
  • Использование сказочных сюжетов с применением информационных технологий как средство формирования высокой мотивации при обучении в дошкольном объединении “Малышок”.

Мы считаем, что главным условием успеха проекта является готовность педагогов к переменам. Поэтому на первом месте на начальном этапе реализации стоит кадровое обеспечение.

Без профессионального развития педагогов в области использования ИКТ невозможно говорить о развитии процесса информатизации дополнительного образования.

Разработан план повышения квалификации педагогов на базе Коломенского государственного педагогического института и муниципального методического центра. За 3 года 18 педагогов прошли курсовую переподготовку по темам:

  • “Основы компьютерной грамотности”;
  • “Интернет-технологии для учителя предметника”;
  • “Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе”.

Работа по внедрению цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс предполагает организацию обобщения и распространения педагогического опыта, т.к. эта проблема, пожалуй, одна их наиболее острых для педагога.

Трансляция опыта может проходить на разных уровнях, и для каждого уровня можно отобрать свои формы. Конкретно для нашего учреждения подошли такие как открытые занятия, участие в педагогических советах и методических объединениях, мастер-классах.

В ЦДТ проведены:

  • методический совет “Использование информационных технологий с учетом современных требований в дополнительном образовании детей”;
  • педагогический совет “Использование информационных технологий в образовательном процессе”;
  • теоретические семинары и семинары-практикумы: “Требования к презентациям PowerPoint”, “Электронное портфолио педагога”.

В рамках представления опыта, наработанного педагогами ЦДТ, были проведены мастер - классы: “Использование ИКТ-технологий на занятиях в дошкольном объединении”, “Батик – искусство украшения ткани”, “Организация применения ИКТ в проектной деятельности обучающихся”.

Организована работа:

  • по оказанию консультативной помощи работникам ЦДТ по освоению современных информационных технологий на базе ЦДТ;
  • по созданию банка учебных занятий, культурно-досуговых мероприятий, мастер-классов с использование ИКТ;
  • по использованию мультимедийной техники при проведении мероприятий на базе ЦДТ и городских мероприятиях;
  • по использованию в работе ЦДТ электронной почты;
  • по использованию информационных услуг Internet в практике работы ЦДТ.

Разработано и утверждено Положение ЦДТ по организации и использованию ИКТ в образовательном процессе. Составлен учебный план в соответствии с новым Положением. Разработаны и реализуются новые дополнительные образовательные программы “Новые носители информации. Базовый курс ПК”, “Студия звукозаписи”, “В мире информации” (компьютерная графика и дизайн).

В программу “Вокальная подготовка” добавлен раздел “Музыка и компьютер”. В объединении “Шахматы” широко используются игровые и обучающие компьютерные программы.

В процессе работы по этим программам идет отработка форм организации учебной деятельности учащихся в дополнительном образовании (парные, групповые, индивидуальные, включая основы проектной деятельности).

Учащимися под руководством педагога – организатора Коротковой Е.В. издается газета “Спектр (в электронном и бумажном вариантах), отражающая деятельность Центра детского творчества.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в преподавании дисциплин художественно-эстетического цикла, таких как “Народная культура”, “Волшебное творчество” оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает легкость и удобство.

Оцифрованные фото и видеоматериалы создали базу для разработки презентаций для занятий: “Русский народный костюм. Пояс в народном костюме”, “Народные праздники на Руси. Честная госпожа Масленица”, “Городецкая роспись”, “Открытка в техника батика”.

Использование электронных презентаций, создаваемых педагогами с помощью редактора PowerPoint помогает преподносить материал разнообразно и интересно, повышает степень восприятия представляемой на занятии информации.

Компьютерные образовательные ресурсы “Русский старинный быт”, “Третьяковская галерея”, “Прогулка по Эрмитажу” в игровой форме позволили совершить виртуальное посещение музеев и картинных галерей, дали возможность учащимся проникнуть в тонкости творчества живописцев, народных мастеров.

Применение цифровых образовательных ресурсов при изучении теоретических дисциплин, таких как “Безопасность дорожного движения”, “Профилактика вредных привычек” позволяет существенно снизить затраты времени на преподнесение нового материала, дает возможность получить большую отдачу от практической работы, развить интерес к предмету, организовать проектную деятельность.

Творчески активные дети составляют презентации самостоятельно, выступают с докладами в общеобразовательных школах или на конференциях. Так, например, учащиеся объединения “Детское волонтерское движение” создали презентации по профилактике табакокурения и пивного алкоголизма. Учащийся объединения “Новые носители информации” составил презентацию к реферату по творчеству Леонардо да Винчи.

Даже за один год работы можно увидеть динамику расширения количества творческих объединений, связанных с использованием компьютерных технологий и педагогов использующих компьютерные технологии в своей работе: 2007-2008 учебный год – 3 педагога, 2008 – 2009 – 11.

Учитывая, что успешность экспериментальной работы достигается в том случае, если в учреждении обеспечивается развитие массового творчества педагогов, происходит стимулирование инновационных процессов в обучении, в ЦДТ был проведен конкурс творческих электронных презентаций, в котором приняли участие 8 педагогов. Подводя итоги конкурса, жюри отметило оригинальность представленных материалов, их содержательную и практическую направленность. Несмотря на то, что многие педагоги только начинают осваивать компьютерные технологии и участвовали в таком конкурсе впервые, отмечается грамотное использование возможностей редактора презентаций PowerPoint, дизайн, цветовое и звуковое оформление.

Использование информационных технологий помогает разнообразить работу с учащимися образовательных учреждений города.

Так, в декабре 2008 года была проведена конференция “Наркомания – знак беды”. На протяжении всего мероприятия использовалась мультимедийная техника. Показ презентации с фото и видеоматериалами способствовал формированию у подростков целостной и структурированной картины той опасности, которую таят в себе наркотики и психоактивные вещества (гиперссылка).

Немалое место в системе дополнительного образования занимают детские конкурсы.

В марте 2009 года были проведены первые городские конкурсы творческих электронных презентаций “Вредные привычки” и “Мы – ЮИД (Юные инспекторы движения)”, в которых приняли участие 19 школ города, около 150 учащихся). Отмечается интерес к этим конкурсам не только у детей, но и у педагогов. Учащиеся, под руководством педагогов создают достаточно сложные в технологическом плане работы.

Таким образом, в Центре детского творчества постепенно вводится система использования современных информационно-коммуникационных технологий. Это позволяет оптимизировать образовательный процесс, делать его информационно насыщенным и интерактивным.

Каждый этап работы по внедрению ИКТ в образовательный процесс является логичным продолжением предыдущего этапа.

Конечно, мы, педагоги, сейчас делаем только первые шаги: учимся пользоваться возможностями телекоммуникаций, изучаем образовательные ресурсы, Internet, разрабатываем пособия на электронных носителях. Однако нельзя не признать, что и эти первые шаги дают уже достаточно ощутимые результаты.

Очень часто учащиеся и педагоги используют для получения информации образовательные порталы, каталоги библиотек, знакомятся с новинками художественной литературы.

С большим интересом и с пользой для себя учащиеся принимают участие в творческих конкурсах, в разработке проектов. Многие задания выполняются совместно, что создаёт атмосферу сотрудничества и даёт также неплохие результаты. Всё это подготавливает ребят к жизни в современном обществе, закладывает основы информационной культуры, что позволит безболезненно адаптироваться им в современном обществе. Экспериментальная работа даёт свои плоды. Использование ИКТ во всех областях образовательного процесса становится обычной нормой работы педагога. Можно с уверенностью сказать, что высокий уровень профессиональной компетентности педагогов Центра позволяет оказывать квалифицированную помощь и поддержку педагогам дополнительного образования городского образовательного пространства.

Приложение.