Урок русского языка по системе Л.В. Занкова "Местоимение"

Разделы: Начальная школа


ЗАДАЧА: обобщение знаний обучающихся по теме “Местоимение.”

ЦЕЛИ:

  • Закрепить умение определять в тексте местоимения;
  • Развивать умения в определении лица, числа ,рода и падежа местоимений;
  • Воспитывать любовь и уважение к близким людям (членам совей семьи).

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Таблица местоимений;
  • Плакат, на котором изображено желтое солнце с семью лучами, в центре “7-Я – моя радость”;
  • Фотографии членов семьи;
  • Карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

У. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих знаниях? Тогда в путь.

Местоимения откроют перед нами свои двери, если мы пройдем испытания.

- Первое испытание: что такое местоимение?

Д. Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы , на признаки предметов, но не называет их. Приведите примеры.
У. Молодцы , вы правильно ответили на вопросы и прошли первое испытание.

Вот мы и в гостях. Нам открыли двери.

2. Тема урока.

Посмотрите, сколько гостей. А кто же здесь хозяева?

На доске:

Я, он, в, на, ты, нас, мне, мни, а, мнем, под, тебя, нос, тот, эта, но.

У. Прочитайте слова. Что вы заметили?
Д. Здесь записаны слова разных частей речи.
У. Назовите местоимения
Д. Я, ОН, ТЫ, НАС, МНЕ, ТЕБЯ, ТОТ, ЭТА.
У. Очень хорошо. С этим заданием вы тоже справились. Теперь следующее задание. Давайте подойдем к личным местоимениям и расскажем им все , что знаем о них.
Д. Местоимения Я,ТЫ ,ОН,МЫ, ВЫ, ОНИ – личные местоимения, они указывают на лицо.
У. Сколько лиц у местоимений.
Д. Три.
У. Назовите местоимение 1 лица единственного числа .
Д. Я.

Минутка чистописания.

Узор из буквы Я.

(Учитель пишет на доске, а дети повторяют узор в тетради).

У. Местоимение Я приготовило вам загадку. Прочитайте слово записанное на плакате. Плакат, на котором изображено солнышко, на лучах буква Я . Надпись “Семья – моя радость” закрыта.

Д. Семья.
У. Молодцы, ребята, отгадали загадку. Читаем хором надпись на плакате. А как вы понимаете слово “СЕМЬЯ”?
У. Послушайте стихотворение.

Семья – это то , что мы делим на всех
Всем понемножку : и слезы, и смех,
Взлет и падение, радость печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печаль.
Семья – это то , что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем.

В гости мы с вами отправимся не одни, с нами пойдут самые близкие наши люди. Кто они? Посмотрите на фотографии, которые лежат у вас на столе и назовите этих людей.

Д. Мама, папа, бабушка, дедушка.

У. Они помогут нам выдержать испытания, пройти все трудности, которые нам приготовили местоимения. Первым нам выполнять задания местоимений будет дедушка. Посмотрите на его фотографию и попросите его помочь вам.

Дети выучили стихи, которые сегодня прочитают на уроке. Вы должны найти местоимения в этих стихах. Хлопнуть столько раз, сколько местоимений услышите.

(Стихотворения читают дети).

Мой дед современный и вовсе не старый
Туристские песни поет под гитару.
Он в джинсах, как я ходит летом на даче,
Мы с дедом проводим вдвоем тренировки
И путаем даже порою кроссовки.
В компьютерах деду все просто и ясно
Мы с дедом друзья!

Л. Рубальская

У. Сколько местоимений вы услышали ,назовите их.

Ответы детей.

У. Ребята, мы сказали, что местоимения имеют три лица. А как изменяются местоимения?
Д. Личные местоимения изменяются по числам. Местоимения третьего лица единственного числа изменяются по родам.

Работа с текстом (на доске).

У. Нам нужно выполнить следующее задание.

Прочитай. Выпиши личные местоимения. Определи лицо, число местоимений.

Я и мой дед очень любим птиц. Зимой птицы голодают. Их жалко. Около нашего дома много деревьев. На них часто садятся птицы. Они ищут пищу. Мы сделали кормушки и насыпали туда семян. Птицы подлетают и охотно клюют. (по В.Бианки).

- Выделенное предложение разобрать по членам предложения.

Проверка.

У. Давайте скажем спасибо дедушке, что помог нам выполнить это задание. Отгадайте еще одну загадку, которую приготовили местоимения. О ком мы так говорим?

Она бывает доброй, а бывает строгой. Она заботливая, никогда не сидит без дела, иногда ругает нас, что мы безобразничаем. Но вечером рассказывает нам сказки или читает книгу. Она очень любит своих детей, а дети любят свою ….(маму)

Дети читают стихотворение. (Хлопки на местоимения)

МАМА!
Первое слово,
Главное слово
В каждой судьбе.
Мама
Землю и небо –
Мир подарила мне и тебе.
Станешь ты взрослым
И словно птица
Вдаль улетишь.
Только для мамы
Ты как и прежде,
Милый малыш.

У. Ребята , вы назвали местоимения ТЫ,ТЕБЕ. Что вы можете сказать про эти местоимения.
Д. Это местоимение ТЫ в именительном и дательном падежах.
У. Мы с вами вспомнили , что местоимения изменяются по падежам. Прежде чем мы выполним задание ,которое подготовили нам местоимения, давайте устно просклоняем местоимение ОНА.

А сейчас слушайте задание. Каждый из вас получит карточку. Внимательно прочитает. И выполнит упражнение в тетради.

Самостоятельная работа.

Списать и вставить пропущенное местоимение ОНА в нужном падеже. Определить падеж.

Мама! Ласковая и нежная, … приголубит … и утешит, с … всегда тепло и весело. Спасибо … за это. Будьте внимательны к мамам , заботьтесь о … всегда. … заслужили это.

Проверка.

Посмотрите на фотографию мамы, поблагодарите ее за помощь и скажите ,что вы очень любите ее.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

1. Упражнение для разминания пальцев.

Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.

2. Маршируют.

Я иду и ты идешь, раз, два, три.
Я пою и ты поешь, раз, два, три.
Мы идем и мы поем, раз, два, три.
Очень дружно мы живем.

У. Молодцы! Пока мы с вами справляемся со всеми заданиями. А что вы можете рассказать про предлоги и местоимения?

Д. Предлоги с местоимениями пишутся раздельно. Еще в начале местоимений его ,ему,им,ей и другими, которые начинаются с гласного, после предлогов добавляется буква Н, например, у него, у них и т.д.

У. Умницы! Отгадайте, о ком мы будем говорить дальше.

Он никого не боится ,никогда не плачет, потому что он мужчина. Летом мы с ним ходим на рыбалку, зимой на лыжах. Он хороший. Кто это?

Д. Читают стихотворение.

Люблю я папу,
Его широкий шаг,
Могучий папин голос
И руки, и пиджак.
Папа мой – не просто папа,
Он мне самый лучший друг!
Мы с ним маме помогаем
Пол паркетный натираем.
О, как прекрасно небо
При солнышке весной!
Как весело мне дома,
Когда отец со мной.

У. Сейчас каждый из вас составит и запишет предложения про папу, про дедушку, про брата, (по выбору учащихся) употребив местоимения ЕГО, У НЕГО, ЕМУ. К НЕМУ.

Проверка. Устно. Морфологический разбор местоимения ЕГО.

У. Умнички! Вы правильно выполнили и это задание. Пора нам уже собираться домой , а мы с вами не поговорили еще об одном самом добром человеке. Кто это?

Она любит детей, добренькая. Покупает что-нибудь вкусненькое. Она заботливая, никогда не ругает. У нее такие ласковые руки! У нее есть любимый человек – дедушка. Кто она? (бабушка).

МОЯ БАБУШКА.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
И все мне любо в ней.
Но бабушкины руки –
Люблю всего сильней.

Проверочная работа. Расскажите нам о своей бабушке, ответив на вопросы (на доске).

- Как зовут твою бабушку?
- Где и с кем она живет?
- Какими делами любит заниматься?
-Часто ли ты бываешь у бабушки?
- Нравится ли тебе бывать у нее? Почему?
- Подчеркнуть личные местоимения единственного числа одной чертой, множественного – двумя.

Проверка.

У. Вот , ребята , мы и погостили у местоимений. На прощание они просят назвать местоимение 1 лица единственного числа.
Д. Я.
У. Отлично. Запишите себе в тетрадь

Я много знаю о местоимении.

У. Расскажите все о местоимении Я.
Д. Это часть речи, начальная форма Я, именительный падеж, единственное число, первое лицо. В предложении это местоимение является подлежащим.
У. Вы действительно много знаете о местоимении. Молодцы!

3. Итог урока.

- Понравился ли вам урок?
- Какое задание понравилось больше всего?
- При выполнении какого задания испытывали трудность?
- Как относятся члены семьи друг к другу ?

Д. В семье все уважают и любят друг друга. Вместе проводят свободное время.

Старшие помогают младшим, младшие слушают старших.

Выставление оценок с комментированием.

Домашнее задание. Ребята, сегодня на уроке использовали тексты, стихи о самых близких нам людях. Дома составите рассказ на тему “Моя семья” и я надеюсь что вам помогут мамы, папы, дедушки или бабушки.